Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 10:26, дипломная работа
Современный мир демонстрирует постоянное возрастание роли образования в жизни как всего человечества, так отдельных стран и народов. Прежде всего это связано с резким усложнением необходимых для выживания и развития в условиях глобализации производственных технологий, овладение которыми в национальных масштабах немыслимо без значительного количества квалифицированных кадров. Но, помимо профессиональных знаний и умений, образование также дает человеку определенную мировоззренческую базу, которая помогает ориентироваться в интенсивных потоках информации, воспринимать ее рефлексивно, избегать превращения в пассивный объект социальных манипуляций.
Третьим постулатом Декларации является обеспечение мобильности студентов и преподавателей. Свободная мобильность учащихся, персонала и выпускников является необходимым условием существования Зоны европейского высшего образования. Европейские университеты хотят развивать большую мобильность как по "горизонтали", так и по "вертикали", и не рассматривают виртуальную мобильность, как замену физической мобильности.
Развитие академической
Конечной целью повышения пространственной мобильности является формирование единого рынка труда высшей квалификации в экономически единой, или почти единой Европе.
Однако особенности
географического, социального, экономического
состояния России таковы, что они
не позволяют полностью
Во-первых, Россия пока не является абсолютной частью этого единого экономического пространства, хотя тенденция к этому все-таки прослеживается в политике Российского государства. Дело в том, что Россия сама представляет собой естественную основу для экономической интеграции ряда независимых государств, часть из которых не входит в географические границы Европы.
Во-вторых, помимо политических факторов, существуют еще и экономические преграды. Тарифы на пассажирские перевозки заметно сказываются на пространственной мобильности населения, особенно вовлеченного в образование. Еще в большей мере это относится к ценам на жилье, включая его аренду.
В-третьих, социальное отставание России (как следствие ускоренной индустриализации, имевшей весьма избирательный характер) выражается в сильной дифференциации условий и образа жизни в столице (и других крупных городах) и за ее пределами, в устойчивой тенденции к миграции населения в Центр и на Юг (туда, где можно больше заработать и дешевле прожить). В этих условиях дополнительное повышение мобильности и так наиболее подвижной части населения (молодежь студенческого возраста) может самым пагубным образом отразиться на долгосрочной перспективе России даже в демографическом отношении.
В этих условиях было бы целесообразнее развивать так называемую «виртуальную мобильность», т.е. мобильность, связанную с органичным включением в образовательный процесс, в том числе и в высшей школе, современных информационных технологий. С их помощью можно было бы минимизировать время отрыва обучающихся от дома, максимально приблизить само обучение к тому, что действительно требуется на конкретном региональном рынке труда.
Регионализация рынка труда
высшей квалификации в России связана
не только с относительным ростом
стоимости перемещений и недвиж
Четвертое положение Болонской декларации - введение единого Европейского приложения к диплому - по своей сути следовало бы отнести к технической мере, что сводится к разработке единой формы представления информации об образовательной программе.
Предполагается, что каждому студенту-выпускнику начиная с 2005 г. должны автоматически и бесплатно предоставлять такое приложение к диплому. Оно должно быть издано на одном из широко распространенных европейских языков.
Идея введения общеевропейского приложения к диплому о высшем образовании не только не является чужеродной для российской высшей школы, но и, наоборот, во многом творчески заимствована из нашей практики многих десятилетий. Именно подробные сведения о всем процессе обучения, приводимые во Вкладыше или Приложении к диплому, позволяют разгрузить сам диплом от избыточной для этого документа информации о "квалификации". Приложение это хорошо известно российским работодателям и при необходимости используется ими при принятии решений по кадровым вопросам.
И, наконец, пятое положение Декларации состоит в обеспечении контроля качества образования. Следует отметить, что в Болонской декларации в данном случае имеется в виду не качество высшего образования как такового, а говорится о тех механизмах и процедурах, которые гарантируют вузам и рынку труда высокий уровень качества высшего образования в странах, которые участвуют в Болонском процессе. Основным механизмом, контролирующим соответствие уровня высшего образования в том или ином вузе определенным стандартам качества, является аккредитация.
Байденко В. И.18 в качестве основных причин повышения интереса к контролю над качеством образования выделяет следующие. Во-первых, расширяется доступ к высшему образованию – высшее образование становится массовым. При сокращении государственного финансирования внедряются рыночные подходы ресурсного обеспечения вузов, что порождает соблазн определять качество образования в экономических категориях. Во-вторых, появляются новые акценты в понятии профессионализма, увеличивается вовлечение высшего образования в процессы глобализации, в том числе и за счет глобализации профессий и профессионалов. В-третьих, быстро меняются рынки труда и формируются новые алгоритмы карьерного роста. Наконец, все более распространяется транснациональное образование, Интернет, образование в течение всей жизни.
В России накоплен большой опыт в вопросах оценки качества образования на уровне вузов и образовательных программ в целом, поскольку подобная работа велась еще в Советском Союзе.
Однако происходящие в стране процессы децентрализации управления, демократизации, активное становление общественных институтов, переход к рыночной экономике и необходимость ее интеграции в международное сообщество, в том числе в мировую образовательную систему, коренным образом изменяют требования к развитию и функционированию высшей школы. Их реализация возможна только в условиях расширения самостоятельности и развития индивидуальности высших учебных заведений, что требует принципиальных изменений в системе управления высшим образованием, адекватных процессам, происходящим в обществе. В связи с этим перестройке должна быть подвергнута и процедура оценки деятельности высших учебных заведений, обеспечивающая получение достоверной информации о функционировании вузов, анализ и выработку рекомендаций по корректировке государственной политики в области образования и принятию соответствующих управленческих решений.
В настоящее время с учетом сохранения
доминирующего положения
С момента подписания Россией Болонской декларации перед законодателями, госслужащими, научной общественностью и перед самими учащимися возникла новая проблема: каков должен быть механизм вступления России в Болонский процесс.
Ст.2 п.1 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в качестве одного из принципов политики российского государства в области высшего и послевузовского профессионального образования выделяет интеграцию системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования. Следует напомнить, что Болонская декларация не имеет юридической силы, поэтому ее положения необязательны к исполнению, и это дает некоторую свободу в действиях, но раз Россия вступила в Болонский процесс, необходимо начинать проводить реформы. Основной вопрос состоит в том, а в какой степени должна измениться отечественная система образования, чтобы и соответствовать европейской модели, и не растерять свои достоинства и конкурентные преимущества.
В России, также как и в Европе, все разделились на 2 лагеря: на сторонников либеральной концепции и на приверженцев концепции государственной ответственности за образование. В качестве третьей группы можно выделить тех, кто видит значительные недостатки Болонской реформы, но при этом считают, что у России нет другой альтернативы, кроме как присоединиться к интегративным процессам в Европе в сфере образования.
Позиция «консерваторов» сводится к следующим положениям. Во-первых, введение двухуровневой системы образования разрушает отечественное образование на структурно-функциональном уровне. Такая структуризация системы подготовки профессиональных кадров разрушает процесс формирования как полноценного специалиста, так и гражданина страны, делает его «усеченным», «массовидным».
Во-вторых, негативное воздействие
на национальные интересы страны окажет
и такая мера болонских реформ,
как повышение мобильности
В-третьих, противники реформ критически относятся и к введению системы зачетных единиц. Система ECTS подразумевает переход к модульному построению учебных программ, что означает отказ от предметного преподавания и введение целенаправленно расширенных образовательных программ, в которых дисциплинарные границы расширены и рассматриваются совсем иначе, чем в архаичных традиционных формах. Кредиты же в данном случае - лишь вспомогательный инструмент для решения такой задачи - это критерии поэтапного продвижения к усвоению образовательной программы в целом. Однако переход на модульный принцип организации учебного процесса оказывается невозможен, так как он противоречит стандартам, утвержденным в России. Российские стандарты составлены попредметно. И здесь прежде всего потребуется перекройка всей системы довузовского образования, что вообще выпускается из виду.
И все же Россия подписала Болонскую декларацию, а это интуитивно подталкивает к мысли, что существуют и значительные преимущества в проведении реформ в высшем образовании России в соответствии c болонским процессом. Сторонники таких реформ, представители либеральной позиции, отмечают целый ряд положительных моментов для России и утверждают, что Россия уже готова к значительным преобразованиям в сфере образования.
В марте 2003 года в Екатеринбурге
прошла Международная научная
1. Процесс модернизации
российского образования
2. Поддержание открытости,
автономии, демократичности и
светского характера
3. Процесс интеграции
4. Присоединение России
к Болонскому процессу
5. В стратегии реформирования
российской системы
Мы видим, что участники
конференции рассматривают
Основной аргумент сторонников проводимых реформ состоит в том, что Болонский процесс предполагает унификацию принципов и приоритетов образования, а не унификацию содержания предметов. Если возвратится к проблеме соотношения фундаментальности образования и его специализации, то сторонники реформ отмечают, что стремление сохранить фундаментальность получаемых знаний уже не соответствует современному подходу общества и каждого человека к образованию. Как уже отмечалось, преимуществом наших студентов по сравнению с западными являются их широкие знания во всех областях науки. Однако данное превосходство нашей образовательной системы очень часто происходит из-за перенасыщения, перепроизводства знаний, которые вкладываются в студентов. Это происходит вследствие нашего отношения к самому образованию. Всегда считалось, что ребенок, стоя перед выбором вуза, в который поступать, должен сделать очень ответственный шаг, поскольку от его выбора зависит вся его дальнейшая судьба. Поступив в вуз, студенту пытаются передать за пять лет столько информации, чтобы в ближайшие десять лет после окончания он не тратился на покупку книг и повышение своей квалификации. В Европе и в Америке сложилось совершенное иное отношение к образованию. Люди настроены на то, что они будут учиться всю жизнь, образовательный процесс становится условием существования. Человек, выбирая себе специальность, не относится к этому как к трагедии. Поэтому если Россия хочет полноценно вступить в Болонский процесс, ей придется менять свой подход к получению высшего образования.