Концепция правового государства и ее реализация в Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 01:35, реферат

Краткое описание

Человечество с древнейших времён ищет оптимальные формы соотношения личности и государства, сочетания их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять собой высший закон для государства. Однако, практика далеко не всегда достигала таких высоких идеалов и обычно "останавливалась" на более низких - выгоде для государства, отдельных слоев, облечённых публичной властью. Ещё Аристотель выделял два рода правления, один из которых направлен к выгоде правителя, другой - подданных, общества

Содержание

1 РЕФЕРАТ НА ТЕМУ «КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В БЕЛАРУСИ» 3
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 5
2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 12
3. ПОСТРОЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
2 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ: КЛАССИЧЕСКАЯ, НЕКЛАССИЧЕСКАЯ И ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ 25
3 КАКОЕ БУДУЩЕЕ У ФИЛОСОФИИ? 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Вложенные файлы: 1 файл

Сурс.docx

— 62.48 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

1 РЕФЕРАТ НА ТЕМУ «КОНЦЕПЦИЯ  ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ЕЕ  РЕАЛИЗАЦИЯ В БЕЛАРУСИ»

 

Введение

Человечество с древнейших времён ищет оптимальные формы соотношения личности и государства, сочетания их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять собой высший закон для государства. Однако, практика далеко не всегда достигала таких высоких идеалов и обычно "останавливалась" на более низких - выгоде для государства, отдельных слоев, облечённых публичной властью. Ещё Аристотель выделял два рода правления, один из которых направлен к выгоде правителя, другой - подданных, общества. Ведь государство, так же как и всякий иной социальный институт, можно использовать в различных целях. Оно может служить некоторым элитам, но может действовать и в интересах всего общества.

В современной белоруской правовой науке нет более популярного, но в то же время малоизученного термина, чем "правовое государство", особенно когда речь идет о построении правового государства в Республике Беларусь. По отношению к данному феномену можно сказать то же самое, что в свое время Аврелий Августин сказал о времени: "пока я не задумываюсь об этом, мне кажется, что нет ничего понятнее".

Актуальность данной работы обусловлена тем, что, во-первых, доктрина правового государства связана с фундаментальными проблемами понимания государства и права, с особенностями интерпретации природы этих важных социальных явлений. Доктрина и ее теоретические основы имеют важное идеологическое и научное значение для политической и правовой теории и практики, предопределяя в свою очередь решение целого ряда других вопросов теории права и государства. Во-вторых, доктрина правового государства - одна из исторических форм интерпретации роли и места государства в мире и в обществе, его природы, ценностных и целевых ориентиров. Кроме того, актуальность темы обусловлена постоянным обращением к ней со стороны ученых-правоведов. Сегодня признается тот факт, что правовым может быть названо такое государство, чье функционирование основано на праве и основным направлением деятельности которого является соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека. А это особенно важно, т.к. Наша страна достаточно молодая и стремится построить прочный фундамент для своего существования не только в политическом и экономическом плане, но и в социальном и правовом.

Названные обстоятельства и определяют в целом актуальность данной темы.

Объектом исследования является правовое государство как определенная философско-правовая теория и соответствующая практика организации государственной власти и обеспечения прав и свобод человека.

Методы исследования: общетеоретические (объективность, конкретность, историзм), логические (анализ, синтез), специальный (формально-юридический).

Предмет исследования заключается в анализе политико-правовой мысли, определяющей понятие и сущность правового государства, а также отдельных моментов, возникающие при построении правового государства в Республике Беларусь.

Цель данной работы: рассмотреть концепцию правового государства и его реализацию в Республике Беларусь.

При подготовке работы были использованы различные источники в том числе, нормативно-правовые акты Республики Беларусь: конституция Республики Беларусь, гражданский кодекс Республики Беларусь из которых при написании работы в качестве примеров были использованы некоторые статьи. Также для раскрытия темы приводятся положения из законодательных и нормативных актов, использованы исследования правового государства, учебная литература. Для понимания сущности прав человека, особый интерес представляет всеобщая декларацию прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г, международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, международный пакт о гражданских и политических правах (оба пакта приняты ООН 16 декабря 1966 г., ратифицированы СССР 18 сентября 1973 г.), ряд конвенций, принятых ООН (о предупреждении геноцида, апартеида, о политических правах женщин и др.), конвенций мот (международной организации по труду).

 

1. Современная  концепция и принципы деятельности  правового государства

Правовое - это такое государство, в котором создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для последовательного ограничения с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений с её стороны. Решающей социально-экономической предпосылкой правового государства является гражданское общество. Политической основой правового государства является политический плюрализм. Нравственной предпосылкой - общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности.

С учетом исторических данных, общественной и государственной практики и с позиций современного научного знания можно выделить такие принципы правового государства:

1. Принцип приоритета  права. Приоритет права означает:

А) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона;

Б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой;

В) необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов;

Г) наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).

2. Принцип правовой  защищенности человека и гражданина.

Названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов. Непреходящий характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д. Абсолютность (тотальность) этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека [10, с. 191].

Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки. Это:

1) равенство сторон  и взаимная ответственность государства  и гражданина;

2) особые тип правового  регулирования и форма правоотношений;

3) стабильный правовой  статус гражданина и система  юридических гарантий его осуществления.

Нормальные правовые отношения предполагают равенство и взаимную ответственность их сторон. Поскольку презюмируется, что правовое государство и гражданин - равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения и т.д.). Устойчивый, стабильный правовой статус гражданина (его права и обязанности) и четко работающий юридический механизм его обеспечения позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права могут быть в любой момент нарушены.

3. Принцип единства  права и закона.

4. Принцип правового  разграничения деятельности различных  ветвей государственной власти. Из определения правового государства  можно выделить два главных  принципа (две стороны сущности) правового государства:

1) наиболее полное  обеспечение прав и свобод  человека и гражданина (социальная  сторона);

2) наиболее последовательное  связывание посредством права  политической власти, формирование  для государственных структур  режима правового ограничения (формально-юридическая  сторона).

Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение - гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, а возможность отправления функций государственной власти становится вторичной. Сегодня политико-правовой наукой в виде естественных признается система гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во всеобщей декларации прав человека 1948 г., в международных пактах о правах человека 1966 г. И других.

Второй принцип воплощается в жизнь с использованием, прежде всего следующих способов и средств.

1. Государственную власть  ограничивают сами права и  свободы человека, т.е. Реальное осуществление  первого принципа.

2. Среди правоограничивающих  мер особое место занимает проблема разделения властей. Ее главное требование, выдвинутое Дж. Локком и Ш.Л. монтескье в период борьбы буржуазии с феодализмом, заключалось в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных) [10, с. 193].

3. Как способ ограничения  политической власти выступает  верховенство закона и его  господство в общественной жизни.

4. Взаимная ответственность  государства и личности - это тоже  способ ограничения политической  власти [11, с. 199].

Таким образом, при всем разнообразии трактовок идей правового государства в общей теории права разработаны принципы правовой государственности, которые в своей основе признаются большинством авторов.

К ним относятся такие признаки правового государства, как:

Господство права и верховенство закона;

Разделение властей;

Принцип взаимной ответственности государства и личности;

Самоограничение государственной власти;

Гарантированность прав и свобод личности;

Эффективная система контроля и надзора за осуществлением законов и других нормативных актов.

Концепция о господстве права и верховенстве закона как необходимых атрибутов правового государства характерна для русскоязычной, точнее, постсоветской юридической литературы. Она соединяет в себе два подхода к проблеме правовой государственности: англоязычную концепцию правления (господства) права и различные варианты романо-германской концепции правового государства. В чем же состоит сходство и различие идей о господстве права и о верховенстве закона в правовом государстве? Объединяет эти концепции то, что они направлены на обеспечение правового порядка в государстве. Существенное различие состоит в том, что в концепциях правления права подчеркивается независимость права от государства, государственный закон не рассматривается как основной источник права.

А идея верховенства закона проникнута верой, что государственный закон, по крайней мере, правовой закон, может обеспечить правовой порядок, ограничить произвол государственной власти.

Кроме того, следует отметить, что принцип верховенства закона может быть наполнен различным содержанием, в зависимости от того, какой смысл вкладывается в понятие "закон".

В юридической литературе по проблемам правового государства часто цитируются слова античных авторов о власти закона. Высказывания античных авторов о верховенстве закона в общественной жизни не имеют никакого отношения к теории правового государства. Понимание закона в древней Греции не соответствует современному понятию. В греческом языке не было слова адекватному современному понятию права или закона. Слово "nomos" могло означать божественный закон, человеческий закон, закон природы, собственно юридический закон.

Таким образом, у античных авторов речь идет не о власти "человеческого" закона, а о непосредственном правлении вечных, незыблемых, и не зависящих от воли людей естественных законов природы.

Кроме того, понятия "государство" в его современно значении также не существовало во времена античности.

Любая правовая концепция прямо или косвенно отражает определенную политическую реальность и является продуктом своего времени. Идея верховенства закона в ее юридической интерпретации доминирует в политико-правовой мысли в связи с образованием буржуазного общества, которое нуждалось в ограничении государственной власти, создании общих стабильных правил игры в политической, экономической и социальной жизни. Верховенство закона, по мнению многих философов, политиков, юристов, могло обеспечить отсутствие государственного произвола, равенство граждан перед законом и судом, гарантировать правовой порядок, ограничить вмешательство государства в экономику и частную жизнь, обеспечить свободу предпринимательства и т.д. В последствие принцип верховенства закона использовался разными политическими режимами, в том числе и тоталитарными [5, с.27].

На рубеже 60-70-х гг. XIX в. Идеи правовой государственности начинают осваиваться и в России. Профессор петербургского университета н.м. Коркунов был поборником строгого соблюдения законов: "каждый отдельный орган государственной власти имеет власть лишь в пределах закона".

С идеей ограничения монархии концепцию правового государства связывает C.A. Kотляревский. Заслуга его состоит, прежде всего, в том, что он, изучив основные памятники права и действующие в начале XX в. Конституции наиболее развитых государств, сумел определить тот необходимый объем свободы, который должен обеспечиваться в отношениях "государство-личность", и предложил свою конституцию государственного устройства.

В отечественной литературе утверждение о том, что три ветви власти, законодательная, исполнительная и судебная - должны быть самостоятельными и независимыми, сдерживать друг друга, воспринимается как аксиома и не подвергается сомнению.

Информация о работе Концепция правового государства и ее реализация в Беларуси