Конституционное закрепление принципа многопартийности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 23:44, курсовая работа

Краткое описание

Правовые формы взаимодействия политических партий с государством в концентрированном виде выражают наиболее существенные характеристики взаимоотношений гражданского общества и государства, населения и власти. Эта проблема особенно значима для современной России, где многопартийность, возможно, развивается не столько благодаря самостоятельной политической активности общества, сколько в результате целенаправленных усилий государства, ориентированного на ускоренную политическую модернизацию и заинтересованного в создании упорядоченного и контролируемого политического пространства.

Содержание

Введение
Глава I
1.1 Партия как общественное объединение
1.2 История развития многопартийности в России
1.3 Закрепление многопартийности, свободы ассоциации и идеологического плюрализма в международных нормативно-правовых актах
1.4 Законодательное закрепление гарантий плюрализма мнений и многопартийности в РФ
Глава II
2.1 Классификация политических партий
2.2 Порядок регистрации политических партий
Заключение
Список используемых источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КурсовикКП.doc

— 234.50 Кб (Скачать файл)


                                          Оглавление

 

Введение

Глава I

1.1 Партия как общественное  объединение

1.2 История развития многопартийности в России

1.3 Закрепление многопартийности, свободы ассоциации и идеологического  плюрализма в международных нормативно-правовых актах

1.4 Законодательное закрепление  гарантий плюрализма мнений и  многопартийности в РФ

Глава II

2.1 Классификация политических  партий

2.2 Порядок регистрации  политических партий

Заключение

Список используемых источников и литературы

 

                                        

                                              ВВЕДЕНИЕ

 

Правовые формы  взаимодействия политических партий с  государством в концентрированном  виде выражают наиболее существенные характеристики взаимоотношений гражданского общества и государства, населения и власти. Эта проблема особенно значима для современной России, где многопартийность, возможно, развивается не столько благодаря самостоятельной политической активности общества, сколько в результате целенаправленных усилий государства, ориентированного на ускоренную политическую модернизацию и заинтересованного в создании упорядоченного и контролируемого политического пространства.

Проблема многопартийности и идеологического плюрализма на сегодняшний день весьма остро стоит в нашей стране, особенно актуальной она стала в последнее время в связи с событиями декабря 2011, в частности выборами в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.

В демократическом  государстве признается, что политические партии выражают интересы основных, социальных групп населения. Партии разрабатывают и представляют избирателям альтернативные варианты наиболее оптимальных, по их мнению, решений проблем общественного развития. Всеобщие выборы, выражающие волю народа, имеют смысл только в том: случае, если на суд избирателей выносятся различные программы, разрабатываемые политическими партиями. Многопартийность, следовательно, выступает как форма политической демократии и важнейшая предпосылка формирования органов государственной власти.

Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном референдуме в 1993г., закрепила один из основных принципов демократического государства - наличие многопартийности.

Вопрос о  многопартийности как об основе конституционного строя занимает одно из центральных мест в современной отечественной юриспруденции. Данная тема разработана достаточно подробно, однако не исчерпывающим образом и все еще нуждается в серьезнейшем осмыслении и развитии. Изучением отдельных ее аспектов занимались и занимаются такие выдающиеся русские ученые как: Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, Анисимов Л. Н, Баглай М.В., а так же многие другие известные деятели юридической науки. Их исследования и некоторые другие труды были использованы в качестве базы при написании данной работы. 

Целью данной работы является изучение понятия многопартийности и рассмотрение конституционных основ многопартийности в России и проблемы, связанных с их реализацией.

Поставленная  цель достигается посредством реализации следующих задач:

- проанализировать  становление многопартийности  в ходе исторического развития и в современной России;

-  …………………………………

 

Глава I

    1. Многопартийность как общественно-правовое явление

 

Конституция Российской Федерации в качестве основ конституционного строя закрепляет наличие принципов идеологического и политического многообразия, многопартийности.

Анализ  текста Конституции позволяет сделать вывод о том, что при осуществлении правовой регламентации недопустимо использовать понятия политического плюрализма и многопартийности как синонимы.

Политическим  плюрализмом называется такое состояние  в государстве, когда никакая идеология не получает юридически статуса официальной государственной идеологии, а для выражения и воплощения, различных политических идей и взглядов могут создаваться политические партии и иные общественные объединения, действующие на основе закона и равные перед ним.

Многопартийность  в теории права является понятием более узким и характеризуется  наличием в государстве более  двух политически активных партий, при условии, что хотя бы одна из них является оппозиционной. Однако для наиболее эффективной реализации демократизма необходимым является представительство интересов как можно большего числа социальных групп посредством создания различных политических партий.

Многопартийность как общественно-правовое явление характеризуется наличием определенных признаков: наличие политических объединений граждан; множественность данных объединений; юридически закрепленная возможность их участия в формировании выборных органов государственной власти и местного самоуправления; правовое закрепление статуса данных политических объединений. Т.е. многопартийность - это состояние общественного развития, при котором множественные политические объединения граждан имеют юридическое закрепление своего правового статус и возможности их участия в формировании выборных органов государственной власти и местного самоуправления.

Все страны можно  разделить на группы в зависимости от того, сколько существует в них политических партий, как они действуют, как они соотносятся друг с другом и с государством. Принято считать, что идеальным является состояние, когда в государстве много партий, и все они активно участвуют в политической жизни, т.е. многопартийное состояние или многопартийная система.

В науке называют и другие возможные ситуации. Кроме многопартийной системы называются еще двухпартийная и однопартийная системы. Есть ряд государств вообще без партий.

Многопартийная  система в большинстве высокоразвитых стран Запада, Азии, Латинской Америки  сложилась постепенно и в настоящее время представляет собой самое распространенное явление. Многопартийность вырастала и вырастает из противоречивых интересов различных слоев населения, из неоднородного и пестрого национального состава стран, из противоречивых социальных интересов и т.д. В целом, многопартийность дает возможность разным социальным группам и их представителям бороться за влияние на государственные органы, направлять туда своих представителей и этим добиваться своих целей. Т.е. в таком многоголосом хоре у каждого может быть свое место.

Многопартийная  система имеет свои разновидности. Чаще всего называют три из них:

  • многопартийная система без доминирующей партии (3-4 партии примерно одинаковые по численности и по поддержке избирателями. Они равномерно набирают по 20 - 30 % голосов и, чтобы образовать правительство, вынуждены объединяться в коалиции (Италия, Голландия, и др.);
  • многопартийная система с доминирующей партией. Этот вариант более 40 лет существовал в Японии. Там имеется около полудюжины активных партий, но одна из них все время доминировала, т.к. имела стабильно более половины голосов избирателей. Это Либерально-демократическая партия Японии. Последние несколько лет ситуация изменилась, потому что Либерально-демократическая партия рассыпалась на несколько партий, и модель многопартийной системы с доминирующей партией превратилась в многопартийную систему без доминирующей партии. Ярким примером многопартийной системы с доминирующей партией является Российская Федерация в настоящее время, где доминирующей партией является партия «Единая Россия»;
  • модель многопартийной системы - блоковая модель. Она означает такую ситуацию, когда существует многопартийная система с множеством партий, которые объединяются в избирательные блоки, чтобы набрать большее число голосов. Блоковая модель много лет существует во Франции, поскольку для победы на выборах все полтора десятка партий объединяются в 3 - 4 блока.

Блоковая  модель многопартийной системы не совсем оправдывает свое существование. Дело в том, что политический блок представляет собой принципиально неравноправную, иерархизированную структуру, всегда предполагающую внутриблоковые отношения «господства — подчинения».

 Доминирующая   политическая   партия    навязывает   всему   блоку   свои фундаментальные  интересы.   Блоковая   политика,   как   правило,   лишает протопартии      самостоятельного      политического      функционирования, перечеркивает их будущее.

Т.В. Шмачкова в своем исследовании, посвященном  теории коалиций политических партий, выделяет еще одну модель многопартийной системы - коалиционная. система. Она наиболее эффективна в тех государствах, где «при неустановившейся конфигурации партийной системы партии..., не имеющие еще значимого политического настоящего, способны обрести в коалиции политическое будущее»1, т.к. коалиция основана на равноправии входящих в нее групп.

Двухпартийная система - это достаточно условный термин, потому что двухпартийная система не закрепляется специально в каком-то законе или конституции, а складывается непроизвольно. Это такая система, когда при формальной многопартийности две ведущие партии, попеременно сменяя друг друга, монополизируют власть. Т.е. одна партия уступает место только другой, не допуская какую-либо третью, четвертую и т.д. Двухпартийная система первоначально сложилась в Великобритании, где еще в XVIII в. были две партии: виги и тори. Тори представляли интересы аристократии, а виги - средний класс. То, завоевывая, то, теряя доверие монарха, они то возглавляли правительство, то лишались его и уходили в оппозицию. Эта система оказалась особенно удобной, так как не затрагивала важнейших государственных устоев, позволяя менять отдельных политиков. В настоящее время классическая двухпартийная схема существует в США - республиканцы и демократы попеременно сменяют друг друга. Там сложилась оптимальная ситуация (с точки зрения стабильности режима), т.к. одна партия представлена президентом, а вторая имеет большинство в парламенте. Таким образом, президент и конгресе все время держат друг друга в напряжении, что оказывается полезным для государства.

Однопартийная система - состояние ненормальное, ведь партия - это часть чего-то. А система должна иметь несколько элементов, т.к. одна часть без другой части не составит единого целого. Однопартийные системы появляются, как правило, после военных переворотов, революций, когда какая-то правящая группа (хунта) запрещает, разгоняет все партии и образует исключительно для себя какую-то придворную партию. Есть правда случай, когда с какими-то оговорками допускается принцип однопартийности (это даже не партия в: чистом виде, а некий фронт, группа партий, выступающих как единое целое). Примером служит период борьбы колониальных народов за независимость, когда партии объединялись во Фронт национального освобождения (Алжир).

Государства, где существует или до недавнего времени существовала однопартийная система - это Заир, Кения, Конго и т. д. Говорить о какой-то демократии в этих странах не приходится. Там партии представляли сторонников правящего режима, иногда вступающих в «партию», чтобы не потерять место на государственной службе, а иногда просто включенных в такую партию, т.к. неучастие в ней означало бы явную нелояльность к режиму, проявление политической демонстрации и т.д., результатом чего могли быть либо превентивный арест, либо уход в партизаны.

В ряде стран существует положение, когда  никаких партий нет. Это бывает в двух вариантах: первый вариант, когда партий не было никогда, общество в данной стране не достигло такой степени поляризации, чтобы создавать партии, и второй вариант, когда партии запрещены в результате насилия.

В настоящее  время есть около двадцати стран, в которых не имеется партий. Как  нам представляется, некоторые из них в ближайшее время не будут иметь политических партий. Например, княжество Бутан. Там просто нет политико-социальных предпосылок для создания партии. У государства Ватикан, мы думаем, также никогда партий не будет, потому что это государство очень своеобразно. В таких государствах, как Гана, Гвинея, Иордания партии были, но теперь они запрещены. Ливия, Нигер, Нигерия, Оман - это те страны, в которых или не было партий, или как только они появились, их запретили.

Если рассматривать отечественную  историю, то российское государство в своей эволюции проходило несколько этапов развития, каждый из которых характеризовался наличием той или иной партийной системы.

Говоря  об этапах российской многопартийности, нельзя оставить без внимания предшествующий ей этап - попытку формирования многопартийности в СССР, частью которого Российская Федерация в то время была. Естественно, эта попытка наложила отпечаток на особенности демонтажа однопартийной системы в России и стала своего рода ее предысторией.

Попытка формирования многопартийности в СССР — точнее, поэтапного отхода от однопартийности — связана с инициативами реформаторского крыла в КПСС и решениями XIX партконференции. Откликаясь на давно назревшую общественную потребность, конференция приняла целую серию решений, конечной целью которых было разомкнуть единую систему партийно-государственной власти, покончить с положением, при котором правящая партия была прямо вмонтирована в систему государственного управления, играя роль руководящего центра. Одним из средств для этого была реформа избирательной системы. Устанавливая, квоту для КПСС, профсоюзов, комсомола и других организаций, новый избирательный закон фактически ознаменовал конец практики, когда все сто процентов депутатов отбирались, выдвигались и проводились Компартией. Отныне за ней закреплялось право на выдвижение и выбор в своей среде «партийной сотни» - ста депутатов от КПСС. Остальные же депутаты, если и были по принадлежности коммунистами, выдвигались или другими организациями, или беспартийными гражданами по месту жительства.

Информация о работе Конституционное закрепление принципа многопартийности