Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 12:50, реферат
Основной задачей демократического государства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод его граждан. При этом вопрос рационального государственного устройства сводится к созданию такой системы власти и управления, при которой эта задача решалась бы наиболее эффективно. Объективно существуют проблемы, которые могут быть решены только на общегосударственном уровне с привлечением централизованных средств и ресурсов. К таким проблемам следует отнести обеспечение территориальной целостности, независимости, создание единой правовой базы, разработку и реализацию государственной политики во внешнеполитической и внешнеэкономической областях, конституционное признание и гарантии основных прав и свобод граждан, принятие и реализацию государственных программ в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты, правопорядка и безопасности и т.п.
Введение
Демократия: природа, принципы, особенности 3
Формы демократии в России 16
Местное самоуправление как политико-правовой институт 26
Заключение 39
1.Прямая (непосредственная) демократия означает решение основных вопросов государственной и общественной жизни непосредственно народом. Имеются в виду способы непосредственного волеизъявления граждан, их действия, предпринимаемые с целью повлиять на государственную политику, управление общественными делами, на позицию и деятельность избранных ими политических деятелей.
К признакам
непосредственной демократии
В настоящее время
прямая демократия возможна в
сравнительно небольших
Действующая Конституция РФ определяет в основном две укрупненные формы прямого осуществления народовластия: референдум и свободные выборы ( ч. 3 ст. 3)
Референдум – это
всенародное голосование по
Российское законодательство
о референдуме содержит
Существенные особенности
референдума позволяют
Полномочия
референдума можно условно
В России референдум как институт непосредственной демократии регламентируется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом « О референдуме Российской Федерации». Соответственно обратим внимание на нормативные предпосылки этого демократического института.
1.Место института референдума в системе власти в РФ определяют ч.1 ст.3,ч.2 ст.3 Конституции Российской Федерации. Референдум рассматривается не просто как одна из форм осуществления народом своей власти, но как одна из высших, наряду со свободными выборами, форма непосредственной или прямой демократии.
2.Конституция РФ в целом не конкретизирует вопрос о предмете референдума , в ее нормах содержатся отдельные отправленные указания. В соответствии с ФКЗ РФ от 7 июля 1995г. № 2-ФКЗ « О референдуме Российской Федерации» всенародное голосование граждан РФ может проводиться по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения.
3.Референдум Российской Федерации проводится на всей территории РФ на основе всеобщего, равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. В Референдуме РФ участвует каждый гражданин РФ, достигший 18 лет на день его проведения.
4. На Референдум РФ в обязательном
порядке выносится вопрос о принятии Конституции
РФ, если Конституционное собрание примет
такое решение. На референдум РФ не могут
выноситься вопросы: а)изменения статуса
субъектов РФ; б) досрочного прекращения
или продления полномочий Президента
РФ и др.
Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории РФ, а также в течение 3 месяцев после их отмены.
Инициатива проведения Референдума РФ принадлежит: а) не менее чем 2 млн. граждан РФ, имеющим право на участие в референдуме, реализуемом путем сбора подписей; б) Конституционному Суду.
5.Конституция предусматривает возможность проведения различных референдумов. В соответствии с п. «в» ст. 84 Конституции Президент РФ назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом. В данном случае речь идет об общефедеральном референдуме, т. е. о таком референдуме, который проводится путем всенародного голосования граждан на всей территории страны (ст.1и 39) ФКЗ « О референдуме РФ « от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ.
В соответствии с действующим законодательством , референдум может проводится не только в Российской Федерации в целом, но и в отдельных ее субъектах ( подп . «и» п. 2 и подп. «г» п. 3 ст. 5 ФЗ «Об общих принципах и организации законодательных (представительных)и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»).
Примечательно
и то, что референдум предусмотрен
Конституцией РФ в качестве
одной из форм прямого
6.Существенно то, что решения , принятые на референдуме Российской Федерации и др. ,являются общеобязательными и не нуждаются в дополнительном утверждении.
Выборы- форма наиболее широкого участия граждан в управлении государственными делами. Они имеют собственное предназначение в системе народовластия, в политико- правовой сфере.
Согласно Конституции РФ, «свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа» (ст. 3). Имеется в виду массовая и действенная форма прямого участия граждан в политике и управлении.
Понятие «выборы» раскрывается в юридической литературе как способ формирования государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и др., состоящий в их избрании населением или другим органом.
Выборы, проводимые в российской Федерации, можно классифицировать в соответствии с выделением ветвей власти, согласно ст. 10 Конституции РФ. В этой связи можно выделить :
-выборы органов законодательной власти ( например, выборы в Государственную думу, в республиканские, областные и краевые законодательные собрания);
Выборы органов исполнительной власти, в частности, выборы мэров;
С учетом уровней, на которых проводятся выборы, следует назвать:
-Федеральные выборы, направленные
на избрание федеральной
-региональные выборы, то
есть выборы, в республиканские,
краевые и областные
-местные выборы, по результатам
которых формируются местные
органы власти, например, представительные
в системе местного
В рассматриваемом плане представляют интерес выборы прямые, когда депутаты или выборные должностные лица избираются непосредственно («напрямую») населением.В РФ прямыми являются выборы депутатов Государственной Думы, Президента РФ, представительных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления. С этой точки зрения выборы - самая массовая, прямая и действенная форма участия граждан в политике и управлении.
В целом относительно
непосредственной (прямой) демократии,
можно назвать две ее стороны:
положительную и отрицательную.
Первая – позитивная
В юридической
литературе и публикациях по
политологии в качестве
2. Представительная (репрезентативная – фр.representatif- представительный, показательный) демократия - характеризуется тем, что определенная часть населения, имеющая право голосовать, выбирает своих полномочных представителей (депутатов в России), которые от имени народа осуществляют законодательную власть. Чем крупнее общество, решающее масштабные проблемы, тем острее потребность в представительной форме демократии. Речь идет об осуществлении народом власти через своих представителей (выборные органы государственной власти, выборные общественные, партийные органы), о принятии основных решений выборными учреждениями. Основной смысл рассматриваемой демократии - в опосредованном участии граждан в принятии государственных решений, в выборе ими в органы своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы , иные управленческие решения, распоряжения.
Особенность представительной демократии в том, что она необходима в условиях больших территорий, а также когда принимаются сложные решения, требующие основательной, всесторонней предварительной подготовки, т.е. решения труднодоступные для понимания неспециалистов. Представительная (репрезентативная) демократия предполагает более высокую по сравнению с непосредственной (плебисцитарной) демократией компетентность и ответственность лиц, принимающих решения.
Представительная
демократия, означающая осуществление
власти народом через своих
представителей, - наиболее результативная
форма демократии в
Федеральное Собрание России, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы, олицетворяющих представительную демократию федерального уровня. Обращают на себя внимание разные способы формирования палат: депутаты Государственной Думы избираются населением, члены Совета Федерации делегируются в палату законодательными собраниями и главами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Государственная Дума принимает первой законы, то Совет Федерации в качестве « второй инстанции» призван ещё раз проверить их качество, обоснованность и совмещение общегосударственных интересов с интересами регионов.
По существу, граждане
на выборах голосуют за
В этом видится огромный плюс представительной демократии.
В юридической литературе обоснованно признается то, что представительной демократии, наряду с позитивными показателями, свойственны и определенные недостатки. К их числу относят: неизбежную бюрократизацию власти, отрыв депутатов и чиновников от населения – фактическое отстранение народа от власти в промежутке между выборами, широкие возможности манипулирования общественным мнением в представительных органах власти, принятие неугодных большинству решений с помощью сложной, многоступенчатой системы власти и др.
Информация о работе Местное самоуправление как политико-правовой институт