Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 10:50, контрольная работа
Задание 1: Дайте подробный анализ такой характеристики государства, как политический режим. Приведите примеры современных государств, имеющих различные виды политических режимов. Проанализируйте изменения политического режима в России. Каким образом политический режим закреплен в современном российском законодательстве?
Задание 2: Дайте научно-теоретическую характеристику системы российского права. Каково место публичного и частного права в ней? Приведите примеры публично-правовых и частноправовых правоотношений. Приведите примеры институтов права, которые носят межотраслевой характер.
Так, например, толкование текста ст. 126 Конституции РФ дает основание для вывода о том, что дача Верховным Судом РФ разъяснений по вопросам судебной практики является таким же равноценным его полномочием, как и другие полномочия.
Роль и значение разъяснений постановлений Пленума Верховного Суда РФ для судебной и, в целом, правоприменительной практики можно проиллюстрировать на примере постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 года № 6 «О выполнении судами постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 1993 года № 3 «О практике судебной проверки законности и обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей» (в ред. постановления Пленума от 25 октября 1996г. № 10).
В нем разъяснено, что в соответствии со ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах, вступившего в силу 23 марта 1976 года (нормы которого в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации и имеют верховенство над ее внутренним законодательством), каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство его дела в суде, чтобы этот суд мог безотлагательно вынести постановление относительно законности его задержания и распорядиться о его освобождении, если задержание незаконно.
Как видно из приведенного
разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, его цель - не только обратить внимание
судов на необходимость правильного
В этой связи хочу подчеркнуть, что содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ разъяснения по вопросам судебной практики обязательны для судов, поскольку такие разъяснения, основанные на требованиях закона, способствуют правильному толкованию и единообразному применению закона на всей территории Российской Федерации и помогают избежать судебных ошибок.
Если же исходить из того, что разъяснения Пленума обязательными для судов не являются, то возникает сомнение: а была ли необходимость закреплять на конституционном уровне положение о даче Верховным Судом РФ разъяснений по вопросам судебной практики? И к чему такие разъяснения, если их можно игнорировать?
В подтверждение сказанного уместно сослаться на ч. 2 ст. 13 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации». В соответствии с этой нормой по вопросам своего ведения Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации.
В постановлениях Пленума Верховного Суда РФ разъяснения по вопросам применения законодательства, основанные на требованиях закона и обобщенных данных судебной практики в масштабах страны, представляют собой своеобразную форму судебного прецедента. Они являются ориентиром, подлежащим обязательному учету в целях вынесения законных, обоснованных и справедливых приговоров, решений, определений и постановлений.
Данные факты позволяют сделать вывод: нормативные акты, обладающие высшей юридической силой (конституция, законы), могут быть конкретизированы нормами, содержащимися в актах, обладающих меньшей юридической силой, и, по сути, являющимися актами, разъясняющими и развивающими положения конкретизируемых актов. В этом смысле постановления пленумов Верховного и Высшего Арбитражного судов по юридической силе весьма сходны с подзаконными актами.
Даже существование на практике судебного прецедента, означает то, что постановления высших судебных инстанций являются источником права.
Можно отметить, что итоговые решения конституционного (уставного) суда в значительной мере являются источником права соответствующего субъекта Российской Федерации, оказывают заметное влияние на развитие принципа разделения властей, на закрепление и охрану институтов государственной власти и местного самоуправления, на обеспечение соответствия регионального законодательства федеральному и "проникновение" правовых позиций федерального Конституционного Суда в региональную правовую систему. Функция обеспечения соответствия регионального законодательства федеральному осуществляется косвенно, путем обоснования правовой позиции суда не только ссылками на конституцию (устав) субъекта Федерации, но и обращением к авторитету соответствующих федеральных законов, возложением обязанности на законодательные (представительные) и исполнительные органы субъекта Федерации привести свои акты в соответствие с федеральным законодательством. И наконец, имеются отдельные факты, когда конституционные (уставные) суды своими запросами переносят разрешение вопросов и споров в Конституционный Суд Российской Федерации ввиду очевидного несоответствия положений регионального законодательства Конституции Российской Федерации.
Задание 4:
Приведите примеры видов
Соблюдение норм права обеспечивается
возможностью применения мер принуждения
за нарушение обязанностей, предусмотренных
законом и в целях защиты интересов общества
и государства, прав и свобод граждан и
организаций.
Закрепленные в нормах права
предписания о мерах принуждения за неисполнение
обязанностей и в целях защиты прав других
лиц носят название санкции правовой нормы.
Примерами санкций в гражданском
праве являются: возмещение убытков за
неисполнение договорных обязательств;
возмещение вреда, нанесенного имуществу,
здоровью или жизни потерпевшего; истребование
собственником или законным владельцем
имущества из чуждого незаконного владения.
В трудовом праве санкциями норм являются
дисциплинарные взыскания (гл. IX КЗоТ)
и меры ответственности (вплоть до уголовной)
за нарушения законодательства о труде
должностными лицами и работодателями
(ст. 249 КЗоТ); так называемая «материальная
ответственность» за вред, причиненный
во время работы.
В административном праве типичными
санкциями являются штрафы, исправительные
работы, административный арест, отстранение
от должности, а также особые случаи прекращения
государственной службы (ст. 21 Федерального
закона «Об основах государственной службы»).
Санкциями норм уголовного права служат
меры наказания за совершение преступлений,
предусмотренныхУК РФ.
В комплексных отраслях и массивах
права (земельном, природоохранительном,
транспортном и др.) меры принуждения (ответственности)
сочетают гражданско-правовые (возмещение
вреда), административные взыскания (штрафы,
лишение прав на охоту, приостановление
и прекращение деятельности предприятий),
уголовно-правовые наказания, предусмотренные
УК РФ, и гражданско-правовые санкции за
причинение вреда природным объектам.
Далеко не все статьи или пункты
иного нормативного акта содержат все
названные элементы структуры правовой
нормы.
Так, статьи Особенной части Уголовного
кодекса указывают только вид преступного
деяния и его признаки, а также вид и меру
уголовного наказания за его совершение.
Само правило поведения, а именно - запрет
всякого преступления - вытекает из включения
статьи о нем (или ее части) в Уголовный
кодекс. Например, ч. I ст. 109 УК РФ устанавливает:
«Причинение смерти по неосторожности
наказывается ограничением свободы на
срок до трех лет или лишением свободы
на тот же срок». Содержание правила: «Причинение
смерти по неосторожности запрещается
под страхом уголовного наказания» здесь
не повторяется, поскольку это вытекает
из Общей части Уголовного кодекса для
всех статей его Особенной части (ст. 2,
14, 49 и последующие статьи УК РФ).
Отсюда вытекает построение статей Особенной
части УК по структуре «правоохранительных»
или «карательных» норм: «за такое-то правонарушение
-такое-тонаказание (или взыскание)».
Аналогична и структура статей Особенной
части Кодекса РСФСР об административных
правонарушениях (КоАП РСФСР), поскольку
данный закон также исходит из задач охраны
общества и государства и предупреждения
правонарушений. Структура карательных
(правоохранительных) норм присуща также
нормам о нарушении таможенных правил
и ответственности за них (гл. 38 и 39 ТК РФ),
другим видам административной ответственности
за нарушение правил санитарной, противопожарной
безопасности, правил пользования электроэнергией,
предусмотренным КоАП РСФСР.
Статьи Гражданского, Трудового, Земельного,
Семейного, других кодексов и законов,
напротив, содержат главным образом развернутую
регламентацию прав и обязанностей участников
отношений и условий, при которых они действуют,
т.е. диспозиций и гипотез соответствующих
норм.
Подобные нормы носят позитивно-регулятивный
характер, т.е. направлены на детальное
регулирование прав и обязанностей участников
отношений, других позитивных предписаний
о содержании дозволений, обязанностей
или запретов, а также условий их возникновения,
изменения или прекращения. Санкции к
этим нормам обычно выделены в особые
статьи, главы и даже разделы названных
кодексов или других актов. Примером могут
служить статьи КЗоТ о взысканиях за нарушение
трудовой дисциплины и нарушение норм
законодательства о труде; статьи ГК о
защите права собственности, о взыскании
убытков за невыполнение обязательств,
о возмещении за причиненный вред, которые
были приведены ранее.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"