Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 10:00, курсовая работа
Целью настоящего исследования является анализ правовых основ деятельности акционерных обществ.
При написании данной работы ставились следующие задачи:
- раскрыть понятие и признаки акционерного общества как юридического лица;
- проанализировать деятельность органов управления акционерным обществом;
- дать характеристику правовому положению акционеров в акционерном обществе и др.
Введение
Глава 1. Общие положения об акционерных обществах в России
1.1. Историко-правовой анализ развития акционерного общества в России
1.2. Понятие акционерного общества и его типы
Глава 2. Особенности создания, функционирования, ликвидации акционерного общества
2.1. Правовые основы создания и функционирования акционерных обществ
2.2 Реорганизация общества………………………………………………….....51
2.3 Ликвидация общества……………………………………………………….57
Заключение 84
Список литературы 89
Следующим абзацем предусмотрена возможность выдвижения кандидатов только в совет директоров компании, образуемой в результате слияния. То есть второй абзац частично повторяет положение первого. Скорее всего, авторы закона допустили ошибку, упомянув в первом абзаце реорганизацию в форме слияния. Действительно, если акционеры участвующих в слиянии обществ предложат не совпадающих друг с другом кандидатов в коллегиальный исполнительный орган, ревизионную комиссию или на должность единоличного исполнительного органа, избрать кандидатов в структуры управления и ревизионную комиссию для указания их в договоре о слиянии по предусмотренной законом процедуре будет невозможно.
Упущением закона можно также назвать недостаточную проработанность процедуры выдвижения кандидатов в органы управления и ревизионную комиссию в случае, если решение о реорганизации принимается на годовом общем собрании акционеров. 30-дневный срок, предусмотренный для оповещения акционеров о годовом собрании, содержащем вопрос о реорганизации, сохранен, тогда как акционеры могут выдвинуть кандидатов в органы управления компании не позднее чем за 45 суток до дня проведения общего собрания, т. е. когда акционеры еще не знают о такой необходимости. В этом случае АО можно посоветовать ориентироваться на срок, предусмотренный для сообщения о проведении внеочередного общего собрания, на котором будет поставлен вопрос о реорганизации компании. Кроме того, в закон не внесены изменения, касающиеся даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров в ходе реорганизации. Эта дата не может быть установлена более чем за 50 дней до срока проведения общего собрания, тогда как сообщение о его созыве должно быть направлено не позднее чем за 70 дней до предполагаемого события. Рассылка подобных извещений заказными письмами или путем вручения под роспись в этом случае невозможна, так как в день рассылки нельзя составить список лиц, которые должны получить такие уведомления. У АО остается один способ оповещения акционеров - публикация сообщения в печатном издании, если такой способ уведомления о собрании предусмотрен уставом компании. Законом урегулирована процедура внесения в устав общества изменений, касающихся уставного капитала и количества размещенных в ходе реорганизации акций. Поправки и дополнения к уставу будут вноситься по результатам размещения акций на момент создания общества путем реорганизации в форме слияния на основании договора о слиянии и зарегистрированного отчета об итогах выпуска акций. Обычно уставный капитал, указанный в уставе создаваемой в результате реорганизации компании, превышает фактический уставный капитал, получаемый при размещении акций в ходе слияния обществ. Разница может возникнуть, например, из-за погашения выкупленных акций. Кроме того, округления в расчетах при размещении ценных бумаг в соответствии с утвержденными коэффициентами и сделки купли-продажи акций, совершенные после принятия решения о реорганизации, также могут повлиять на величину фактического уставного капитала. Именно поэтому при указании размера уставного капитала создаваемого общества эмитенты чаще всего немного завышают цифры во избежание крайне нежелательной ситуации, когда фактическое количество размещенных акций оказывается больше утвержденного объема в ходе принятия решения о реорганизации. Таким образом, урегулирование процедуры внесения в устав изменений, связанных с величиной уставного капитала, является достаточно актуальной проблемой.
В меньшей степени были модифицированы процедуры реорганизации в форме присоединения. Как и в случае слияния, изменились вопросы повестки дня, выносимые на рассмотрение общим собранием акционеров преобразуемой компании. АО, к которому осуществляется присоединение, должно принять решение о реорганизации, включающее утверждение соответствующего договора, а также по иным важным вопросам. Общее собрание акционеров присоединяемой компании принимает решение о реорганизации в форме присоединения, включающее в себя утверждение соответствующего договора и передаточного акта. В договоре о присоединении могут содержаться изменения и дополнения, вносимые в устав общества, к которому осуществляется присоединение, а также другие положения о реорганизации. Данным договором, в соответствии с законом, может быть также предусмотрено погашение при реорганизации принадлежащих присоединяемому обществу акций АО, к которому осуществляется присоединение. В противном случае такие акции должны быть реализованы не позднее 1 года после их приобретения или погашены. Ранее этот вопрос не был урегулирован законодательством.
Изменения в процедуре реорганизации путем разделения и выделения во многом схожи друг с другом и аналогичны изменениям, осуществляемым в ходе слияния компаний. Вопросы, отсутствие решения по которым не позволяет завершить процесс реорганизации АО, объединены в общий вопрос повестки дня. Собранием акционеров принимается единое решение по вопросу реорганизации компании, в котором оговорены: сведения об обществах, создаваемых в результате разделения или выделения; информация о порядке и условиях реорганизации; порядок размещения ценных бумаг; список членов ревизионной комиссии и коллегиального исполнительного органа; данные о единоличном исполнительном органе и регистраторе; указание об утверждении разделительного баланса, устава.
Избрание совета директоров осуществляется так же, как и аналогичная процедура, производимая при реорганизации в форме слияния. В соответствии с требованиями закона избрание членов совета директоров осуществляется акционерами, владельцами обыкновенных и привилегированных акций, ставших голосующими в результате невыплаты дивидендов, среди которых должны быть размещены акции создаваемого общества. Исключение предусмотрено лишь в случае реорганизации в форме выделения, когда единственным акционером новой компании является преобразуемое общество, акционерами которого и осуществляется избрание совета директоров. Однако требование о предоставлении права голоса лицам, среди которых должны быть размещены акции создаваемого АО, выполнить полностью весьма проблематично. Список таких лиц обычно формируется на дату внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности компании в ходе разделения или о создании нового общества в случае выделения. Составление списка на другую дату может повлечь за собой нарушение прав акционеров реорганизуемых обществ из-за возможных изменений, связанных с выкупом акций или совершением сделок купли-продажи ценных бумаг в срок между датой составления списка и датой внесения записи в ЕГРЮЛ. Поэтому при избрании совета директоров голосовать будут не те лица, которые получат акции. Логично все же ориентироваться на акционеров, имеющих право участвовать в общем собрании по вопросу реорганизации.
В начале 90-х годов произошел стремительный демонтаж создававшейся на протяжении 70 лет экономической системы. Состоялась невиданная в истории человечества приватизация средств производства - передача в частные руки государственных предприятий.[12]
Вышеуказанные процессы вызвали бурный рост предпринимательской инициативы граждан России. Большое количество людей, практически незнакомых с вопросами организации производств и действовавшим в тот период времени законодательством, начали создавать юридические лица, в том числе акционерные общества.
В то же время государство стремительно уходило из экономики, во-первых, как собственник основной массы средств производства, во-вторых, оно перестало существовать и как фактор прямого государственного управления экономическими отношениями.
К сожалению, эти процессы не сопровождались столь же стремительным приходом в экономику государства в качестве власти, устанавливающей правила новых экономических отношений, и в качестве силы, способной обеспечить соблюдение этих правил.
Большое количество созданных в тот период времени коммерческих юридических лиц после непродолжительного периода существования были брошены своими участниками на произвол судьбы без имущества и с багажом долговых обязательств.
Начатые ликвидационные процедуры порой проводились с единственной целью раздачи имущества участникам юридического лица без удовлетворения требований его кредиторов.
Последствия этих процессов мы наблюдаем в настоящее время.
Мы уже приводили статистические данные об огромном количестве юридических лиц, ликвидированных по искам налоговых органов, а также о банкротстве ликвидируемых и отсутствующих должников.
У нас нет данных о количестве юридических лиц, деятельность которых была прекращена в добровольном порядке, но полагаем, что их тоже немало.
Для сравнения: в дореволюционной России в 1910 г. было ликвидировано 28 компаний с капиталом 65,2 млн. руб., а в 1911 г. - 22 компании с капиталом 23,0 млн. руб. С 1 апреля 1911 г. по 1 мая 1914 г. была ликвидирована 91 торгово-промышленная компания. В то же время вновь возникло 774 компании с капиталом 1114 млн. руб.[13]
В связи с этим представляется важным обеспечить должный контроль, прежде всего государства, как за деятельностью коммерческих юридических лиц, так и за процессом их ликвидации.
Процедура ликвидации и ее последствия должны обеспечивать и надлежащим образом защищать интересы третьих лиц, т.е. контрагентов ликвидируемых коммерческих организаций.
Проблеме ликвидации, как конечной стадии существования коммерческого юридического лица, всегда уделялось особое внимание.
Прекращение бытия юридического лица сравнивали со смертью физического лица, и сущность ликвидации видели в том, что «все дела компании приводятся к концу: компания может состоять должной и сама может иметь долги на других, в состав ее имущества могут входить недвижимости, не способные к разделу, она может состоять в договорных отношениях с разными лицами и учреждениями и т.д., - все это выяснить, распутать, прекратить обязательства к третьим лицам, реализовать имущество, стребовать долги, словом - сделать имущество компании способной к разделу между акционерами».[14]
Современные ученые определяют ликвидацию юридического лица как способ прекращения его деятельности при отсутствии правопреемства в его правах и обязанностях[15], как прекращение юридического лица, связанное с ликвидацией его имущественного комплекса, с исчезновением субъекта права без возникновения правопреемства.
Гражданский кодекс РФ определяет ликвидацию юридического лица как его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства (п. 1 ст. 61 ГК РФ).
Безусловно, ликвидация акционерного общества образует сложный юридический состав действий его участников и самого общества, направленных на прекращение обязательств общества, его деятельности и имущества и в конечном итоге на прекращение существования общества как субъекта права.
Пункт 1 ст. 21 Закона об акционерных обществах говорит о двух видах ликвидации общества - добровольной и принудительной (по решению суда).
Рассмотрим, прежде всего, порядок и основания принятия решения о добровольной ликвидации акционерного общества.
Как следует из абз. 1 п. 2 ст. 21 Закона об акционерных обществах, вопрос о добровольной ликвидации акционерного общества и назначении ликвидационной комиссии в повестку дня общего собрания акционеров может быть включен только советом директоров (наблюдательным советом) общества.
Вместе с тем п. 3 ст. 49 Закона об акционерных обществах к числу вопросов, которые общее собрание акционеров может принять только по предложению совета директоров (наблюдательного совета), не относит вопрос о ликвидации общества и связанный с этим вопрос о назначении ликвидационной комиссии.
Полагаем, что п. 3 ст. 49 Закона об акционерных обществах следует привести в соответствие с абз. 1 п. 2 ст. 21 Закона об акционерных обществах.
Решение о добровольной ликвидации и о назначении ликвидационной комиссии принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.
Если акционером ликвидируемого общества является государство или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии в обязательном порядке включается представитель соответствующего комитета по управлению имуществом, или фонда имущества, или соответствующего органа местного самоуправления.
В ранее действующей редакции норма п. 2 ст. 62 ГК РФ предусматривала, что учредители (участники) юридического лица должны были согласовывать назначение ликвидационной комиссии с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
После внесения изменений в п. 2 ст. 62 ГК РФ норма, предусматривающая необходимость согласования вопроса о назначении ликвидационной комиссии, была исключена.
Пункт 3 ст. 20 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» содержит лишь требование к учредителям (участникам) юридического лица или органу, принявшему решение о ликвидации юридического лица, уведомлять регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии.
На практике существует именно уведомительный порядок.
Представляется, что термины «согласование» и «уведомление» не равнозначны.
Закон не должен позволять назначать членами ликвидационной комиссии людей некомпетентных, не имеющих специального высшего образования и опыта руководящей работы.
В жизни встречаются случаи, когда ликвидационная комиссия формируется из людей рабочих профессий, до этого не занимавших руководящих постов в обществе.
В случае назначения в ликвидационную комиссию лиц, не соответствующих предъявленным требованиям, регистрирующему органу должно быть предоставлено право отказывать в согласовании назначения подобной ликвидационной комиссии.
Соответствующая норма, по нашему мнению, должна быть внесена в п. 3 ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц».
Предлагаем вернуть норму п. 2 ст. 62 ГК РФ в ее прежнюю редакцию, предусматривающую необходимость согласования назначения ликвидационной комиссии с уполномоченным государственным органом, и после этого аналогичное изменение внести в п. 3 ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» и п. 2 ст. 21 Закона об акционерных обществах.
Вышеуказанные предложения являются существенными, поскольку с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде.
Руководитель ликвидационной комиссии вправе подписывать от имени ликвидируемого общества исковые заявления при обращении в суд, выдавать доверенности, совершать другие юридические действия, связанные с ликвидацией общества, исходя из решений, принимаемых ликвидационной комиссией в пределах ее компетенции.
Информация о работе Особенности создания, функционирования, ликвидации акционерного общества