Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 11:31, курсовая работа
Тема «Органы государства» достаточно объемна и тесно связана с такими понятиями как «механизм государства» и «государственный аппарат». Ведь орган государства – это звено, элемент механизма государства, то есть его составляющая часть.
Механизм государства - это система специальных органов и учреждений, посредством которых государство осуществляет свои функции.
Государственный аппарат, в свою очередь, представляет собой систему
государственных органов, наделенных властными полномочиями.
Власть - это качество и степень возможности политического деятеля (единоличного или коллективного) побуждать до определённой степени и в течение определённого времени одного или нескольких действующих лиц думать (или не думать), делать что-либо (или не делать).
Введение………………………………………………………………………...3
1. Понятие и особенности государственного межанизма…………………..5
1.1. Понятие органа государства и его признаки…………………..5
1.2. Принципы организации деятельности органов государственной власти…………………………………………………………………...9
2. Виды органов государства……………………………………………….19
2.1. Класификация органов государственной власти…………….19
2.2. Органы исполнительной власти………………………………23
2.3. Органы законодательной власти……………………………..33
2.4. Органы судебной власти………………………………………39
3. Контрольно- надзорные органы государственной власти……………48
Заключение………………………………………………………………….51
Список использованной литературы……………………………………..53
Другим исходным фактором является федеративное устройство России. Как говорилось, оно порождает «двойственность» государственной власти, которая с учетом ее иерархии принадлежит и федерации, и ее субъектам. О государственной власти Федерации, органах государственной власти говорится во многих статьях Конституции РФ (ст. 3, 7, 11 и др.). Государственная власть субъектов РФ также упоминается в ряде статей Конституции РФ (ст. 5, 11, 66, 68, 73 и др.), во все конституциях и уставах субъектов РФ (например, ст. 4, 6 и др. Конституции Республики Дагестан 1994 г., ст. 3 и др. Устава Саратовской области 1995 г., ст. 4 Устава Чукотского автономного округа 1997 г.). Существование на одной территории двух государственных властей предполагает их размежевание. Каждая из них имеет свою сферу деятельности (а также совместную сферу). Это - размежевание по уровням государственной власти, вертикальное разделение властей, сочетающееся в России с совместной компетенцией. Оно обусловливает многие особенности в структуре и деятельности государственной власти ) на федеральном уровне, и на уровне ее субъектов.
Третий фактор - это необходимость осуществления единой государственной власти в демократическом государстве различными видами органов во избежание концентрации власти в одних руках. Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в РФ осуществляете на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Это означает разделение государственной власти по видам деятельности, горизонтальное разделение властей.
Вместе с тем объективно обусловлены не только размежевания государственной власти на разных уровнях и по видам, но и единство государственной власти, ее целостность. Федеральная государственная власть и государственная власть субъектов РФ представляют собой единство и в социальном, и в организационно-правовом аспекта В частности, оно вытекает из того, что государственная власть Федерации и государственная власть каждого из ее субъектов соотносятся как целое и его часть. С одной стороны, это власть многонационального народа России, с другой -- народа одного из 89 ее субъектов, что порождает определенную иерархию и соподчиненность властей, выступающих как целостность вовне и внутри Федерации. Каким бы образом ни была организована и какими бы специфическими методами ни действовала государственная власть Федерации и ее субъектов, она всегда характеризуется наиболее общими принципами организации и деятельности. Статья 5 Конституции РФ устанавливает, что федеративное устройство России основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти. Таким образом, в России существует не только вертикальное разделение, но и вертикальное единство властей, связанное с федеративным характером государства.
Отношения законодательной, исполнительной, судебной власти также не ограничиваются только разделением. Правда, Конституция РФ (ст. 10) делает акцент на самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, но в ее других статьях нашел выражение принцип их единства, взаимодействия (ст. 80). Без такого взаимодействия невозможно принятие законов, деятельность государственного аппарата (понимая его в широком смысле) основывается на взаимодействии различных органов. Иными словами, наряду с вертикальным существует и горизонтальное единство и разделение властей. В масштабе Федерации оно относится к законодательной, исполнительной, судебной власти, в масштабе каждого субъекта к законодательной и исполнительной.
Таким образом, в России одновременно существует и вертикальное, и горизонтальное единство и разделение властей.
Четвертый фактор - участие народа в осуществлении государственной власти, действия власти «сверху» и поддержка их «снизу». Вместе с тем существует не только определенное единство власти и народа, но и их разделенность, вытекающая из того, с чем связано возникновение самого государства: с выделением особого профессионального слоя управляющих со своими интересами. Однако поскольку главное в деятельности государственной власти - служение народу, который ее создал и благодаря которому она существует (включая различные органы и огромный аппарат государственных служащих), то ее мероприятия, например судебная, пенсионная, земельная реформы в 2001--2002 гг., поддерживаются «снизу», если они соответствуют интересам народа и обоснованы условиями жизни общества, его ресурсами. При этом не только «позитивные» (поддерживающие), но и «негативные» импульсы «снизу» являются важнейшим сигналом для деятельности государственной власти: они указывают на ее недостатки, а нередко и на пути их исправления.
Государственная власть должна укреплять и развивать постоянные связи с народом, участие граждан в управлении государством на различных ступенях его организации, учитывать мнение общественности (в том числе выраженное через средства массовой информации), предложения общественных объединений. Государственная власть должна действовать открыто и эффективно. Она советуется с народом и честно говорит о своих ошибках и недостатках. Все это обеспечивает легитимацию государственной власти, о чем говорилось выше. Доверие населения к государственной власти, руководству страны, к государственным служащим -- важнейшее условие стабильности, успешного развития страны.
Не все
эти качества присущи государственной
власти в России и не все указанные
функции она выполняет успешно.
Правовые принципы организации и деятельности органов государственной власти следующие:
1.
Приоритет прав и свобод
2.
Верховенство Конституции.
Нормы
Конституции имеют
3.
Принцип разделения властей.
Органы
законодательной, исполнительной и
судебной власти самостоятельны при
осуществлении своих
4.
Принцип законности — основной
метод осуществления
Принцип
законности закреплен в ст. 15 Конституции
Российской Федерации, где сказано:
«Органы государственной
При осуществлении своих полномочий в отношении государственных органов действует принцип: запрещено все то, что не разрешено законом.
5.
Принцип федерализма в
Государственной Думы Федерального Собрания, представительство в
Совете Федерации Федерального Собрания, участие в формировании судейского корпуса, дача согласия на назначение прокурора субъекта Федерации и др.).
6.
Принцип равного доступа