Механизм экономической интеграции оралманов в казахстанское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 10:05, диссертация

Краткое описание

Механизм экономической интеграции
оралманов в казахстанское общество

Вложенные файлы: 1 файл

Дисс. Механизм экономической интеграции оралманов в казахстанское общество.doc

— 6.08 Мб (Скачать файл)

- создание условий для быстрейшей интеграции в социально-экономическую жизнь страны лиц, признанных беженцами;

-     создание сети специализированных центров временного размещения для иностранцев и лиц без гражданства до момента  определения их правового статуса;

-    активизация договорного процесса с каждым из государств - членов Содружества Независимых Государств и заключение соответствующих соглашений в рамках Содружества с четким определением в них обязательств и ответственности за положение на внутренних и внешних границах, в борьбе с незаконной миграцией;

-   повышение   в    пределах   действующего       законодательства Республики  Казахстан   ответственности   местных   исполнительных  органов за соблюдение норм и правил пребывания иностранцев и лиц без гражданства на подведомственных им территориях;

-    совершенствование деятельности государственных органов по вопросам въезда, пребывания и выезда иностранцев и лиц без гражданства и укрепление сотрудничества и взаимодействия между ними;

- формирование в масштабе государства  системы единого учета, иностранцев и лиц без гражданства, позволяющего постоянно иметь информацию об их численности, местах размещения, формирования из   них   диаспор   и   общин   на   этнической   или   другой   основе.

На долгосрочную перспективу это:

1. Размещение населения на основе переориентации миграционных потоков посредством направленной социально-экономической политики.

По мере нормализации социально-экономической ситуации в стране,  наряду с традиционным направлением миграции из села в город, может появиться новое направление миграций, состоящее из перемещения населения из южных регионов в северные (межрегиональная миграция), а в далекой перспективе возможно некоторое усиление миграции по типу «город-село».

 Миграция из села в город  отвечает долгосрочным интересам казахстанского общества, если она базируется на ускоренном развитии отраслей казахстанского сельского хозяйства,    повышении производительности аграрного труда при соблюдении принципа обеспеченности внутреннего рынка продовольственными товарами (в том числе и отечественными).

Речь идет об  стимулировании    возвращения в Казахстан   соотечественников,   ранее   выехавших   за   границу   на постоянное место жительства или по трудовым контрактам, в первую очередь    ученых,    других   категорий    высококвалифицированных специалистов, предпринимателей – потенциальных инвесторов.

3.  Обеспечение контролируемости иммиграционных процессов на территории Республики Казахстан предусматривает:

- введение и осуществление единого  иммиграционного контроля посредством развития и совершенствования деятельности миграционных органов, включая посты миграционного контроля и миграционную инспекцию;

- создание политических и социально-экономических  условий для выполнения международных  обязательств по приему лиц, ищущих убежища;

-    разработку специализированных программ по быстрейшей интеграции и созданию условий для использования в интересах республики интеллектуального и трудового потенциала иммигрантов.

4. Поддержка и развитие конструктивных взаимоотношений с соотечественниками за рубежом.

 В разных государствах, прежде всего на территории бывшего СССР,  существуют достаточно многочисленные диаспоры, связанные с Казахстаном этническими корнями. Центральные и местные исполнительные органы должны проводить политику приоритетного развития взаимовыгодных политических, экономических, культурных связей с указанными государствами и осуществлять комплекс мер по:

- содействию родственному общению, упрощению процедур пересечения  границы и пребывания на территории Казахстана;

- обеспечению преференций для  соотечественников, проживающих в иностранных государствах перед иными иностранцами в части приоритетного доступа к осуществлению трудовой деятельности и инвестиционных проектов, учебе, получению гражданства и вида на жительство в Республике Казахстан;

- развитию приграничного сотрудничества, в том числе осуществлению  совместных экономических и культурных  проектов.

Завершающим элементом механизма интеграции иммигрантов (оралманов) как системы являются ее результаты, итоги или эффективность. На наш взгляд, такими результатами или эффективностью механизма интеграции иммигрантов (оралманов) являются следующие:

-     укрепление государственного суверенитета Казахстана;

-     национальная безопасность республики;

-     общественная стабильность  в республике;

- развитие и реализация человеческого  потенциала иммигрантов (оралманов);

- обеспечение устойчивого социально  – экономического и демографического  развития Республики Казахстан;

- осуществление вековой мечты  оралманов о возвращении на историческую родину, усиления их чувства сопричастности к  судьбе Казахстана в мировом и региональном экономическом, социокультурном, научно-образовательном, духовно-ценностном пространстве. 

Итак, в целях дальнейшего исследования механизма интеграции иммигрантов (оралманов) и выработки рекомендаций, мы уточнили основные характеристики понятия «МИИ» через призму «механизм интеграции оралманов». Механизм интеграции иммигрантов (оралманов) понимается как система, состоящая из взаимосвязанных  элементов, образующих его структуру. Структура механизма интеграции оралманов состоит из целей, задач, приоритетов, принципов, объектов и субъектов, факторов и условий, инструментов и результатов его функционирования и развития. Все основные элементы механизма интеграции оралманов, в том числе его цели, задачи, приоритеты, направления развития и другие, определены в «Концепции миграционной политики Республики Казахстан». После одобрения правительством РК эта Концепция стала главным документом, регулирующим идеологию поведения всех участников миграционных процессов в этой сфере деятельности, поэтому в дальнейшем мы будем придерживаться ее основных положений. Для завершения анализа рассмотрения теоретических аспектов исследуемого предмета проблемы, а также для перехода к анализу современного социально-экономического состояния оралманов вкратце проследим зарубежный опыт  интеграции иммигрантов-соотечественников.

 

        1.4 Опыт зарубежных стран по приему  иммигрантов-

    соотечественников

Одним из способов решения демографических проблем во многих государствах мира является приглашение или разрешение на въезд соотечественников, проживающих за рубежом. К этому механизму сегодня прибегает по тем или иным причинам целый ряд государств. При этом репатриация помимо достижения демографической цели, как правило, ставит задачу восстановления исторической справедливости. Сегодня в Казахстане выстраивание парадигмы отношений с соотечественниками по-прежнему остается одной из острых проблем, касающихся как национальной самоидентификации, так и способов выхода из демографического кризиса. В связи с этим для молодого независимого государства существенный интерес представляет зарубежный опыт решения демографических и миграционных проблем, прежде всего по вопросам репатриации своих соотечественников. Следует отметить, что единственного и наиболее эффективного механизма репатриации, единого для всех стран не существует, так как на него воздействуют самые различные обстоятельства и факторы, которые в каждом конкретном случае требуют научного изучения. Вместе с тем, для большинства развитых стран с рыночной ориентацией экономики, характерны некоторые общие позиции, тенденции и установки, которые заслуживают внимания в рамках данного направления нашего диссертационного исследования.

Так, в большинстве ведущих, в социально-экономическом плане, стран мира стратегия дальнейшего роста связывается с устойчивым развитием  государства, всех его институтов. Устойчивое развитие любого государства определяется разумным балансированием между развитием экономики и развитием человека.   Национальное  богатство, как определили еще классики рыночной экономики,  состоит  их   трех составляющих - человеческий капитал, природный капитал и финансовый капитал. При этом для развития общества и производства и всегда самыми определяющими были факторы  демографического характера,  следовательно, нас не может не беспокоить демографическая ситуация в Казахстане. В ноябре т.г. в соответствии с Указом Президента РК утверждена «Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы». В Концепции поставлена задача по увеличению численности населения страны до 18 миллионов в 2024 году  [49].

В развитых рыночных государствах наибольшее распространение в качестве идеологии воздействия на демографические факторы в современных условиях  получила концепция человеческого развития [50]. Концепция  основывается скорее на результатах, чем на способах развития и прогресса. Основной целью человеческого развития является создание такой окружающей политической, экономической, социальной и экологической  среды, которая бы позволила  людям достаточно долго наслаждаться здоровой и созидательной жизнью. Концепция выделяет две стороны человеческого развития. Первая рассматривает формирование человеческих способностей, таких как улучшение здоровья и знания, а вторая - использование этих способностей для работы и досуга [51]. В последние годы и в Казахстане активизировалась работа по применению положений названной концепции в принятии решений государственными органами, что например, наглядно отражают Послания Президента РК народу Казахстана [52].

Вместе с тем, на демографическую ситуацию в республике существенное влияние оказывают не только основные демографические факторы, как рождаемость, смертность, естественный прирост, браки и разводы, но и миграционные процессы. Кроме того, влияют и другие факторы. Обретение суверенитета, демократизация общества и начало реформ в различных сферах жизни страны способствовали тому, что демографическая ситуация оказалось под влиянием политического фактора. Его влияние на демографическую ситуацию, и в частности свободный  въезд и выезд, различные межправительственные соглашения позволили выехать из Казахстана значительному количеству представителей многих национальностей. На демографическую ситуацию страны также значительно повлияла группа социально-экономических факторов. Сюда в первую очередь следует  отнести уровень материального благосостояния, здравоохранения и образования. Снижение жизненного уровня, в результате отсутствия работы, сокращение материальных средств существования, оказало значительное влияние на демографическую ситуацию в Казахстане [53]. Как известно, выходу из кризиса, наряду с решением чисто экономических задач, во многом способствовало своевременное принятие Президентом РК и Парламентом республики  нормативно-правовых актов, регулирующих отношения между трудом и капиталом. Безусловно, правовые аспекты затрагивают интересы всех казахстанцев, в том числе и репатриантов, тем более, что в кризисные периоды их защита со стороны государства усиливается, что также находит отражение в законодательных актах различных государств мира.

В этой связи в рамках настоящего диссертационного исследования существенный интерес представляет зарубежный опыт правового  регулирования  и самой репатриации. Традиция установления  всесторонних связей с соотечественниками, проживающими за рубежом, оказания им поддержки в культурно-духовной, образовательной сфере, содействия их возвращению на историческую родину издавна бытует в мировой практике. В качестве примера можно привести опыт таких государств как  Германия, Польша,  Израиль, Южная Корея, активно поддерживающих связи со своими соотечественниками. По инициативе государства активно складывается работа в указанном направлении и в самом Казахстане.

Как следует из анализа литературы и наших наблюдений, в современном мире миграция оказывает все возрастающее влияние на общество. При этом автор разделяет мнение многих экономистов, что   главная проблема заключается не в самой миграции, а в определении того, каким образом следует управлять миграцией, чтобы максимально увеличить ее положительный эффект и свести к минимуму ее потенциально негативные последствия. Согласно традиционной точке зрения мигранты пересекают границы и преодолевают барьеры в поисках лучшей жизни. С одной стороны их подталкивает отсутствие возможностей в собственной стране, с другой - притягивает надежда на экономическую выгоду и свободу за границей. В соответствии с этим подходом выстраивалась и система управления миграционными процессами. Однако все большее число правительств разных стран осознают тот факт, что такой одномерный подход к миграции создает определенные проблемы. В мировой практике растет осознание того, что современную миграцию больше нельзя рассматривать изолированно и что необходимо управлять ею более широко. В связи с этим, возникает необходимость уточнения самого понятия управление миграцией.

 Автор разделяет точку зрения  многих современных экономистов, которые считают, что управление миграцией – всеобъемлющий термин. По существу управление миграцией обозначает - принятие ряда мер, необходимых для эффективного решения проблем миграции на национальном, региональном и глобальном уровнях. Соответственно, сюда входят политика, законодательство и административное регулирование миграции, способствующее ее лучшей управляемости. Задачи эффективного управления миграцией включают в себя установление и поддержание равновесия между мерами, направленными на решение различных связанных с миграцией проблем,  таким образом, чтобы улучшение положения в одной сфере не приводило к ущербу для другой. Уменьшению численности населения в предыдущие годы в Казахстане, в основном способствовало отрицательное сальдо миграции, полностью поглотившее естественный прирост населения. Пик миграционного движения пришелся на 1994 год, когда из республики выехало 480,8 тыс.человек, а въехало только 70,4 тыс. человек. За последние несколько лет миграционные процессы стабилизировались.    

Информация о работе Механизм экономической интеграции оралманов в казахстанское общество