Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 10:05, диссертация
Механизм экономической интеграции
оралманов в казахстанское общество
Молодежь получившие образование у себя в стране или в Европе, зачастую не владеют кириллицей, и этот вопрос до сих пор решается медленно. Для решения этих проблем, могло бы способствовать открытие специального центра по ускоренному обучению этому виду графики.
Таблица 4 - Количество детей оралманов по состоянию на 01.01.2005 г.
Наименование областей |
Количе-во оралманов на 01.01. 2005 г. чел. |
Кол-во детей |
% к общем. Кол-ву оралманов |
В том числе |
Кол-во детей шк. возраста, к-е посеща-ют школу по месту жительства |
Колво детей шк.возраста, к-е про-живают и обучаются в интер-нате | |
. |
Дошколь-ного возраста |
Школь- ного возраста | |||||
Акмолинская |
22964 |
8858 |
38,6 |
3291 |
5567 |
5520 |
47 |
Актюбинская |
12588 |
4405 |
35,0 |
1542 |
2863 |
2863 |
- |
Алматинская |
49970 |
18798 |
37,6 |
6437 |
12361 |
12329 |
32 |
Атырауская |
4262 |
1483 |
34,8 |
543 |
940 |
940 |
- |
Восточно-Казахстанская |
7358 |
2945 |
40,0 |
678 |
2267 |
2205 |
57 |
Западно-Казахстанская |
4080 |
1554 |
38,1 |
596 |
958 |
958 |
- |
Жамбылская |
28833 |
15604 |
54,1 |
5456 |
10148 |
10148 |
- |
Карагандинская |
20742 |
8721 |
42,0 |
2588 |
6133 |
6007 |
126 |
Кызылординская |
5003 |
1849 |
37,0 |
569 |
1280 |
1227 |
53 |
Костанайская |
7994 |
2893 |
36,2 |
839 |
2054 |
1993 |
61 |
Павлодарская |
15606 |
7581 |
48,6 |
2537 |
5044 |
5011 |
33 |
Северо-Казахстанская |
12948 |
5030 |
38,8 |
2015 |
3015 |
155 |
2860 |
Мангистауская |
55316 |
18827 |
33,9 |
7947 |
10880 |
10880 |
- |
Южно-Казахстанская |
109000 |
46072 |
42,3 |
18570 |
27502 |
27452 |
50 |
г. Алматы |
3559 |
1114 |
31,3 |
336 |
778 |
768 |
10 |
г. Астана |
2807 |
984 |
35,0 |
411 |
573 |
569 |
4 |
Итого |
363030 |
146718 |
40,4 |
54355 |
92363 |
89025 |
3333 |
Примечание - Составлено автором на основании данных Комитета по миграции Министерства труда и социальной защиты населения РК. |
Структура оралманов по показателю их образованности, согласно официальным данным, на 1 октября 2005 года выглядела следующим образом: оралманы, имеющие высшее образование - 10,8 % или 24847 человек, из них докторов наук – 45, кандидатов наук – 242 человек, незаконченное высшее - 1,3 %, среднее специальное - 20,6 %, общее среднее - 64,2 %, не имеющие начального образования - 3,1 % [70].
Стимулирование возвращения в Казахстан соотечественников, раннее выехавших за границу на постоянное место жительства или по трудовым контрактам, в первую очередь ученых, других категорий высококвалифицированных специалистов, предпринимателей - потенциальных инвесторов дали бы свои положительные результаты (рисунок 6).
Рисунок 6 - Распределение оралманов трудоспособного возраста по уровню образования
По критерию профессиональной принадлежности (из общего количества трудоспособных оралманов - 245920 человек к началу 2006 г.) структура оралманов выглядела следующим образом: творческие работники – 1530, работники образования – 11753, медработники – 6058, государственные служащие – 773, предприниматели – 8844, сельхозработники – 47377 и других отраслях и сферах – 104804. Всего занятых – 62.8 %, безработных –38,2 % от количества трудоспособных оралманов, которые составляют 52 % от их общего числа [71].
Однако, из-за недоработок нормативного правового акта, регулирующего механизм трудоустройства и создания рабочих мест для оралманов, многие из них, имеющие соответствующее образование и квалификацию по различным видам специальностей, не востребованы в стране. Многие из них до сих пор остаются нетрудоустроенными, что приводит к оттоку оралманов с мест проживания и создает предпосылку к оставлению ими жилья. Следовательно, работа по обеспечению компактного расселения семей оралманов в малых городах и населенных пунктах производится стихийно, без учета потребностей регионов в квалифицированных, экономически активных иммигрантах, а также без учета их родственных связей и не создаются условия для трудоустройства.
Негативные последствия несет иммиграция неквалифицированной рабочей силы, особенно из стран Монголии, Афганистана и других стран. Очевидно, что столь значительный приток неквалифицированной рабочей силы породит социально-экономические вопросы, решение которых также необходимо предусмотреть в новой миграционной политике.
Президент РК подчеркнул, что «нам нужна современная концепция миграционной политики», так как «сложившаяся в Казахстане благоприятная социально-экономическая ситуация создает условия для притока иностранной рабочей силы». Для этого, по мнению Президента необходимо выработать эффективные механизмы привлечения в Казахстан высококвалифицированных и профессиональных работников, которые могли бы работать в нашей республике на постоянной основе. При этом мы не должны забывать о воспитании и повышении квалификации и профессионализма наших отечественных работников. Как подчеркивается в Послании президента, особое внимание должно быть уделено созданию условий по предварительной подготовке в специальных центрах, адаптации и интеграции оралманов (казахов-репатриантов) в наше общество. Если обучить их профессии, языку, как принято в других странах, они быстрее привыкнут к новым условиям. Президент также заявил о необходимости принятия в 2006 году Трудового Кодекса, концепция которого соответствует всем международным стандартам, требованиям Международной организации труда и Всемирной торговой организации.
Совершенствование информационного обеспечения иммиграционных процессов путем улучшения работы государственной системы регистрации и учета иммигрантов, постоянного мониторинга иммиграции и конъюнктуры рынка труда;
Информирование населения о проблемах адаптации и интеграции оралманов с широким использованием средств массовой информации, наличие исчерпывающей информации о ситуации в регионе возвращения. Центральные и местные исполнительные органы должны способствовать получению такой информации, в том числе из независимых источников.
Как выше отмечали, представители казахской диаспоры являются составной частью всего казахского народа, культурная и духовная жизнь казахской диаспоры должна стать неотъемлемой частью заботы нашего государства о соотечественниках, проживающих за рубежом. Зарубежная казахская культура – это общенациональное достояние всего казахского народа, которое необходимо сделать доступными для граждан Казахстана, также как достижения культуры Казахстана следует донести до наших зарубежных соотечественников.
В некоторых странах в местах компактного проживания казахов они имеют возможность получать образование на родном языке, соблюдают национальные традиции и обычаи. Несмотря на это, в последнее время возникло множество проблем, связанных с национально-духовным, культурным положением соотечественников, проживающих за рубежом.
До начала 90-х годов в казахских национальных школах республик, образовавшихся впоследствии СНГ и в других странах, обучение проводилось по единой программе. В настоящее время каждое государство в данной области придерживаются собственных направлений. Несмотря на то, что школы являются казахскими, учебники и учебно-методические пособия, предназначенные для них, в каждой из стран проживания казахской диаспоры в корне отличаются друг от друга. Поэтому создалась ситуация, когда казахи, проживающие в одной стране, понимая устную речь казахов, проживающих в другой стране, не воспринимают принятию там письменную речь.
В Китае наши соотечественники пользуются письменностью, основанной на арабском алфавите. Казахи, проживающие в Монголии и России, пишут на кириллице, европейские казахи используют алфавит на основе латиницы, на национальные разновидности латиницы перешли Узбекистан и Туркменистан. Своими особенностями отличается письменность казахов в Иране и Афганистане. Кроме того, грамматика казахского языка и история казахской литературы преподаются в разных странах по-разному.
Ранее учебники, художественная литература, газеты и журналы на казахском языке, выпущенные в Казахстане, беспрепятственно поступали в адрес соотечественников, проживающих за рубежом, особенно в странах СНГ. В последнее время этот процесс почти прекратился. Кроме того, наши соотечественники, проживающие за рубежом, нуждаются в трансляции теле- и радиопередач из Казахстана. На сегодняшний день только телеканал «Саspionet» транслирует передачи на трех языках (казахский, русский, английский).
Как и многие представители казахстанской интеллигенции, Мурат Мухтарович Ауэзов в статье под названием «За все придется отвечать», опубликованной в газете «Время» пишет, что необходимо позаботиться о наших соотечественниках там, за границей [72]. Дело в том, что дипломатические представительства за рубежом не принимают должного участия в организации действенных мер по делам иммигрантов. По нашему мнению, эта работа должна вестись именно там, в стране исхода. Это необходимо учитывать при заключении Республикой Казахстан международных договоров по регулированию миграционных процессов и обмену соответствующей информацией со странами происхождения мигрантов.
Таким образом, анализ действующего механизма иммиграционной политики Республики Казахстан, проведенный в настоящем исследовании на основе расчетов составленных автором и с использованием данных Комитета по миграции, позволяет говорить о не эффективности ее практической реализации. В связи с этим, необходимо более подробно и тщательно проанализировать весь механизм интеграции оралманов на территории республики, что, собственно, и является целью нашего диссертационного исследования. Для полноты изучения и освещения проблемы необходимо также дать оценку современного состояния механизма интеграции, рассматривая ее как прямой результат действующего иммиграционной политики казахстанского государства.
Проблемы интеграции оралманов в Казахстане связаны также с несовершенством механизма их привлечения и размещения. Государственное воздействие на механизм их привлечения и размещения осуществляется, прежде всего, путем упорядочения законодательства, установления справедливых правил поведения, внедрения новых форм и методов регулирования.
Недостатки существующего механизма привлечения и размещения репатриантов в стране подтверждаются анализом наиболее типичных ситуаций характеризующих их поведение. Так, в условиях переходного периода (миграции) характерные особенности поведения оралманов могут раскрыть следующие элементы: а)цель и стратегия их пребывания; б) поведение их во время обустройства; в) поведение их после обустройства. Наши наблюдения и анализ литературы показывают, что в качестве преобладающей цели и стратегии действий для большинства иммигрантов на начальном этапе является стремление добиться переселения и «выживание».
Необходимость выживания обоснована неопределенностью экономической ситуации, высоким риском осуществления миграционных процессов и невозможностью быстрой адаптации к новому месту жительства.
Поведение оралманов во время
обустройства позволяет
В условиях рынка государство регулирует деятельность всех экономических субъектов как главный организатор хозяйственной жизни [73]. Как подсказывает зарубежный опыт центральное место среди методов воздействия государства на экономические субъекты, занимает система правого регулирования. Для прибывающих, в нашу страну иммигрантов также предусмотрена такая система правового регулирования.
В действующем законодательстве есть понятия как квота; квота иммиграции; квота иммиграции оралманов.
Квота – доля или ограничение, устанавливаемое в рамках закона или различными соглашениями.
Квота иммиграции – количественное ограничение иммигрантов, допускаемых ежегодно к переселению.
Квота иммиграции оралманов – число семей оралманов, ежегодно допускаемых к переселению на территорию РК на которых распространяются льготы и компенсации в соответствии с Законом «О миграции населения».
Лица, подавшие ходатайство в дипломатические представительства, консульские учреждения Республики Казахстан за рубежом или в уполномоченный орган о признании их оралманами и прибывшие на территорию страны, пользуются правами и несут обязанности в порядке, установленном законодательством РК для иностранцев и лиц без гражданства. В частности, лица, подавшие ходатайство в дипломатические представительства или консульские учреждения Республики Казахстан за рубежом о признании их оралманами и прибывшие на территорию Республики Казахстан, в соответствии с законом (ст.15) обязаны:
- по получении направления в центр временного размещения отбыть туда в течение трех дней;
- уведомить о месте проживания соответствующие территориальные службы миграции и пройти регистрацию в органах внутренних дел в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
- соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения;
- проходить медицинские осмотры по требованию органов здравоохранения, получать прививки, лечение, а также выполнять предписания органов здравоохранения;
- сообщать соответствующим миграционным службам сведения, необходимые для рассмотрения ходатайства.
Согласно ст.15 Закона о миграции статус оралмана прекращается после получения иммигрантом гражданства Республики Казахстан.
Но приобретение репатриантом
гражданства не означает
Жилище – основа социальной инфраструктуры. Если первым условием человека можно считать труд как источник дохода, то вторым по значимости является жилище. Человек «без крыши над головой», без крова - синоним крайне бедственного положения. Сегодня недостаток жилищ в ряде стран является даже более острой проблемой, чем безработица, во всяком случае жилищная нужда затрагивает значительно более широкие круги населения [74].
Информация о работе Механизм экономической интеграции оралманов в казахстанское общество