Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2014 в 13:10, курсовая работа
Цель исследования: определить основные аспекты поведения студентов младших курсов.
Задачи исследования:
Изучить особенности поведения студентов на младших курсах
Проанализировать деятельную активность студентов младших курсов
Выявить психолого-педагогические особенности студентов младших курсов
Изучить модели и образцы поведения студентов 1 и 2 курсов направления «Организация работы с молодежью»
Однако не все студенты настолько уверены в себе. Некоторые из них сдаются даже перед незначительными препятствиями на их пути, неспособны создать систему психологической защиты. Малейшие неприятности вызывают у них изменение настроения и чувство неполноценности, они плохо приспосабливаются к быстрым изменениям в жизни, а при длительном стрессовом воздействии незначительных негативных факторов их механизмы защиты и компенсации оказываются столь слабыми, что происходит дезинтеграция психической деятельности и развивается невроз. Невроз, как вы догадались, – это расстройство, связанное с психикой. Такое расстройство наступает в тех случаях, когда есть факторы, которые травмируют ваше внутреннее состояние, тем самым сбивая ваш мозг с нормальной работы. Всё это сопровождается тревогой, эмоциональной нестабильностью, что в свою очередь выражается в раздражительность, нервность и т. д.29 На фоне нервного перенапряжения, перегрузки на работе или в учебе, когда в короткие сроки надо сделать большой объем работы или овладеть новой информацией, возникает неврастения. Она характеризуется повышенной раздражительностью, возбудимостью, быстрой утомляемостью и истощаемостью. Раздражительная слабость проявляется в чрезмерном реагировании по малозначительному поводу. Бурные эмоциональные проявления обычно непродолжительны, а повышенная возбудимость может без всякой причины перейти в слезы и истерики. Такие студенты не способны спокойно сидеть на лекциях, ерзают на месте, постоянно меняют позу, не могут сосредоточиться на учебной деятельности. У них резко падает трудоспособность, усиливается слабость, головная боль, недовольство собой и всеми вокруг. Им не хочется ни читать, ни смотреть телевизор, ни слушать музыку. Ощущается вялость, слабость, апатия, отсутствие аппетита, постоянное чувство усталости и подавленное настроение. Отмечается нарушение сна, трудности засыпания, а утром появляется разбитость и отсутствие чувства отдыха. На фоне метеочувствительности наблюдаются расстройства желудочно-кишечного тракта, сердечнососудистой системы и т.д. 30
Рассмотрим конкретные студенческие группы ОРМ-21 и ОРМ-22. По возрасту коллектив довольно однороден. Разница в возрасте составляет не более 1-2 года. Все имеют среднее школьное образование. Данный коллектив состоит из 36 человек. Из которых 25 девушек и 11 юношей. Традицией коллектива, как и всех студентов, является празднование "дня студента" и проведения такого события, как «экватор» (середина обучения в вузе).
Группа учебно-дисциплинирована, более слабые студенты стараются не отстать от остальных. Отстающим помогают более успевающие студенты, что характеризует сплоченность группы. Члены группы не ограничиваются общением только внутри своего коллектива, а общаются и с другими однокурсниками.
Чувство гражданственности и интереса к политической жизни почти не выражено. Стоит заметить, что скорее всего это связано с нехваткой времени на обсуждение таких проблем. Хорошая успеваемость на данный момент и является долгом и гражданской позицией студента. Отношение коллектива к нарушениям норм общественной морали в целом негативное. Студенты, склонные к нарушению этих норм, никак не проявляют себя внутри коллектива в учебной деятельности.
Уровень подготовки и общего развития студентов ближе к среднему. Иногда заметны пробелы в некоторых областях знаний и скорее это связано с недостатками школьного образования. Интересы студентов лежат в широкой области и это связано с большим количеством изучаемых предметов. Заметен повышенный интерес к компьютерному обучению и, видимо, это связано с востребованностью и популярностью таких знаний.
Недостатком учебного взаимодействия студентов является заимствование одними работ других. При наличии образца работа (проект, расчетная работа, самостоятельная работа, реферат, курсовая и т. п.) выполняется формально, без осмысления написанного. Зачастую одна и та же ошибка последовательно может встречаться у 5-6 человек. Но в целом такое взаимодействие дает положительный эффект.
Основным видом деятельности коллектива является профессиональная деятельность. Это выражается в участии части группы (к сожалению меньшей) в различных мероприятиях, акциях, конференциях и олимпиадах. При наличии заинтересованности и стимула некоторые из студентов принимают участие в таких мероприятиях довольно охотно, понимая полезность и плюсы такого участия. На неудачи других студенты реагируют с сочувствием, хотя могут отнестись и с иронией или безразличием. При появлении трудностей не стараются от них уйти, а мобилизуют силы на их преодоление.
Для определения психологических характеристик используются такие способы анализа в процессе обучения: наблюдение, тестирование, диагностика. Все это можно выяснить с помощью анкетного опроса. В современной педагогике и психологии на сегодняшний день применяются различные методы психодиагностики личности, которые также могут применяться при анализе базовой характеристики личности.
Одно из значений диагностика определяется словом «диагноз», что в переводе с греческого языка означает распознание. Диагностика понимается как распознание чего-либо. Психологическая диагностика предназначена для того, чтобы обеспечить сбор информации об особенностях психики человека.31
Для получения четко структурированной информации об объектах исследования необходимы количественные исследования. В результате них можно выявить не только мнения и предположения, но и точные числовые значения изучаемых объектов исследования. В данной курсовой работе был использован метод анкетирования.
Для проведения анкетного опроса интервьюер должен выполнить ряд условий:
- Предварительно
проконсультироваться с
- Взять на
себя обязательство по
Результаты опроса:
По трем шкалам опроса «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой уровень оказался меньше 0,05, что означает - различия являются статистически значимыми. По шкале «Общий уровень саморегуляции» было выявлено, что сумма рангов показателей саморегуляции в первой выборке (с высоким уровнем адаптивности) превосходит сумму рангов второй выборки (со средним уровнем адаптивности).
Заключение
Модели и образцы поведения студентов в первую очередь зависят от их социально-психологических особенностей.
В результате анализа теоретической литературы по теме исследования, мы пришли к следующим выводам:
В ходе анализа исследований различных ученых и по результатам анкетного опроса, удалось выяснить, что в основном целями и мотивами студентов младших курсов являются: стать хорошим специалистом, хорошо учиться, участвовать в общественной жизни университета, достигнуть определенных результатов в спорте или в некоторых других видах деятельности.
Список используемой литературы
1. В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый
словарь психиатрических терминов, М.,:Изд-во
Глас, 1995 г, с.119-120
2. Соколова Е.Т., Николаева
В.В. Особенности личности при
пограничных расстройствах и
соматических заболеваниях. - М.,:Изд-во
Логос, 1975, с. 201
3. «Современная психология:
актуальные проблемы и тенденции развития»:
материалы международной заочной научно-практической
конференции. (30 октября 2010 г.)
4. Лисовский В.Т. Социология молодежи:
Учебное пособие, Изд-во С.-Петербургского университета,
1996, с. 217-221
5. Электронная онлайн библиотека http://banauka.ru/307.html
6. Лисовский В.Т., Дмитриев А,В. Личность
студента. - Л.: Изд-во Ленинградского университета,
1974.
7. Буйлов В., Куропова Г., Сенаторова Н.
Нервно-психическое состояние студентов.
Высшее образование в России, М.,:Изд-во
Логос, 1996, с.87-90
8. Бодров В. А. Психологический
стресс: развитие и преодоление / В. А. Бодров.
М.:Изд-во ПЕР СЭ, 2006. - 528 с.
9. Романов К.М. Понимание преподавателем
студентов как условие индивидуализации
процесса обучения // Вестник Мордовского
университета. 1993. № 3, с.14
10. Миславский Ю. А. Саморегуляция и
активность личности в юношеском возрасте
/ Ю. А. Миславский. М.:Изд-во Педгогика,
1991. - 152 с.
11. Бреслав Т.Е. Эмоциональные
особенности формирования личности в
детстве: Норма и отклонение. Педагогика.
- М.:Изд-во Экспресс, 1990, с. 19
12. Специфика досуга современной
молодёжи / О. И. Понукалова , М.:Изд-во Элит,
2008, с.127
13. Архангельский СИ. Лекции по
теории обучения в высшей школе. - М., 1974,
с.34-36
14. Щедровицкий Т.П. Об исходных принципах
анализа проблемы обучения и развития
в рамках теории деятельности. Обучение
и развитие. - М., 1966, с.104
15. Андреев Г. Обучение и воспитание в вузах неразделимы // Высшее образование в России. 1996. № 3, с.70
16. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. - М.:Изд-во Просвещение, 1988.,с.236
17. Бойко В.В. Диалог лектора
со слушателями: психологические аспекты,
Изд-во Знание, 1987, с.62
18. Основы педагогики и психологии высшей
школы / Под ред. А. В. Петровского. - М.,:Изд-во
Экс-пресс 1986, с.102-106
19. Абабков В. А. Адаптация к стрессу: основы теории, диагностики, терапии / В. А. Абабков, М. Перре. - СПб.:Изд-во Речь, 2004. - 166 с.
20. Безрукова В. С. Педагогика.
- Екатеринбург, Изд-во ФБК-Пресс, 1994. с.56-57
21. Лисовский В.Т. Социология молодежи:
Учебное пособие, СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского
университета, 1996, с.361 22. Ананьев Б. Г. Избранные
психологические труды: В 2 т. / Под ред.
А.А. Бодалева и др. - М.,:Изд-во Знание, 1980,
с. 127
23. Гутник, И.Ю Педагогическая диагностика
образованности школьников / И.Ю. Гутник. – СПб.,:Изд-во
Теория, 2011, с.167.
25. Т. Ю. Ахундова / Социальная педагогика,
М.:Изд-во Просвещение, 1992, с.157-159
26. Симаева И. Н. Динамика эмоционально-чувственного
состояния личности в процессе адаптации
к деятельности, Изд-во Калининград, 2002,
с.218
27. А.Л. Свеницкий / Социальная психология, М.:Изд-во ЛГОЛУ, 2011,
с.217
28. Е.С.Калмыкова, Медико-психологические
исследования, М.:Изд-во Кнорус, 1988, с.45
Информация о работе Изучение особенностей группы молодежи, представленной студентами младших курсов