Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 23:44, курсовая работа
Правовые формы взаимодействия политических партий с государством в концентрированном виде выражают наиболее существенные характеристики взаимоотношений гражданского общества и государства, населения и власти. Эта проблема особенно значима для современной России, где многопартийность, возможно, развивается не столько благодаря самостоятельной политической активности общества, сколько в результате целенаправленных усилий государства, ориентированного на ускоренную политическую модернизацию и заинтересованного в создании упорядоченного и контролируемого политического пространства.
Введение
Глава I
1.1 Партия как общественное объединение
1.2 История развития многопартийности в России
1.3 Закрепление многопартийности, свободы ассоциации и идеологического плюрализма в международных нормативно-правовых актах
1.4 Законодательное закрепление гарантий плюрализма мнений и многопартийности в РФ
Глава II
2.1 Классификация политических партий
2.2 Порядок регистрации политических партий
Заключение
Список используемых источников и литературы
Их сближают
ценности и ориентиры демократического
правового и социального
В России центризм как теория и практика широкого распространения не получил. Наша страна всегда была страной крайностей. И не случайно, что наша духовная история в значительной степени была историей радикализма. Поэтому в России всегда было легче действовать партиям гражданской войны.
Веками российский народ привыкал жить в обстановке чрезвычайщины. Поэтому в нашей политической культуре доминировали крайности.
Идеи центризма исключительно актуальны для России и в то же время мало востребованы. Об этом свидетельствует такой факт, как отсутствие в стране крупных доктринальных партий левоцентристской и право-центристской направленности. В Государственной Думе РФ не было и нет до сих пор не только социал-демократической фракции, но нет даже депутатской группы.
Не представлена в Государственной Думе и консервативная партия как доктринальная политическая сила. Практика многопартийности в России, не успев закрепиться в сознании рядовых граждан, во многом девальвировалась. Только 26% россиян считают многопартийность важным элементом демократии.
Партии в России не пользуются массовой поддержкой. Многие из них неотличимы друг от друга, что затрудняет самоидентификацию граждан с партиями. Это связано прежде всего с тем, что «главными субъектами российской политики являются не партии, а корпоративно-отраслевые и региональные элиты, лоббирующие свои интересы во власти, минуя политические партии». И «происходит вытеснение политики из публичной сферы в меж- и внутриклановую»27.
И поэтому изменить к лучшему отношение россиян к партиям в настоящее время очень сложно по ряду объективных причин.
Во-первых, согласно Конституции РФ политические партии не получили официальных каналов влияния ни на состав правительства, ни на процесс принятия решений.
Во-вторых, в стране пока не создана партийная система, включающая в себя наличие крупных центристских партий доктринального типа.
По существу Конституция РФ «блокирует политическую инициативу главного политического института демократии – парламент, например, его право на формирование правительства или хотя бы на контроль за его деятельностью». И даже парламентское законотворчество ограничено здесь указным правом Президента, позволяющим ему, в частности, выносить отрицательный вердикт по поводу принятых законов. Следует отметить, что «отрешение Думы от формирования правительства, попавшего в полную зависимость от президентской воли, во многом обессмыслило для избирателей борьбу партий за места в Думе. Какая разница, кто победит, если это никак не влияет на состав правительства и его политику?» Поэтому «многопартийность стала пустой формальностью, значимой разве только для руководителей этих партий». А «их программные заявления и лозунги для большинства населения – ничего не говорящие слова». И «логическим следствием такой многопартийности стало возникновение партии поистине нового типа – «партии власти», созданной не под ту или иную часть общества, а под саму власть»28.
На выборах
в Государственную Думу РФ 2011 года
победу одержала «партия власти» («Единая
Россия»), которая имеет в
В последнее время роль политических партий возросла. Это связано с тем, что начиная с выборов 2007 года все депутаты Государственной Думы РФ были избраны по партийным спискам.
Выборы депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации VI созыва состоялись 4 декабря 2011 года. Впервые Государственная дума избиралась на пять лет29.
В качестве участников выборов были зарегистрированы все официально зарегистрированные в РФ политические партии. Участвовало наименьшее количество политических партий за всю историю парламентских выборов в Российской Федерации. Последние выборы, на которых для полноценного представительства в Государственной Думе партиям было необходимо преодолеть семипроцентный барьер. Первые и последние выборы, на которых партии набравшие от 5 до 6 % голосов, получают по одному мандату в Госдуме, набравшие от 6 до 7 % — два мандата. Ни одна из партий не смогла показать подобный результат. По результатам голосования все четыре партии, которые были представлены в нижней палате Парламента V созыва, сохранили своё представительство в Госдуме VI созыва. При этом ни одна другая партия не смогла туда попасть.
Данный вопрос законодательно регулируется рядом Федеральных законов, в него входят ФЗ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995г. №82-ФЗ, ФЗ «О политических партиях» от 11 июля 2001г. №95-ФЗ и ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996г. №7-ФЗ. Часть 1 Статьи 2 ФЗ «О некоммерческих организациях» относит к числу таких «организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками»30. Основываясь на тексте данной нормы, можно говорить о том, что политическая партия является некоммерческой организацией и к ней уместно применять указанный закон.
4 апреля вступил в силу закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» от 2 апреля 2012 г. N 28-ФЗ. В связи с этим мы будем описывать действующий порядок регистрации партий, сравнивая его с порядком, предусмотренным законом в предыдущей редакции, и прокомментируем некоторые интересные на наш взгляд аспекты.
Данному вопросу целиком посвящена глава II ФЗ, а так же некоторые другие статьи. В соответствии с последней редакцией закона установлена минимальная численность членов политической партии – 500 человек, при этом политическая партия в праве в своем уставе указать минимальную членскую численность региональных отделений. В то время как в прошлой версии закона нижним порогом регистрации было сорок тысяч членов, при этом в большинстве региональных отделений должно было быть не менее 400 человек, в остальных не менее 150 (п. «б»,ч. 2, ст. 3)
Часть 4, статьи 3 ФЗ осталась без изменений и утверждает, что:
«Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе. Основными целями политической партии являются:
формирование общественного мнения;
политическое образование и воспитание граждан;
выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов»31.
Статья 6 закона говорит о том, что партия должна иметь свое наименование, в последней редакции говорится о том, что оно не должно содержать наименований других общественных организаций, «схожих с этими наименованиями до степени смешения, либо наименований политических партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации в связи с нарушением пункта 1 статьи 9»32.
Статья 11 ФЗ закрепляет способы создания политических партий – она создается свободно на учредительном съезде, либо путем преобразования общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения на его съезде. Согласно действующей версии закона (п. 2, ст. 11) партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений в не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, в то время как в старой редакции говорилось «более чем в половине»33 (т.е. разница на один субъект РФ).
Со дня создания
политическая партия осуществляет организационную
и информационно-пропагандистск
Следующим этапом создания партии является созыв Организационного комитета. Организационный комитет уведомляет в письменной форме федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации политических партий, о своем намерении создать политическую партию и указывает ее предполагаемое наименование. Федеральный уполномоченный орган в день получения уведомления и иных документов, указанных в п. 2 ст. 12 ФЗ выдает уполномоченному лицу организационного комитета документ, подтверждающий их представление. Организационный комитет в течение месяца со дня выдачи ему вышеуказанного документа публикует в одном или нескольких общероссийских периодических печатных изданиях сведения о намерении создать политическую партию и о представлении в федеральный уполномоченный орган соответствующих документов.
В соответствии с п. 1, ст. 13 организационный комитет самостоятельно определяет порядок своей деятельности. В течение срока своих полномочий организационный комитет проводит учредительный съезд политической партии. После проведения учредительного съезда, организационный комитет прекращает свою деятельность. При этом денежные средства и иное имущество организационного комитета, а также финансовый отчет об их использовании, в котором указываются источники поступления денежных средств и иного имущества, передаются созданной политической партии. Если в течение срока полномочий организационного комитета не был проведен съезд, имущество и денежные средства (согласно п. 4, ст. 13) возвращается жертвователям, при невозможности этого они переходят в собственность РФ.
После совершения всех описанных действий наступает этап публикации в общероссийских изданиях о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии. Стоит отметить, что "Российская газета" обязана на безвозмездной основе опубликовать сведения о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии.
Учредительный съезд политической партии считается правомочным в случае, если в его работе приняли участие делегаты, представляющие не менее чем половину субъектов (в устаревшей редакции более чем половину) Российской Федерации и преимущественно проживающие в них. Норма представительства делегатов учредительного съезда устанавливается организационным комитетом из расчета, что каждый из указанных субъектов Российской Федерации должен быть представлен не менее чем двумя (тремя, в прошлой версии) делегатами.
Политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений. Политическая партия и ее региональные отделения осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента государственной регистрации. Подтверждением государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения является документ, подтверждающий факт внесения записи о политической партии или ее региональном отделении в единый государственный реестр юридических лиц. Документы, необходимые для государственной регистрации политической партии, должны быть представлены в федеральный уполномоченный орган не позднее, чем через шесть месяцев со дня проведения учредительного съезда политической партии.
Существенным нововведением является понятие «приостановления государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения». Государственная регистрация политической партии может быть приостановлена при наличии следующих оснований для отказа в государственной регистрации политической партии:
Вопросам приостановления
государственной регистрации
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» от 2 апреля 2012 г. N 28-ФЗ вносит еще некоторые изменения, не указанные нами выше, вследствие их весьма относительной связи именно с порядком регистрации партий.
По нашему мнению, принятие данного закона было вызвано рядом факторов. Во-первых, по данным соцопросов только лишь 16% населения выразили абсолютное доверие к парламентским партиям. Во-вторых, активизация деятельности «внесистемной оппозиции», вопреки мнению, формируемому официальной властью, так или иначе повлияло на ситуацию в стране и расклад сил на политической арене. Упрощение порядка регистрации партий было одним из основных требований оппозиции, выдвинутых на послевыборных митингах на Болотной площади в Москве, Пионерской площади в Санкт-Петербурге и других городах России, и оно было выполнено. По нашему мнению, это служит позитивным знаком в развитии институтов демократического и правового государства в нашей стране.
Информация о работе Конституционное закрепление принципа многопартийности