Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 13:46, контрольная работа
Раскройте сущность учения В.И. Вернадского о биосфере, роль живых организмов в биосфере.
Понятие о биосфере было впервые введено в науку австрийским геологом Э. Зюссом. Более глубоко учение в области биосферы разработано академиком В.И. Вернадским. В его учении заложены основы современных представлений о взаимосвязи и взаимодействии живой и неживой природы. В наши дни учение В.И. Вернадского служит естественнонаучной основой рационального природопользования и охраны окружающей природной среды.
12. Форма государства.
Форма государства - это совокупность признаков, показывающих порядок образования и организацию высших органов государства, его территориальное устройство, приемы и методы осуществления государственной власти.
Следовательно, форму государства характеризуют три элемента: форма правления, форма государственного устройства и политико-правовой режим.
Исторический процесс развития государства характеризуется множеством его форм. С одной стороны, в пределах одного и того же типа государства могут встречаться разные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой - государства различного типа могут облекаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общественной и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство.
Значительное влияние на форму государства оказывают культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных воззрений, национальный менталитет, географические условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений державы и ее органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и т.д.). Иными словами, на форму государства влияют не только объективные, но и субъективные причины.
Таким образом, вопрос о форме государства имеет не только теоретическое, но и первостепенное практическое значение, особенно в условиях осуществления крупных социально-экономических и политических реформ, когда от организации государственной власти определяющим образом зависят эффективность государственного управления, состояние законности и правопорядка.
Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и взаимодействия между собой и населением.
Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному органу. В первом случае имеет место монархическая форма правления, во втором - республиканская.
Монархия - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.
Основными юридическими свойствами классической монархической формы правления являются: пожизненное пользование властью главой государства (царь, король, император, шах); занятие трона по наследству или по праву родства; представительство государства монархом по своему усмотрению; юридическая и политическая безответственность монарха.
Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления.
Когда власть монарха неограничена, форма правления называется абсолютной монархией. Для нее характерно полное бесправие народа, отсутствие представительных учреждений, сосредоточение всей власти в руках монарха. В неограниченной монархии воля монарха - один из источников права.
Если монарх не обладает всей полнотой власти, то форма правления приобретает характер ограниченной монархии. В свою очередь ограниченная монархия классифицируется на дуалистическую и парламентарную.
Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная - у парламента. Однако в ряде случаев парламент фактически подчиняется монарху, который обладает правом вето на принимаемые парламентом законы, что не дает возможности им вступить в силу. Кроме того, монарх в дуалистической монархии обладает неограничейным правом на издание указов, подменяющих собой законы либо имеющих даже большую нормативную силу по сравнению с ними.
Дуалистическая монархия представляет собой форму правления, которая возникает в переходные периоды развития общества, в частности, когда класс феодалов уже не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия еще настолько слаба, что не в силах взять всю полноту власти в свои руки. В результате возникает политический компромисс между феодалами и буржуазией. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения. Подобная форма в прошлом существовала в кайзеровской Германии, Австрии, Италии, Румынии; в настоящее время - в Марокко, Иордании, Кувейте и некоторых других странах арабского мира.
Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, исполнительная - правительству.
В парламентарной монархии правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент; лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мандатов, становится главой правительства; правительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом; законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом; в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха в значительной степени символична. Он «царствует, но не правит». Парламентарную монархию нередко называют конституционной монархией. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени. Примерами парламентарной монархии могут служить Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.
Парламентарная монархия, в отличие от дуалистической, представляет собой чисто буржуазную форму правления и является политико-правовым отражением полной победы буржуазии над феодалами.
Республика - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Общими юридическими признаками республиканской формы правления являются: выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти; осуществление государственной власти не по собственному бесконтрольному праву, а по поручению народа; юридическая ответственность главы государства, членов избранных коллегиальных органов (депутатов) в случаях и в порядке, предусмотренных законом; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; взаимная ответственность государства (всех его органов) и личности и др.
Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, в наше время наполнилась демократическим содержанием. Современные республики делятся на два вида: парламентарные и президентские.
Парламентарная республика характеризуется верховенством парламента в организации государственной жизни страны. В такой республике правительство формируется парламентским путем из
числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые имеют большинство голосов в парламенте. Члены правительства несут ответственность за свою деятельность перед парламентом. Правительство правомочно осуществлять управление страной до тех пор, пока пользуется доверием парламентского большинства. В противном случае оно либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.
Главной функцией парламента являются законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью, разработка и утверждение государственного бюджета, определение основных направлений социально-экономического развития страны, решение вопросов внешней политики.
В таких республиках глава государства - президент - избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Такая форма избрания главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. В современных парламентарных республиках процедура избрания главы государства не везде одинакова. Например, в Австрии глава государства избирается на основе всеобщего избирательного права.
Отдельные авторы (В.Н. Хропанюк, С.А. Комаров) утверждают, что глава государства в парламентарной республике обладает довольно широкими полномочиями: имеет право роспуска парламента, обнародует законы, издает указы, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т.д. Действительно, формально глава государства в парламентарных республиках наделяется большими полномочиями, однако на практике он не оказывает столь значительного влияния на осуществление государственной власти. На самом деле в парламентарной республике любое действие главы государства может быть реализовано только с согласия правительства. Исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые и несут за них ответственность. Известный российский исследователь Ю.А. Дмитриев пишет: «Положение президента в парламентской республике отдаленно напоминает положение монарха в парламентарных монархиях, его функции главы государства носят чисто номинальный, формальный характер, большей реальной властью в стране обладает глава правительства».
Глава правительства (премьер-министр, канцлер, председатель совета министров, глава кабинета министров) в парламентарной республике назначается, как правило, президентом. Являясь лидером партии, получившей большинство голосов в парламенте, он формирует правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом.
Есть основание утверждать, что парламентарная республика представляет собой такую организацию высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, правовую законность.
В качестве примеров парламентарных республик можно привести такие, как ФРГ, Финляндия, Венгрия, Чехия, Эстония и др.
Второй разновидностью республиканской формы правления является президентская республика. В ней президент сосредоточивает в своих руках полномочия главы государства и главы правительства.
Наиболее характерными юридическими признаками президентской республики можно считать следующие: внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства; правительство формирует президент, но зачастую с согласия парламента; ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом; президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент в случае грубого нарушения конституции, злоупотребления властью, совершения преступления может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (так называемый импичмент); президент является верховным главнокомандующим и др.
Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Однако для всех президентских республик характерным является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства в одном лице (США), либо непосредственно назначает главу правительства и участвует в формировании кабинета или Совета Министров.
В цивилизованных государствах президентская форма правления действует на основе принципа разделения властей. Чтобы избежать диктата исполнительной власти на законодательную и судебную власть в президентских республиках на уровне конституции закрепляется сложная система эффективно действующего механизма взаимных «сдер-жек и противовесов».
В настоящее время президентская республика является достаточно распространенной формой правления во многих регионах мира (США, Бразилия, Аргентина, Нигерия, Филиппины и др.).
Кроме парламентарной и президентской республики, в реальной жизни существует смешанная (полупрезидентская) республика. Она характеризуется сочетанием основных черт обоих типов республиканской формы правления, а также новых, не известных ни одному из рассмотренных выше типов республики черт.
Для республик смешанного типа правления характерно отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством. В ряде государств всенародно избранный президент, будучи главой государства, в формально-правовом смысле оказывается отделен от руководства исполнительной властью, которое конституция страны возлагает на правительством. В этом случае конституция может устанавливать принцип доверия нижней палаты парламента по отношению к формируемому президентом правительству.
Одним из признаков, присущих исключительно республикам смешанного типа правления, является закрепленная в конституции страны возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае возникновения непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом (такое правомочие президента закреплено, например, во Франции, России, Беларуси).
В процессе исторического развития республиканская форма правления становится все более распространенной. Для большинства постсоциалистических государств характерной стала президентская республика.
Вместе с тем в современных условиях мы встречаемся и с «гибридными» фермами правления, которые условно можно назвать «республиканскими монархиями» или «суперпрезидентскими республиками». Так, в условиях тоталитарных систем появились республики, которым присущ один из главных элементов монархии - пожизненное властвование главы государства. Например, согласно ст. 220 Конституции Югославии 1963 г., переизбрание не распространялось на И. Броз Тито. Пожизненными объявили себя президенты Уганды, Туниса, Экваториальной Гвинеи и некоторых других государств.
Информация о работе Контрольная работа по "Конституционное право"