Механизм экономической интеграции оралманов в казахстанское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 10:05, диссертация

Краткое описание

Механизм экономической интеграции
оралманов в казахстанское общество

Вложенные файлы: 1 файл

Дисс. Механизм экономической интеграции оралманов в казахстанское общество.doc

— 6.08 Мб (Скачать файл)

       Молодежь получившие образование у себя в стране или в Европе, зачастую  не владеют кириллицей, и этот вопрос до сих пор  решается медленно. Для решения этих проблем, могло бы способствовать открытие специального центра по ускоренному обучению этому виду графики.

 

Таблица 4 - Количество детей оралманов по состоянию на 01.01.2005 г.

 

Наименование

областей

Количе-во

оралманов на 01.01.

2005 г. чел.

Кол-во детей

%

к общем.

Кол-ву

оралманов

 

 

В том числе

Кол-во детей шк. возраста, к-е посеща-ют школу по месту жительства

Колво

детей шк.возраста, к-е про-живают и обучаются в интер-нате

.

   

Дошколь-ного возраста

Школь-

ного возраста

Акмолинская

22964

8858

38,6

3291

5567

5520

47

Актюбинская

12588

4405

35,0

1542

2863

2863

-

Алматинская

49970

18798

37,6

6437

12361

12329

32

Атырауская

4262

1483

34,8

543

940

940

-

Восточно-Казахстанская

7358

2945

40,0

678

2267

2205

57

Западно-Казахстанская

4080

1554

38,1

596

958

958

-

Жамбылская

28833

15604

54,1

5456

10148

10148

-

Карагандинская

20742

8721

42,0

2588

6133

6007

126

Кызылординская

5003

1849

37,0

569

1280

1227

53

Костанайская

7994

2893

36,2

839

2054

1993

61

Павлодарская

15606

7581

48,6

2537

5044

5011

33

Северо-Казахстанская

12948

5030

38,8

2015

3015

155

2860

Мангистауская

55316

18827

33,9

7947

10880

10880

-

Южно-Казахстанская

109000

46072

42,3

18570

27502

27452

50

г. Алматы

  3559

1114

31,3

336

778

768

10

г. Астана

2807

984

35,0

411

573

569

4

 

  Итого

 

363030

 

146718

 

40,4

 

54355

 

92363

 

89025

 

3333

Примечание - Составлено автором на основании данных Комитета  по миграции Министерства труда

и социальной защиты населения РК.


 

 

          Структура оралманов по  показателю их образованности, согласно официальным данным, на 1 октября 2005 года выглядела следующим образом: оралманы, имеющие высшее образование - 10,8 % или 24847 человек, из  них докторов наук – 45, кандидатов наук – 242 человек, незаконченное высшее - 1,3 %, среднее специальное - 20,6 %, общее среднее - 64,2 %,  не имеющие начального образования - 3,1 %  [70]. 

Стимулирование возвращения в Казахстан соотечественников, раннее выехавших за границу на постоянное место жительства или по трудовым контрактам, в первую очередь ученых, других категорий высококвалифицированных специалистов, предпринимателей -  потенциальных инвесторов дали бы свои положительные результаты (рисунок 6).

 


 

 

 

Рисунок 6 -  Распределение оралманов трудоспособного возраста по уровню образования

 

  По критерию профессиональной принадлежности (из общего количества трудоспособных оралманов -  245920 человек к началу 2006 г.) структура оралманов выглядела следующим образом: творческие работники – 1530, работники образования – 11753, медработники – 6058, государственные служащие – 773, предприниматели – 8844, сельхозработники – 47377 и других отраслях и сферах – 104804. Всего занятых  – 62.8 %, безработных –38,2 % от  количества трудоспособных оралманов, которые составляют 52 % от их общего числа [71].

    Однако, из-за недоработок нормативного правового акта, регулирующего механизм  трудоустройства и создания рабочих мест для оралманов, многие из них, имеющие соответствующее образование и квалификацию по различным видам специальностей, не востребованы в стране. Многие из них до сих пор остаются нетрудоустроенными, что приводит к оттоку оралманов  с мест проживания и создает предпосылку к оставлению ими жилья. Следовательно, работа по обеспечению компактного расселения семей оралманов в малых городах и населенных пунктах  производится стихийно, без учета потребностей регионов в квалифицированных, экономически активных иммигрантах, а также без учета их родственных связей и не создаются условия для трудоустройства.

 Негативные последствия несет иммиграция неквалифицированной     рабочей силы, особенно из стран Монголии, Афганистана и других стран. Очевидно, что столь значительный приток неквалифицированной рабочей силы породит социально-экономические вопросы, решение которых также необходимо предусмотреть в новой миграционной  политике.

Президент РК подчеркнул, что «нам нужна современная концепция миграционной политики», так как «сложившаяся в Казахстане благоприятная социально-экономическая ситуация создает условия для притока иностранной рабочей силы». Для этого, по мнению Президента  необходимо выработать эффективные механизмы привлечения в Казахстан высококвалифицированных и профессиональных работников, которые могли бы работать в нашей республике на постоянной основе. При этом мы не должны забывать о воспитании и повышении квалификации и профессионализма наших отечественных работников. Как подчеркивается в Послании президента, особое внимание должно быть уделено созданию условий по предварительной подготовке в специальных центрах, адаптации и интеграции оралманов (казахов-репатриантов) в наше общество. Если обучить их профессии, языку, как принято в других странах, они быстрее привыкнут к новым условиям. Президент также заявил о необходимости принятия в 2006 году Трудового Кодекса, концепция которого соответствует всем международным стандартам, требованиям Международной организации труда и Всемирной торговой организации.

        Совершенствование информационного обеспечения иммиграционных процессов путем улучшения работы государственной системы регистрации и учета иммигрантов, постоянного мониторинга иммиграции и конъюнктуры рынка труда;

Информирование населения о проблемах адаптации и интеграции оралманов с широким использованием средств массовой информации, наличие исчерпывающей информации о ситуации в регионе возвращения. Центральные и местные исполнительные органы должны способствовать получению такой информации, в том числе из независимых источников.

Как выше отмечали, представители  казахской диаспоры являются  составной частью всего казахского народа, культурная и духовная жизнь казахской диаспоры должна стать неотъемлемой частью заботы нашего государства о соотечественниках, проживающих за рубежом. Зарубежная казахская культура –  это общенациональное достояние всего казахского народа, которое необходимо сделать доступными для граждан Казахстана, также как достижения культуры Казахстана следует донести до наших  зарубежных соотечественников.

В некоторых странах  в местах компактного проживания казахов они имеют возможность получать образование на родном языке, соблюдают национальные традиции и обычаи. Несмотря на это, в последнее время возникло множество проблем, связанных с национально-духовным, культурным положением соотечественников, проживающих за рубежом.

До начала 90-х годов в казахских национальных школах республик, образовавшихся  впоследствии СНГ и в других странах, обучение проводилось по единой программе. В настоящее время каждое государство в данной области придерживаются собственных направлений.  Несмотря на то, что  школы являются казахскими, учебники и учебно-методические пособия, предназначенные для них, в каждой из стран проживания казахской диаспоры в корне отличаются друг от друга. Поэтому создалась ситуация, когда казахи, проживающие в одной стране, понимая устную речь казахов, проживающих в другой стране, не воспринимают  принятию там письменную речь.

В Китае наши соотечественники пользуются письменностью, основанной на арабском алфавите. Казахи, проживающие в Монголии и России, пишут на кириллице, европейские казахи используют алфавит на основе латиницы, на национальные разновидности латиницы перешли Узбекистан и Туркменистан.  Своими особенностями отличается письменность казахов в Иране и Афганистане. Кроме того, грамматика казахского языка и история казахской литературы преподаются в разных странах по-разному.

Ранее учебники, художественная литература, газеты и журналы на казахском языке, выпущенные в Казахстане, беспрепятственно поступали в адрес соотечественников, проживающих за рубежом, особенно в странах СНГ. В последнее время этот процесс почти прекратился. Кроме того, наши соотечественники, проживающие за рубежом, нуждаются в трансляции теле- и радиопередач из Казахстана. На сегодняшний день только телеканал «Саspionet» транслирует передачи на трех языках (казахский, русский, английский). 

Как и многие представители казахстанской интеллигенции, Мурат Мухтарович Ауэзов в  статье  под названием «За все придется отвечать», опубликованной в газете «Время»  пишет, что необходимо позаботиться о наших соотечественниках  там,  за границей [72]. Дело в том, что дипломатические представительства за рубежом не принимают должного  участия в организации действенных мер по делам иммигрантов. По нашему  мнению, эта работа должна вестись именно там, в стране исхода. Это необходимо учитывать при заключении Республикой Казахстан международных договоров по регулированию миграционных процессов и обмену соответствующей информацией со странами происхождения мигрантов.

Таким образом, анализ действующего механизма  иммиграционной политики Республики Казахстан, проведенный в настоящем исследовании на основе расчетов составленных автором и с использованием  данных Комитета по миграции, позволяет говорить о не эффективности ее практической реализации. В связи с этим, необходимо более подробно и тщательно проанализировать весь механизм интеграции оралманов на территории республики, что, собственно, и  является целью нашего диссертационного исследования. Для полноты изучения и освещения проблемы необходимо также дать оценку современного состояния механизма интеграции, рассматривая ее как прямой результат действующего иммиграционной политики казахстанского государства. 

Проблемы интеграции оралманов в Казахстане связаны также с несовершенством механизма их привлечения и размещения. Государственное воздействие на механизм их привлечения и размещения осуществляется, прежде всего, путем упорядочения законодательства, установления справедливых правил  поведения, внедрения новых форм и методов регулирования.

  Недостатки существующего механизма привлечения и размещения репатриантов в стране подтверждаются анализом наиболее типичных ситуаций характеризующих их поведение. Так, в условиях переходного периода (миграции) характерные особенности поведения оралманов могут раскрыть следующие элементы: а)цель и стратегия их пребывания; б) поведение их во время обустройства;  в) поведение их после обустройства. Наши наблюдения и анализ литературы показывают, что в качестве преобладающей цели и стратегии действий  для большинства  иммигрантов на начальном этапе является стремление добиться переселения и «выживание».

Необходимость выживания обоснована неопределенностью экономической ситуации, высоким риском осуществления миграционных процессов и невозможностью быстрой адаптации к новому месту жительства.

 Поведение оралманов во время  обустройства позволяет оценить  степень их самостоятельности. Поведение  их после обустройства  в значительной  степени определяет изменение ситуации внутри страны или отдельного региона.  Особенности этого поведения в целом и отражает миграционную ситуацию. К общим проблемам следует также отнести недостаток квалифицированных кадров среди оралманов, отсутствие адекватной системы подготовки персонала и низкая активность самих  мигрантов. По этим причинам, поведение прибывшего оралмана во многом характеризуется нестабильностью и непоследовательностью.

В условиях рынка государство регулирует деятельность всех экономических субъектов как главный организатор хозяйственной жизни  [73]. Как подсказывает зарубежный опыт центральное место среди методов воздействия государства на экономические субъекты, занимает система правого регулирования.  Для прибывающих,  в нашу страну иммигрантов также предусмотрена такая система правового регулирования.

В действующем законодательстве есть понятия как квота; квота иммиграции; квота иммиграции оралманов.

Квота – доля или ограничение, устанавливаемое в рамках закона или различными соглашениями.

Квота иммиграции – количественное ограничение иммигрантов, допускаемых ежегодно к переселению.

Квота иммиграции оралманов – число семей оралманов, ежегодно  допускаемых  к переселению на территорию РК на которых распространяются льготы и компенсации в соответствии с Законом «О миграции населения».

Лица, подавшие ходатайство в дипломатические представительства, консульские учреждения Республики Казахстан за рубежом или в уполномоченный орган о признании их оралманами и прибывшие на территорию страны, пользуются правами и несут обязанности в порядке, установленном законодательством РК для иностранцев и лиц без гражданства. В частности, лица, подавшие ходатайство в дипломатические представительства или консульские учреждения Республики Казахстан за рубежом о признании их оралманами и прибывшие на территорию Республики Казахстан, в соответствии с законом (ст.15) обязаны:

-       по получении направления в центр временного размещения отбыть туда в течение трех дней;

-       уведомить о месте проживания соответствующие территориальные службы миграции и пройти регистрацию в органах внутренних дел в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

-      соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения;

-      проходить медицинские осмотры по требованию органов здравоохранения, получать прививки, лечение, а также выполнять предписания органов здравоохранения;

-     сообщать соответствующим миграционным службам сведения, необходимые для рассмотрения ходатайства.

Согласно ст.15 Закона о миграции статус оралмана прекращается после получения иммигрантом  гражданства Республики Казахстан. 

    Но приобретение репатриантом  гражданства не означает исчезновение  проблем, наиболее  острой из которых  является решение жилищного вопроса.

        Жилище – основа социальной инфраструктуры. Если первым условием человека можно считать труд как источник дохода, то вторым по значимости является жилище. Человек «без крыши над головой»,  без крова - синоним крайне бедственного положения. Сегодня недостаток жилищ в ряде стран является даже более острой проблемой, чем безработица, во всяком случае жилищная нужда затрагивает значительно более широкие круги населения [74].

Информация о работе Механизм экономической интеграции оралманов в казахстанское общество