Местное самоуправление как политико-правовой институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 12:50, реферат

Краткое описание

Основной задачей демократического государства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод его граждан. При этом вопрос рационального государственного устройства сводится к созданию такой системы власти и управления, при которой эта задача решалась бы наиболее эффективно. Объективно существуют проблемы, которые могут быть решены только на общегосударственном уровне с привлечением централизованных средств и ресурсов. К таким проблемам следует отнести обеспечение территориальной целостности, независимости, создание единой правовой базы, разработку и реализацию государственной политики во внешнеполитической и внешнеэкономической областях, конституционное признание и гарантии основных прав и свобод граждан, принятие и реализацию государственных программ в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты, правопорядка и безопасности и т.п.

Содержание

Введение

Демократия: природа, принципы, особенности 3

Формы демократии в России 16

Местное самоуправление как политико-правовой институт 26

Заключение 39

Вложенные файлы: 1 файл

kursach_2_1 (1).docx

— 81.08 Кб (Скачать файл)

  По-видимому, непосредственная и представительная демократии соотносятся, в том смысле, что посредством и той и другой решаются важные, необходимые для общества задачи. И та, и другая формы демократии способствуют достижению целей управления, участию граждан в политическом процессе.

   Современная демократия как форма политической жизни представляет собой существенную предпосылку для организации власти на федеральном уровне, уровне субъектов федерации, а также субъектов муниципальных образований. Очевидно, степень демократизма общества находит выражение в его политической системе, эффективности или неэффективности ее институтов.

     В современном российском обществе демократический процесс осложнен многими факторами: недостаточно развитые экономические, социальные и иные условия, отсутствие опыта демократии, сложное федеративное устройство государства, непоследовательная, с точки зрения гласности, свобода СМИ, противоречивые усилия отдельных политических лидеров в реализации демократических принципов в политической и иных сферах жизнедеятельности и др.

     Каковы предпосылки процесса демократизации в современной России. К экономическим предпосылкам развития демократии относятся:

- высокий уровень экономического  развития общества в целом;

- наличие социально ориентированных  рыночных отношений, способных сочетаться  с развитием демократии, социальной  защитой в распределении;

- динамическое равновесие производства и потребления, создающее более благоприятные условия для развития демократии.

   Социальные предпосылки  развития демократии следующие:

- относительно приемлемый  уровень благосостояния трудящихся, позволяющий смягчить социальные  конфликты, достигать необходимых  для демократии консенсусу, согласия;

- снижение уровня социального  неравенства, значимость которого  способствует преодолению поляризации  общества на богатых и бедных- важнейшего препятствия для совершенствования демократии.

  Политические предпосылки демократии включают:

- политический плюрализм, означающий множественность интересов  и ценностей отдельных индивидов, групп, организаций;

- существование различных  мнений, взглядов, вариантов политических  решений;

-гарантировать (обеспеченность) правовых и политических возможностей  индивидов и организаций.

   К культурным предпосылкам демократии относятся:

- политическое сознание, т. е. отражение субъектами политики  на уровне осмысления, понимания  особенностей политических отношений  и ценностей, что способствует  их участию в управлении делами  коллектива, общества, государства;

-демократическая политическая  культура, способная оценить и  поддержать формирующуюся демократическую  систему, адаптироваться индивидам  к новым политическим условиям.

   В литературе по  политологии к предпосылкам демократии  также относятся равенство граждан  в политических и иных отношениях; право голоса, которым согласно  Конституции должны обладать, по  сути, все дееспособные лица; возможность  получить информацию в том  объеме, какой  необходим для ориентации  в политических делах и принятии  правильного решения в голосовании и др.

   В целом можно  сказать, что социальная значимость  демократии подтверждается свойственной  ей шкалой ценностей, которые  наиболее отчетливо проявляются  в связи с кардинальными изменениями, происходящими в политической  и иных сферах жизнедеятельности  общества.

   Стабильность демократии  обеспечивается в том случае, если она имеет многочисленных  сторонников среди различных  слоев  и групп населения, если  ее ценности востребованы гражданами  страны.

 

 

Местное самоуправление как политико-правовой институт

    В современном  мире местное самоуправление  стало неотъемлемой частью политической  системы демократического типа. Местное самоуправление является институтом гражданского общества, в котором существуют общественные отношения, непосредственно независимые от государства, хотя неразрывно связанные с ним.

    Конституция Российской федерации провозглашает Россию демократическим государством. Одним из важнейших принципов демократического общества, одной из форм народовластия современной России является местное самоуправление.

    Местное самоуправление в современной России представляет собой весьма сложную социальную систему, относительно самостоятельную форму осуществления демократической публичной власти.

    Местное самоуправление в современной России, представляет собой относительно самостоятельную форму осуществления публичной власти на определенной территории. Данная форма власти предоставляет населению дополнительные возможности участия в политическом процессе – выборы депутатов представительного муниципального органа, главы муниципального образования и др. Это способствует преодолению отчужденности личности от участия в решении общих дел на местном уровне.

   I. Местное самоуправление можно рассматривать в качестве необходимого демократического противовеса центральной и региональной власти, способствующего своей деятельностью некоторому ее сдерживанию. В научной литературе признается, что передача тех или иных властных полномочий местным органом самоуправления позволяет избежать излишней концентрации власти на центральном или региональном уровне, перегрузки центрального ( или регионального) правительства сугубо местными делами.

    С 1 января 2010г. наступил  новый этап информационного взаимодействия  органов местного самоуправления  с населением, проживающим на  территории муниципального образования. Это связано с вступлением  в силу Федерального закона  от 9.02.2009 № 8- ФЗ « об обеспечении  доступа к информации о деятельности  государственных органов и органов  местного самоуправления». Одним  из способов обеспечения доступа  к информации о деятельности  органов местного самоуправления  является размещение информации  о деятельности указанных в  сети Интернет. То есть это  связано с информатизацией деятельности  органов местного самоуправления.

   Местные органы самоуправления в большей степени приближены к населению, чем органы центральные и региональные. Их деятельность непосредственно затрагивает многие насущные проблемы местных жителей и обычно представляется последним более понятной, чем деятельность центральных или региональных властей.

   Большую роль в развитии местного самоуправления играют исторические традиции, самобытность народа, география территорий и др.

   В России с ее обширной географией, сложными политическими условиями и спецификой государственного управления, проблема решения вопросов местного значения была актуальной и в прошлые исторические периоды. Об этом свидетельствуют земская (1864) и городская (1870) реформы, создавшие условия (основы) для формирования децентрализованной системы местного самоуправления.

    В РСФСР категория « местного самоуправления» включена впервые в Конституцию в связи проводимой реформой. Позднее был принят Закон от 6 июля 1991 г. № 1551-1 « О местном самоуправлении в российской Федерации».

    В настоящее  время местное самоуправление  является одной из основ конституционного  строя России. Конституция РФ 1993 г. Устанавливает основы организации  местного самоуправления, что соответствует  преобразованиям в стране. Очевидно, в современном ,крупном государстве невозможно продуктивно всеми делами управлять из единого центра.    Самоуправление- один из важнейших видов управления. Оно означает, что функционирование определенной социально-политической системы либо иной осуществляется извне, а автономно, на собственной основе при широком и активном включении ее структур и субъектов в решении внутренних проблем.

     II. Для более полного выявления социально-политической значимости местного самоуправления в нынешней российской действительности.

    По мнению одних  авторов, местное самоуправление  – в РФ самостоятельная и  под свою ответственность деятельность  населения по решению непосредственно  или через избираемые ими органы  ( органы местного самоуправления) вопросов данной территории, исходя из своих интересов, исторических и местных традиций. Данный вывод представляет теоретический интерес, может способствовать разработке национальной модели местного самоуправления и механизмов его взаимодействия с государством.

     Другие ученые полагают, что местное самоуправление- это система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное под свою ответственность, решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходы из интересов всех жителей данной территории.

    Имеет место утверждение, что местное самоуправление – это власть местного населения в делах местного значения, осуществляемая гражданами непосредственно и через выборные органы, в рамках закона, но без вмешательства центральной власти. Отсюда следует, что муниципальная власть-власть подзаконная действующая на основе законов, ответственная и перед государством и перед местным сообществом.

     В справочной  литературе акцент сделан на  том, что «местное самоуправление  –система создаваемых гражданами органов, самостоятельно и с привлечением населения, решающих вопросы местного значения». Или : « Местное самоуправление -1) представленное Конституцией или иными государственными актами право местных органов власти самостоятельно решать круг вопросов, отнесенных к их компетенции; 2) деятельность местных органов по реализации представленных им полномочий».

    Как видно, при  всем разнообразии формулировок  и существующих систем местного  самоуправления, по сути, речь идет  о способе устройства местной  власти, основных ее функциях.

   Таким образом, предельно  кратко можно сказать так: местное  самоуправление – это основанное  на принципах демократии управление  делами муниципального образования, реализуемое силами граждан.

III. Конкретная деятельность субъектов самоуправления основывается на определенной законодательной основе. В этой связи возникает необходимость в ее рассмотрении.

    Наиболее обобщенная  характеристика местного самоуправления  дана в « Европейской хартии  о местном самоуправлении», принятой 15 октября 1985г., закрепляющей важнейшие  конституционные, законодательные  основы местного самоуправления. « Под местным самоуправлением, - утверждается в статье 3 Хартии, - понимается право и реальная  способность органов местного  самоуправления управлять отдельной  территорией, действуя в рамках  закона, в соответствии со своей  компетенцией и в интересах  местного населения». Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут располагать подотчетными им исполнительными органами. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан, там, где это допускается по закону.

   Местное самоуправление - составная часть демократии, в  связи с чем Европейская хартия местного самоуправления 1985 г. Устанавливает, что должно быть закреплено в законодательстве или даже в конституции каждой страны.

   Конституция РФ 1993 г. не содержит определения «местное самоуправление», но устанавливает основы организации этого институт. Так, согласно ст. 3, народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы местного самоуправления, что позволяет рассматривать данный институт в качестве политического.

    В Конституции  РФ есть специальная глава 8 «Местное  самоуправление», в которой определяются  в самом общем виде формы, уровни, задачи,  функции ,полномочия местного самоуправления. Это способствует определению методологических ориентиров, в исследовании местного самоуправления, а также использованию системного подхода к изучению гег природы и назначения в современной России. В части 1 статьи  130 провозглашается, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. В части 2 этой статьи утверждается, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого  волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

     Согласно Конституции  Российской Федерации (ст. 131-132) ,местное  самоуправление в России осуществляется  гражданами в городских и сельских  поселениях, на других территориях  с учетом исторических и местных  традиций. Структура органов  местного  самоуправления определяется населением  самостоятельно. Эти органы управляют  муниципальной собственностью, утверждают  и исполняют местный бюджет, устанавливают  местные налоги с сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

   В соответствии со ст. 12 Конституции РФ, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, и, следовательно , не могут рассматриваться как структурные подразделения государственной системы управления.

   Конституция РФ (ст.72) отнесла «установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления» к совместному ведению РФ и субъектов РФ».

   В развитие конституционных положений принят ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (1995), в котором местное самоуправление определяется как признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.       8 октября 2003 г. был опубликован Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 г. № 131- ФЗ « об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», во многих регионах он вступил в силу с 1 января 2006г. Это основополагающий базовый закон, устанавливающий общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в России. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Информация о работе Местное самоуправление как политико-правовой институт