Органы исполнительной власти Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 20:53, реферат

Краткое описание

Подводя итоги, следует отметить, поступление на службу должно определяться в первую очередь личными качествами служащего, его опытом, профессионализмом, компетенцией, квалификацией, пригодностью к данному виду службы. Подобрать нужного кандидата – дело непростое, особенно когда речь идет о подборе высших должностных лиц.

Вложенные файлы: 1 файл

Система ГиМУ Материал к экзамену - Правительство.doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

В соответствии с Регламентом 2004 г. выступать на заседаниях имеют право только члены кабинета и руководители агентств и служб, т.е. приглашенные лица не могут выступать в прениях. Решения по обсуждаемым вопросам оформляются протоколом.

Подготовку окончательного варианта текста осуществляют федеральным ведомствам (ранее практиковалось создание рабочих групп). Такой подход позволяет правительству снять с себя и своего аппарата решение, по сути, технических задач, повысить активность и ответственность федеральных ведомств.

Все заседания стенографируются, их материалы и принятые решения относятся к служебной информации, порядок распространения которой устанавливается Регламентом Правительства России. Информирование о результатах работы кабинета осуществляется через его пресс-службу. Практикуются также пресс-конференции (брифинги) членов правительства. При этом необходимо подчеркнуть, что обязательное информирование граждан о вопросах, рассмотренных на его заседаниях, и о принятых решениях предусматривается законом «О Правительстве Российской Федерации».

Четвертый этап – организация исполнения поручений, которые можно разделить на две группы:

  • поручения, содержащиеся в актах правительства, их исполнение возложено на руководителей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации, которым они адресованы. Они же и осуществляют контроль за их исполнением. Срок исполнения поручений, как правило, указывается в самом документе, если же его нет, то «по умолчанию» он не может превышать одного месяца. Указанные в тексте пометки «срочно» или «оперативно» предполагают соответственно 3-дневный или 10-дневный срок исполнения.
  • поручения, следующие из актов президента или федеральных законов – по этим вопросам правительство издает собственные распоряжения, и контроль за исполнением осуществляет самостоятельно.

Все поручения снимаются  с контроля аппаратом правительства на основании решений, принимаемых премьером и вице-премьерами.

 

Законопроектная деятельность.

Правительству России принадлежит право законодательной инициативы в Федеральном Собрании, которое оно реализует путем внесения законопроектов в Государственную Думу.

Кроме того, оно непосредственно  участвует в законотворческой деятельности палат парламента и главы государства. В частности, обладает полномочиями по организации подготовки законопроектов и их согласования. В большинстве развитых стран мира примерно 78% законопроектов готовят правительства.

Законопроектная деятельность правительства имеет плановый характер. В 2001 г. утверждены основные требования к концепции проектов законов, в ней должны указываться:

  • основная идея, цели и предмет правового регулирования, круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта, их новые права и обязанности, в том числе с учетом ранее имевшихся;
  • место будущего закона в системе действующего законодательства с указанием отрасли законодательства, к которой он относится, и значение, которое будет иметь законопроект для правовой системы;
  • общая характеристика и оценка состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений с приложением анализа действующих в этой сфере законов и иных нормативных правовых актов;
  • социально-экономические, политические, юридические и иные последствия реализации будущего закона.

Сформулированные таким  образом требования, должны способствовать тому, что начальный этап разработки каждого законопроекта будет  взвешенным и позволит исключить  противоречия в российском законодательстве.

Вместе с концепцией представляют проект технического задания на разработку законопроекта. В нем указываются:

  • основание разработки законопроекта, его форма, вид и рабочее наименование;
  • заказчик и разработчики законопроекта;
  • перечень документов, подлежащих разработке; примерная структура;
  • виды, этапы и сроки работы;
  • порядок финансирования и смета расходов;
  • порядок приемки работы;
  • финансово-экономическое обоснование.

Министерство  юстиции дает заключение на поступившие законопроекты с точки зрения их соответствия законодательству, предъявляемым к законопроектам требованиям и принадлежности предмета регулирования к федеральной сфере или совместному с субъектами Федерации ведению, а также другим положениям, которые свидетельствовали бы о необходимости и возможности принятия законопроекта к рассмотрению. Заключение Министерства юстиции должно быть согласовано с инициатором законопроекта, а возникшие на стадии согласования вопросы разрешены. После чего Минюст направляет законопроект в правительственную Комиссию по законопроектной деятельности (возглавляет вице-премьер А.Д. Жуков).

Заседания комиссии проходят еженедельно. Решения по рассматриваемым  вопросам оформляются протоколом, который  служит основанием дальнейшего обсуждения законопроекта на заседании правительства, где выносится окончательный вердикт о передаче его в Государственную Думу.

Взаимодействие  Правительства РФ  с органами власти

Можно выделить два направления  взаимодействия правительства с Федеральным Собранием:

  • первое продиктовано его подотчетностью Государственной Думе (парламентский запрос и правительственный час, выступления членов правительства на заседаниях палат Федерального Собрания по собственной инициативе, это происходит при рассмотрении законопроекта, в котором заинтересовано ведомство).
  • второе связано с законотворческой деятельностью палаты.

С 2000 г. интересы правительства при прохождении законопроектов в палатах парламента представляют два полномочных представителя - в Государственной Думе и Совете Федерации. Их деятельность координирует руководитель аппарата правительства.

Полномочные представители:

  • информируют правительство о ходе обсуждения законопроектов,
  • организуют участие в работе парламента руководителей федеральных органов исп. власти,
  • готовят для президента информацию об отношении правительства к принимаемым законам.

 

С органами судебной власти согласно Регламенту Правительства 2004 г. контакт осуществляется через институт полномочных представителей (в Конституционном Суде, Верховном и Высшем Арбитражном судах). Полномочные представители представляют сторону правительства, вносят предложения о мерах по обеспечению исполнения судебных решений, участвуют в подготовке и согласовании проектов правительственных обращений и иных документов.

На должность полномочного представителя в Конституционном Суде, Верховном Суде и Высшем Арбитражном Суде может быть назначено только лицо, имеющее ученую степень по юридической специальности. Как и прежде, оно действует от имени правительства без какой-либо доверенности, координирует деятельность представителей, назначенных по конкретному делу и действующих на основании соответствующего поручения и доверенности.

Совместно разрабатывается проект федерального бюджета в части финансирования судов, что предусмотрено Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».

C органами исполнительной власти субъектов Федерации можно выделить несколько направлений по взаимодействию:

1) информирование регионов о подготовке решений по предметам совместного ведения. Правительство России направляет в законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации проекты своих решений. В свою очередь, их предложения по этим проектам подлежат обязательному рассмотрению в федеральном правительстве.

2) контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам, отнесенным к ведению федерального центра. Одним из способов его осуществления является внесение Президенту РФ предложений о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, противоречащих Конституции и законодательству или нарушающих права и свободы человека и гражданина.

3) координация совместной деятельности имеет различные организационные формы.

  • рабочие совещания с руководителями региональных органов исп. власти по выработке согласованных решений по вопросам реализации экон. реформы и социально-экономического развития регионов.
  • создание согласительных комиссий из представителей заинтересованных сторон для разрешения споров и разногласий между федеральными и региональными ведомствами.

 

Акты Правительства  Российской Федерации и порядок  их подготовки

Правительство издает свои акты на основании и во исполнение Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента России. Их формы были закреплены в законе «О Правительстве Российской Федерации» 1997 г.

Акты, имеющие нормативный  характер, правительство издает в форме постановления. Они могут регламентировать как вопросы, отнесенные к его ведению в области государственного управления в целом, так и внутреннюю организацию деятельности кабинета министров. Так, постановлением, например, утверждается его регламент.

Акты ненормативного характера по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений, в частности ими утверждается структура аппарата правительства.

Правительство Российской Федерации принимает также обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового значения. В основном они носят информационный или декларативный характер.

В соответствии с Регламентом 2004 г. правом инициировать принятие правительственного акта наделены только члены кабинета министров и руководители тех федеральных органов исполнительной власти, деятельностью которых непосредственно руководят президент или правительство.

Одной из обязательных процедур подготовки правительственных актов является их предварительное согласование, которое предусматривает две стадии.

1) согласование с заинтересованными федеральными органами исп. власти. Ответственность за его проведение возлагается на того, кто инициирует этот проект. Направленные на согласование документы в течение десяти дней визируются руководителями соответствующих органов и организаций, а при наличии возражений указываются замечания, которые оформляются на фирменном бланке организации.

2) проекты всех нормативных актов до внесения в правительство подлежат обязательному согласованию с Министерством юстиции. Оно также в течение десяти дней дает им оценку на предмет их соответствия актам более высокой юридической силы, отсутствия внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании соответствующих отношений, а также соблюдения правил юридической техники, включающих определенные требования к разработке, оформлению и тексту документа.

Другим федеральным  органом исполнительной власти, принимающим участие в согласовании проектов правительственных актов, является Министерство финансов. С лета 2004 г. в согласовании с министерством нуждаются только нормативные акты, оказывающие влияние на доходы или расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и бюджетов негосударственных фондов. В своем заключении Министерство финансов дает оценку финансовых последствий принятия этих актов для указанных бюджетов и внебюджетных фондов.

Проекты актов по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов должны согласовываться с региональными органами государственной власти.

Регламент 2004 г. определил  также согласование актов, регулирующих отношения субъектов предпринимательской деятельности или их отношения с государством, а также оказывающих влияние на макроэкономические показатели развития страны с Министерством экономического развития и торговли, которое дает оценку влияния соответствующих решений на макроэкономические показатели и их последствий для субъектов предпринимательской деятельности.

Выносимые на обсуждение проекты актов должны поступать в правительство вместе с

  • пояснительной запиской (приводятся необходимые расчеты, обоснования и прогноз социально-экономических и иных последствий их реализации) и
  • сопроводительным письмом (указываются основания для внесения на обсуждение, сведения о содержании и согласовании проекта).

В случае если принятие постановления или распоряжения влечет за собой изменения других актов правительства, эти изменения необходимо включить в проект готовящегося акта или представить в виде отдельного документа одновременно с ним.

Проекты актов, внесенные  в правительство с нарушением правил, подлежат возврату, а соответствующие  требованиям поступают в аппарат правительства, который занимается их подготовкой к рассмотрению. Она включает составление экспертного заключения и проекта протокола рассмотрения, а также оформление документов для подписания.

Информация о работе Органы исполнительной власти Российской Федерации