Марксистская теория права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 11:57, курсовая работа

Краткое описание

Такая тема выбрана мною не случайно, ведь влияние марксистской школы оказало огромное влияние на определенный этап развития нашей страны и, конечно, на дальнейшее развитие современной России. Марксистская правовая концепция не одно десятилетие преобладала в правовой системе нашей страны и, тем самым, не могла не оказать влияния на современное российское право. Исходя из важности объективного представления о правовой истории России, а так же оправданного желания ознакомится с признанными во всем мире трудами К. Маркса и Ф. Энгельса, считаю актуальность данной темы и необходимость ее подробного изучения несомненными.

Содержание

Введение.2
Глава I. Основные взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса на право.4
1.1. Происхождение и развитие государства и права с позиции классиков марксизма……………………………………………………………4
1.2. Сущность и социальная природа права в свете марксистской правовой теории………………………………………………………………....9
1.3. Марксистская правовая концепция………………………................15
Глава II. Марксистская теория права в юридической науке СССР.21
3.1. Общая характеристика марксистско-ленинской теории…………22
3.2. Развитие права в СССР в рамках марксистско-ленинской правовой теории…………………………...……………………………….…..25
Заключение.31
Библиографический список.33
Монографии и статьи……………………………………………………….33
Учебная литература…………………………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 67.20 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Марксистская теория права»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление.

Введение.2

Глава I. Основные взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса на право.4

      1.1. Происхождение и развитие государства и права с позиции классиков марксизма……………………………………………………………4

     1.2. Сущность и социальная природа  права в свете марксистской  правовой теории………………………………………………………………....9

     1.3. Марксистская правовая концепция………………………................15

Глава II. Марксистская теория права в юридической науке СССР.21

     3.1. Общая характеристика марксистско-ленинской  теории…………22

     3.2. Развитие права в СССР в рамках марксистско-ленинской правовой теории…………………………...……………………………….…..25

Заключение.31

Библиографический список.33

     Монографии и статьи……………………………………………………….33

    Учебная литература…………………………………………………………34

 

 

 

 

 


Введение.

Речь в моей курсовой работе пойдет о «Марксистской теории права». Такая тема выбрана мною не случайно, ведь влияние марксистской школы оказало огромное влияние на определенный этап развития нашей страны и, конечно, на дальнейшее развитие современной России. Марксистская правовая концепция не одно десятилетие преобладала в правовой системе нашей страны и, тем самым, не могла не оказать влияния на современное российское право. Исходя из важности объективного представления о правовой истории России, а так же оправданного желания ознакомится с признанными во всем мире трудами К. Маркса и Ф. Энгельса, считаю актуальность данной темы и необходимость ее подробного изучения несомненными.

Объектом  исследования в моей теме является право в рамках правовой теории К. Маркса и Ф. Энгельса и его влияние  на государственные процессы стран, в которых применялась данная правовая теория.

Рассматривая  данную тему, я ставил для себя цель выявить основные положения марксистской теории, проследить закономерности развития права на примере Союза Советских  Социалистических Республик и рассмотреть  возможность применения теории К. Маркса и Ф. Энгельса на современном этапе  развития общества.

Прежде  всего, мне хотелось сделать анализ о том, как в целом представляли себе основатели учения государство  и общество, ведь, как известно, государство  и право не могут существовать без определенной связи между  ними. Правовая концепция Советского Союза, основываясь на учение К. Маркса, ставила перед собой определенные цели, среди которых важное место занимает замена права организационно-техническими и нравственными регуляторами. Данные суждения напрямую связывались с задачами «построения социализма» в СССР.

Интересен для понимания и тот факт, что  право, по мнению советских правоведов, рассматривалось как чуждый социализму элемент, являющийся сугубо буржуазным пережитком.

Так же представляет интерес и тот факт, что классики марксизма рассматривали право в тесной сцепке с экономикой. По их мнению, экономика оказывает сильное влияние на право. Это зависит от экономической мощи господствующего класса. Сами эти воззрения, на мой взгляд, представляют значительный научный интерес в области правоведения и нуждаются в подробном анализе.

В своей  работе я основывался на материалы, представленные в трудах К.Маркса и  Ф.Энгельса, а так же на работы отечественных правоведов, таких как М.М. Рассолов, В.О. Лучин, Б.С. Эбзеев, С.С. Алексеев, который в своих трудах очень подробно описал советскую правовую действительность.

В своей  работе я использовал такие методы исследования, как анализ, систематизация, обобщение, а так же историко-правовой метод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Основные взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса на право.

Право, согласно взглядам К. Маркса и Ф. Энгельса, рассматривается как часть надстройки над экономическим базисом общества. Будучи обусловлено материальными условиями жизни, оно оказывает на них обратное воздействие. Главную составляющую права, классики марксизма видели в его классовой сущности права. Воля господствующего в данном обществе класса, возведенная в закон – именно так К. Маркс и Ф. Энгельс утверждали о праве в «Манифесте коммунистической партии»1.

Характерной чертой марксистской теории является рассмотрение права в тесной связи  с государством, которое формирует и поддерживает право в процессе его реализации.

1.1. Происхождение и развитие государства и права с позиции классиков марксизма.

В истории  общества, как государственные процессы, так и право, которое являет собой  особую систему юридических норм и связанных с ними правовых отношений, имеют идентичные условия и причины возникновения. Развитие права у разных народов и в разные эпохи, разумеется, имело свои особенности, но наряду с частными существовали еще и общие закономерности развития. В любом обществе экономическая и социальная жизнь должна иметь определенную упорядоченную деятельность людей, которые принимают участие в производстве, потреблении и обмене материальных благ. Для ее достижения необходимы правила поведения и социальные нормы. В условиях первобытного общества эту роль выполняли обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями. Социальное расслоение общества и возникновение социальных групп, у которых появились противоположные интересы, привело к тому, что родовые обычаи уже не могли исполнять роль универсального регулятора.

В 1877 году американский ученый Льюис Генри  Морган издает свою книгу «Древнее общество или исследование линий  человеческого прогресса от дикости  через варварство к цивилизации»2. В этой работе был заложен очень важный подход к изучению истории - периодизация развития человечества. Она включала в себя 3 основных стадии: дикость, варварство и цивилизация.

Наиболее  детально Морган разработал первые две  стадии: дикость и варварство. Он разбил каждую из них на три ступени, которые получили названия: низшая, средняя и высокая. Если взять  первую стадию, то на ней в человеческой деятельности господствуют рыболовство, охота и собирательство. Так же здесь можно увидеть отсутствие частной собственности и существование  всеобщего равенства. На следующей  стадии, варварства, уже имеют место  быть частная собственность и  социальная иерархия. В деятельности человека появляются земледелие и скотоводство. Стадия цивилизации связывается, по мнению Моргана, с возникновением государства, классового общества, городов, письменности и т. д.

Периодизация, которую предложил Л. Морган, стала представлять собой основу в научном изучении доклассового общества и его перехода к классовому (цивилизованному) обществу. Он совершил открытие двух принципиально разных типов общества, которые в ходе общественного развития сменяли друг друга. Основой первого типа были личность и личные отношения (тут можно сказать, что фактически речь идет о роде). Основа же второго типа являет собой территорию и частную собственность и является государством.

Независимо  друг от друга, Л. Морган, К. Маркс и  Ф. Энгельс обосновывают материалистическое понимание истории.

Классики  марксизма, как и Л. Морган, так  же вели речь о допуске существования  права в догосударственном обществе, причем специальные марксистские конструкции, предметом которых был сам процесс появления права, как нормативной системы регуляции общественных отношений, не были достаточно выделены и изучены. Первая из таких конструкций являла разделение правовой истории на несколько стадий, которые назывались варварская и цивилизованная. На варварской стадии можно увидеть догосударственную эпоху, но в которой уже стали появляться некоторые элементы социального расслоения, начинается процесс образования классов. Но на этой стадии все еще господствует обычное право. На стадии цивилизации способ осуществления права проявляется уже в форме закона. Именно на второй стадии этот способ оформляется и получает дальнейшее развитие.

Как писали К. Маркс и Ф. Энгельс: «История права показывает, что в наиболее ранние и примитивные эпохи эти индивидуальные, фактические отношения в их самом грубом виде и являются непосредственно правом. С развитием гражданского общества, т.е. развитием личных интересов до степени классовых интересов, правовые отношения изменились и получили цивилизованное выражение. Они стали рассматриваться уже не как индивидуальные отношения, а как всеобщие. Вместе с этим, благодаря разделению труда, охрана сталкивающихся между собой интересов отдельных индивидов перешла в руки немногих, и тем самым исчез и варварский способ осуществления права»3.

Важнейшим шагом в политическом развитии стало  отделение цивилизации от варварства. Обычное право при этом меняется на позитивное право под влиянием государства, которое должно было придать качественно новый вид наличным правовым формам. К. Маркс, при составлении конспекта по книге Л. Моргана «Древнее общество», соглашается с мыслью автора о том, что законодательство постепенно вытеснило обычное право.

Государство, в нормативно-регулятивной сфере, приносит обществу совершенно новую правовую форму-закон. Для обеспечения правовых норм создается организованная сила принуждения к их исполнению, действующая  при поддержке государства и  в его интересах. Можно сослаться  на полемику Энгельса с Прудоном. В  ней Ф. Энгельс доказывал, что  право возникает из экономических  отношений, а не наоборот. Энгельс  предложил довольно реалистичную схему  возникновения права из материалистических структур общества: «На известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом. Вместе с законом необходимо возникают и органы, которым поручается его соблюдение - публичная власть, государство»4.

Марксизм, вслед за Сен-Симоном5, говорит о том, что принципы гражданского права вторичны и следуют после принципов политической экономии. Все находится в зависимости от структур экономики-идеи людей, нравы, мораль, религия.

Так же и  право представляется марксизму, как  не более чем надстройка, а его  реальное предназначение заключается  в служении интересам тех, в чьих руках находятся рычаги управления данным обществом. Право представляется инструментом, используемым теми, кому принадлежит власть с целью подавления эксплуатируемого класса. В буржуазном государстве право является, с  точки зрения представлений пролетариата, отрицанием справедливости, исходя из того, что оно отражает интересы правящей элиты.

Марксистская  трактовка права является прямо  противоположной традиционным представлениям о праве. Чтобы глубже разобраться  в этом вопросе, следует обратиться к взглядам Ф. Энгельса, которые он изложил в своей книге «Происхождение семьи, частной собственности и  государства»6, которая появилась в 1884 году.

На основании  этой книги, можно сказать, что в  начале истории было бесклассовое общество, члены которого находились в равном положении по отношению к орудиям  производства. Они были равны и  независимы друг от друга, так как  все эти орудия находились в свободном  доступе для всех. Существовали определенные правила поведения, которые соблюдались  всеми членами общества. Эти правила  не были снабжены принудительными санкциями  и больше походили на нравы.

Чуть  позднее в примитивном обществе произошло расслоение, в результате общественного разделения труда, и  выделились два класса. Один из этих классов заполучил в свое пользование  средства производства, а второй класс  лишился этих средств. В результате, первый класс начал эксплуатировать  второй. Именно в этот момент появляются государство и право. Марксизм между  этими двумя явлениями видит  прямую связь, так как государство, угрожая принуждением или применяя его, обеспечивает соблюдение права.

Государство и право познает не всякое человеческое общество, так как они являются продуктами экономических структур и возникают тогда, когда происходит раскол общества на классы, где один класс является эксплуататором другого  или других. Такой класс использует право, чтобы укрепить свое государство  и продлить срок его существования.

Правила поведения, с приходом частной собственности  и образования классов, стали  закреплять и отражать общественное неравенство, а с возникновением классового деления общества и образованием государства возникли правила поведения, которые обеспечивались всеми силами принуждения государства.

Такие процессы имели место в истории различных  народов и государств и могут  быть подтверждены различными примерами  из их развития. Но преувеличение подобных процессов, вычеркивание других, более  общих и глубинных факторов образования  права называется искажение действительности, уход от познания и объяснения закономерностей  происхождения права.

1.2. Сущность и социальная природа  права в свете марксистской  теории.

Подход  к праву, как к социальному  институту, появившимся в результате потребностей материальной сферы общественных отношений, принцип историзма, связь  права со структурами классов  и классовыми интересами и другие положения являются большим продвижением теоретико-правовой мысли на марксистском направлении.

На сегодняшний  день марксистская теория права у  правоведов России не пользуется популярностью. Чаще всего они отдают предпочтение критике по частным и нередко  надуманным вопросам, нежели последовательно  и системно освещать. Но в последние  сто лет в истории политико-правовой мысли марксистская доктрина была бесспорным лидером. И стоит отметить, что и на современном этапе, марксистская правовая теория стоит далеко не на последнем месте, так как она способна полно и последовательно отвечать на сложные вопросы правоведения.

К. Маркс  и Ф. Энгельс исследовали право  не само по себе, тем самым не отрывая  его от других социальных явлений. Они  рассматривали право как одну из необходимых частей общества, которая  развивается по законам этого  целого и омет свои специфические  черты. Чтобы изложить понимание  права марксистской теории, целесообразно  раскрыть трактовку общественной структуры, основных частей и источника развития общества по К. Марксу и Ф. Энгельса.

Информация о работе Марксистская теория права