ПРАВОВЕДЕНИЕ
Тема 1
Теория государства
и права
- Основные теории происхождения государства.
- Понятие и признаки государства.
- Формы государственного устройства.
- Правовое государство, его признаки. Основные правовые системы современности.
- Основные принципы международного публичного права. Международно-правовые средства разрешения международных споров.
____________________________________________________________________________________________________________________________
1.1.
Основные теории происхождения государства
Государство,
как особый социальный институт, существовало
не всегда. Будучи историческим явлением, государство возникает на
этапе формирования классов.
Существуют различные
теории возникновения государства:
- теологическая – одна из самых древних, обоснование которой связывают, например, с Фомой Аквинским. Для нее характерна производность государства от воли Бога, поэтому в государстве все изначально целесообразно и человеку вмешиваться в установленный порядок вещей недопустимо;
- патриархальная (автор – английский ученый XVIII в. Роберт Филмер) – государство возникло в результате механического соединения родов в племена, а племен в большие целостности, вплоть до государственных образований;
- теория общественного договора (Г. Гроций, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо) – государство есть результат договора между суверенным властителем и подданными;
- теория насилия (автор польско-австрийский социолог и правовед Л. Гумплович, К. Каутский) – государство явилось организацией победителей над побежденными. Государство появляется в результате насилия, применяемого для удержания в повиновении завоеванные территории и народы;
- психологическая концепция – зародилась в конце XVIII века при теоретической поддержке Н. М. Коркунова и Л. И. Петражицкого, которые утверждали, что психологическая потребность человека в авторитете и лидере обусловила развитие общества и государства. Усложнение отношений и связей между членами общества привело к признанию государства в качестве лучшей формы обеспечения их интересов;
- марксистско-ленинская теория – государство возникает в результате деления общества на классы как выразитель интересов экономически господствующего класса; естественной частью этой теории является проблема отмирания государства.
В раннем марксизме государство рассматривалось
в качестве машины для осуществления власти
над обществом, как аппарат классового
принуждения.
В марксизме «классическом»
- как аппарат публичной власти
в обществе, основное политическое орудие,
посредством которого буржуазия осуществляет
свое классовое господство над народными
массами.
Таким образом, с точки зрения марксистской
теории государство – это организация политической
власти экономически господствующим классом.
1.2.
Понятие и признаки государства.
В течение
многих десятилетий классовый подход
в понимании сущности и происхождения
государства доминировал в отечественной
литературе.
Вместе с
тем, в современной литературе большое
место уделяется общесоциальному подходу,
в рамках которого государство определяется
как особая форма политической организации
власти, образуемая национальной и многонациональной
общностью на определенной территории,
обладающая суверенитетом и осуществляющая
управление обществом на основе права
с помощью специального механизма (государственного
аппарата) и материально-финансовых ресурсов
(налогов).
Термин “государство” обычно употребляется в
двух значениях:
- в широком смысле (как страна, отечество, народ, расположенные на определенной территории и представленные органом высшей власти; в этом значении говорят, например, о российском, французском и т. п. государствах);
- в узком, собственном смысле.
Государство – это
организация политической власти, содействующая
осуществлению конкретных интересов
(классовых, общечеловеческих, национальных
и т. п.) в пределах определенной территории.
Структура государства:
- система законодательных (представительных) учреждений;
- исполнительно-распорядительные органы;
- судебные органы.
Признаки государства:
- наличие публичной власти;
- система налогов, податей, займов;
- территориальное деление населения;
- суверенность (государство обладает наивысшей и неограниченной властью по отношению к субъектам, действующим в пределах его границ);
- легитимность власти (опора власти на народ);
- право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т. п.);
- наличие специального аппарата управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности;
- монополия на легальное применение силы, физического принуждения;
- наличие государственной символики;
- государственный язык (языки) для общения на территории того или иного государства.
Функции государства
Внутренние функции
государства:
- организация хозяйственно-экономической жизни общества;
- охрана прав и свобод гражданина, обеспечение правопорядка, защита конституционного строя;
- социальная функция;
- экологическая функция;
- культурная функцияконсолидация общества, социальный арбитраж.
Внешние функции государства:
- защита страны от внешних нападений, предотвращение возникновения новых войн;
- защита государственных интересов на международной арене;
- развитие сотрудничества и партнерства со всеми странами мира, международными организациями;
- реализация принципов коллективной безопасности в международных отношениях.
1.3.
Формы государственного устройства.
Форма государства – это способ организации политической
власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
Элементы формы
государства:
- форма правления (характеризует порядок образования и организации высших органов власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские);
- форма государственного устройства (отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами; по форме государственного устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные);
- политический режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти; в зависимости от особенностей набора приемов государственного властвования различают демократические и антидемократические политические режимы).
Формы правления
В
зависимости от положения главы
государства формы правления современных государств подразделяются
на монархии и республики.
Монархия (от греч. monarchia – “единовластие”) – это форма правления, при которой
верховная власть полностью или частично
принадлежит (реально или формально) единоличному
главе государства – монарху (королю, царю,
императору, шаху, султану и т. д.), обычно
получающему эту власть и передающую ее
в порядке наследования.
Монархии
подразделяются на абсолютные, неограниченные и конституционные,
парламентарные, когда власть монарха ограничивается
парламентом или иным образом.
Монархии
в современном мире – Бахрейн, Бельгия, Бруней, Бутан, Великобритания,
Дания, Иордания, Испания, Катар, Кувейт,
Лесото, Лихтенштейн, Люксембург, Монако,
Марокко, Непал, Нидерланды, Норвегия,
Оман, Саудовская Аравия, Свазиленд, Таиланд,
Тонга, Швеция, Япония.
Абсолютными монархиями являются Саудовская Аравия, Катар, Оман, Объединенные
Арабские Эмираты и др. Их количество в мире незначительное.
Что же касается конституционных монархий, то они весьма широко распространены
до сих пор (Великобритания, Испания,
Швеция, Норвегия, Бельгия, Дания, Япония
и т. д.). В развитых странах власть
монарха носит во многом чисто символический,
формальный характер, и за ним сохраняются
главным образом представительные, церемониальные
функции. Иногда выделяются еще теократические
монархии, где глава государства является
одновременно и религиозной главой (Оман,
Катар и др.).
Республика (от лат. res – дело + publika – народ) – это форма правления, при которой
суверенные права на власть принадлежат
либо всем дееспособным гражданам, либо
большинству их.
Высшие органы
государственной власти либо избираются,
либо формируются общенациональными
представительными учреждениями (обычно парламентами).
Исторически республика возникает
в античную эпоху как антипод
древним монархиям, как относительно
более прогрессивная форма государственного
устройства. В основе своей она
открывает большие возможности
для осуществления принципа народовластия,
представляя гражданам личные и политические
права. В целом же место, роль и значение
республики, как и всякой формы, определяется
конкретно тем содержанием власти, формой
которого она является. За фасадом республики
может скрываться режим личной власти
(Ирак, Иран и др.), а в форме монархии
могут функционировать реальные демократии
(Великобритания, Испания и др.).
В зависимости от того,
кто формирует правительство, кому
оно подотчетно и подконтрольно,
республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные (президентская, парламентская
и смешанная системы правления).
Президентская
республика – это республиканская форма,
в которой, согласно Конституции, верховная
власть принадлежит Президенту.
Черты президентской
республики:
- президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом. Поэтому он не несет политической ответственности перед парламентом;
- президент назначает правительство и руководит его деятельностью;
- парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент – распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничить действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через утверждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил Конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского veto – запрещаю) на решения законодательного органа.
Президентскую
систему правления выбрали около 65 стран (США, Мексика, Аргентина, Бразилия, Нигерия,
Республика Корея и т. д.). Причем это преимущественно
страны Америки и Африки.
После принятия
в 1993 г. Конституции Россия стала президентской республикой.
Парламентская
республика – это республиканская форма
правления, в которой верховная власть,
согласно Конституции, принадлежит парламенту.
Черты парламентской
республики:
- правительство, как правило, формируется партиями, обладающими большинством в парламенте, и несет политическую ответственность перед ним;
- премьер-министр правит в жесткой связке с большинством в парламенте;
- парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главе правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретному министру;
- официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях;
- реальной же главой государства выступает руководитель правительства.
Парламентских республик в современном
мире около 15 (ФРГ, Италия, Австрия, Словакия, Индия,
Латвия и т. д.).
Смешанная (полупрезидентская,
полупарламентская) республика – это республиканская форма
правления, в которой верховная власть,
согласно Конституции, принадлежит президенту.
Но особенностью данной системы правления
является двойственная ответственность
правительства – и перед президентом,
и перед парламентом.
Черты полупрезидентской
республики:
- президент и парламент избираются непосредственно пародом;
- главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения;
- парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.
Сегодня данная
система правления существует в 20 странах и, причем, преимущественно
европейских (Франция, Португалия, Финляндия, Польша,
Чехия, Болгария, Румыния, Литва, Эстония,
Турция, Монголия и т. д.).