Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2014 в 04:17, курсовая работа
Целью данной работы является необходимость анализа института «нормотворческой деятельности», его основополагающих принципов, рассмотрения перечня субъектов, участвующих в данном процессе правовой деятельности, их компетенцию и механизм реализации полномочий, формы и методы взаимодействия, а также основополагающие нормативные правовые акты, регулирующие деятельность государственных органов по принятию, изданию, признанию утратившими силу нормативных правовых актов Республики Беларусь.
Введение 3
1 Понятие нормотворческой деятельности, порядок принятия нормативных правовых актов республики беларусь 4
1.1 Понятие нормотворческой деятельности. Связь с другими основными понятиями правотворческой деятельности 4
1.2 Основные принципы нормотворческой деятельности 5
1.3 Общие требования, предъявляемые к нормативному правовому акту, нормотворческая техника 8
1.4 Порядок подготвки нормативного документа 10
1.4 Согласование проекта норамтивного правового акта 13
1.5 Обязательная экспертиза нормативных правовых актов 15
1.6 Внесение проекта акта в нормотворческий орган (должностному лицу) 16
1.7 Рассмотрение проекта нормативного правового акта 20
1.7.1 Рассмотрение проекта нормативного правового акта Президентом Республики Беларусь 21
1.7.2 Рассмотрение проекта нормативного правового акта Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 23
1.7.3 Рассмотрение проекта нормативного правового акта Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 25
1.7.4 Рассмотрение проекта нормативного правового акта Советом министров Республики Беларусь 26
1.7.5 Рассмотрение проекта нормативного правового акта иными органами государственного управления 26
1.8 Порядок официального опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов государственного управления Республики Беларусь 28
2 Компетенция органов государственного управления Республики Беларусь по принятию нормативных правовых актов Республики Беларусь 31
2.1 Компетенция Национального Собрания Республики Беларусь по принятию нормативных правовых актов Республики Беларусь 31
2.2 Компетенция Президента Республики Беларусь по принятию нормативных правовых актов Республики Беларусь 34
2.3 Компетенция Совета министров Республики Беларусь по принятию нормативных правовых актов республики Беларусь 35
Заключение 36
Список использованных источников 37
Президент на основе и в соответствии с Конституцией издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. В случаях, предусмотренных Конституцией, Президент издает декреты, имеющие силу законов [1, 5, 6].
Декреты Президента Республики Беларусь издаются по любым вопросам, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь. Декреты могут быть двух видов: декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Президенту Республики Беларусь законодательных полномочий, и временные декреты. В силу особой необходимости Президент Республики Беларусь по своей инициативе либо по предложению Правительства Республики Беларусь может издавать временные декреты, имеющие силу закона. Если такие декреты издаются по предложению Правительства Республики Беларусь, они скрепляются подписью Премьер-министра Республики Беларусь. Временные декреты должны быть в трехдневный срок представлены для последующего рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь. Эти декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат.
Совет Министров Республики Беларусь на основе и во исполнение Конституции Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, законов Республики Беларусь принимает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты в форме постановлений [1, 5, 8].
Принимаемые Советом Министров Республики Беларусь иные нормативные правовые акты (положения, уставы, правила и т.п.) утверждаются постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.
Постановления Совета Министров Республики Беларусь принимаются по вопросам, отнесенным к компетенции Совета Министров Республики Беларусь Конституцией и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Совет Министров Республики Беларусь принимает нормативные правовые акты по вопросам, которые не могут быть решены министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными комитетами самостоятельно или совместно с иными министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами.
Постановления Совета Министров Республики Беларусь могут быть отменены актами Президента Республики Беларусь.
В порядке работы над данной курсовой работой автором был рассмотрен комплекс вопросов а также основополагающие нормативные правовые акты, связанные с деятельностью по подготовке нормативных правовых актов, необходимые процедуры для принятия и требования предъявляемые к нормативным правовым актам, рассмотрены полномочия органов государственного управления Республики Беларусь по принятию, отмене, признанию утратившими силу нормативно-правовых актов.
Следует отметить, что законодательными актами Республики Беларусь в значительной степени урегулирован вопрос нормотворческой деятельности. Основополагающим документом в этой области является Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 г. № 361-З. Значительную роль в создании единой иерархии нормативных правовых актов Республики Беларусь играет Концепция совершенствования законодательства Республики Беларусь, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2002 г. № 205. Примечательно, что данная концепция направлена на постоянное усовершенствование законодательной деятельности с целью исключения противоречий (несоответствий) норм действующих нормативных правовых актов, регулирующих одни и те же общественные отношения, созданию четкой иерархии нормативных правовых актов по юридической силе, исключению случаев несоответствия актов нижестоящих органов вышестоящим, обеспечению баланса индивидуальных, общественных и государственных интересов.