Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 22:40, курсовая работа
Государственно-правовой режим выражает особенности функционирования государственного механизма. При выполнении своего функционального назначения органы государства взаимодействуют друг с другом и населением, используя определенные наборы средств и способов управленческого воздействия. Это настолько важная для всей политической жизни общества динамичная категория, что некоторые юристы и политологи склонны отождествлять ее с формой государства вообще.
Введение 3
Глава 1. Государственно-политический режим, понятие и признаки 6
1.1. Понятие государственно-политического режима 6
1.2. Виды государственно-политических режимов 7
Глава 2. Характеристика государственно-правовых режимов 10
2.1. Авторитаризм 10
2.2. Тоталитаризм 12
2.3. Демократия 14
Заключение 18
Список литературы 24
К числу общих черт авторитарных режимов относят следующие:
--авторитарная власть
имеет своим источником
-- для нее характерно
слияние законодательной,
-- при авторитаризме власть
опирается на административный,
полицейский и военно-
-- авторитаризм предполагает жесткий централизм управления, монополизацию власти в руках правящей элиты или вождя;
-- в социальном плане авторитаризм пытается стать выше классовых различий, выразить общенациональный интерес, что сопровождается социальной демагогией, популизмом;
-- во внешней политике
для него характерны
Каковы условия возникновения режима авторитарной власти?
1. Социальный и политический
кризис общества, выражающий переходный
характер переживаемого
2. С ломкой исторического
уклада жизни общества связано
размывание наличной социально-
3. В сфере социальной
психологии и идеологии
4. В большой степени
возрастает роль
5. Наконец, решающим условием
возникновения авторитаризма
2.2. Тоталитаризм
При первом приближении тоталитаризм характеризуют следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные признаки: -- тотальный государственный контроль над обществом;
-- всеобщая монополизация
и централизация власти в
-- система жесткого полицейского
террористического контроля
-- политизация (в плане пропаганды) всей жизни и уничтожение политики как таковой;
-- господство единственной
правящей массовой партии, которая
является ядром политической
системы тоталитарного
-- идеологизация общества и общественной жизни на основе единой государственной идеологии;
-- унификация и регламентация политической, общественной и духовной жизни (например, единый политдень и пр.);
-- ставка на обновление
общества на основе
-- ставка на свою расу
(может быть, в скрытом и закамуфлированном
виде, например, в нашей стране
идея «единого советского
Тоталитарные политические режимы бывают правого (фашизм) и левого (коммунизм) толка. Между ними существуют определенные различия.
В нашей стране термины
«тоталитаризм», «тоталитарный» появились
в послевоенный период и до последнего
времени использовались в пропагандистских
целях для характеристики фашистских
и профашистских режимов на Западе.
Однако даже такое употребление этих
терминов было весьма эпизодическим, предпочтение
отдавалось другим формулировкам -- «агрессивный»,
«террористический», «авторитарный»,
«диктаторский». Даже в четвертом издании
Советского энциклопедического словаря
(1986) вслед за беглым упоминанием о том,
что «понятиетоталитаризм
Тоталитаризм (от лат. «тоталь» -- всеобщий, всеобъемлющий) -- это политический режим, при котором гражданин является объектом полного контроля и управления. Он характеризуется фактическим бесправием индивидов при формальном сохранении их прав. Политический режим зависит от степени развития общества, внешних факторов, от власти.
В антиутопиях Е. Замятина «Мы», Дж. Оруэлла «1984» тоталитарный строй описан как замкнутое рационально-технократическое общество, расчеловечивающее человека, превращающее его в «винтик» на основе психофизической инженерии и уничтожения морали, любви, религии, подлинного искусства и науки. С середины 30-х годов различные концепции тоталитаризма начинают распространяться в социально-философской и художественной литературе как осмысление практики нацизма и сталинизма.
2.3. Демократия
Понятие демократии распространяется на все формы государства, в котором народу принадлежит верховенство в установлении власти и контроль над нею. При этом допускается, что свою верховную власть народ может проявлять как непосредственно, так и через представителей. В соответствии с этим демократия определяется, прежде всего, как форма государства, в которой верховенство принадлежит общей воле народа. Это есть самоуправление народа, без его различия на «черных и белых», «пролетариев и буржуазию», т.е. всей массы народа в совокупности. Следовательно, демократической идее одинаково противоречит всякое классовое господство, всякое искусственное возвышение одного человека над другим, какими бы людьми они ни были. Таким образом, классовая демократическая теория, воспринятая большевиками, являлась противоречием самой себе.
Выдвинув в качестве общего идеала государственного развития идеал правового государства, мы зачастую рассматриваем демократию как одну из форм правового государства. С этой точки зрения демократия означает возможно полную свободу личности, свободу ее исканий, свободу состязания мнений и систем. Идее демократии соответствует возможно полное и свободное проявление человеческой индивидуальности, открытость для любых направлений и проявлений творчества и т.п.
Демократия, т.е. народовластие,
составляет сердцевину любых демократических
политических режимов. Термином «демократия»
обозначается форма государства
в том случае, если законодательная
власть в нем представлена коллегиальным
органом, выбранным народом, если осуществляются
закрепленные законодательством широкие
социально-экономические и
Когда говорят о демократическом государстве, то в первую очередь имеют ввиду его социальность: какие права и свободы провозглашены в этом государстве и как граждане могут пользоваться этими правами, как государство заботится о своих гражданах.
Теория права и правовая практика различают понятия "права человека" и "права гражданина". В первом случае речь идет о правах, связанных с самым человеческим существом, его существованием и развитием. Человек как субъект прав и свобод здесь выступает преимущественно как физическое лицо. По Конституции Украины к этому виду прав принадлежат: право на жизнь, право на уважение к достоинству человека, право на свободу и личную неприкосновенность, право на невмешательство в личную и семейную жизнь, и тому подобное.
Что же касается прав гражданина, то они обусловлены сферой отношений человека с обществом, государством, их институциями. Основу этого вида прав составляет принадлежность человека к государству, гражданином которого он является.
Демократизации процесса,
связанного с провозглашением и
защитой прав человека, в значительной
степени содействовало принятие
ряда международных документов относительно
закрепления, правовой регламентации
и разработки механизма международной
защиты прав человека в государствах,
которые подписали
Все права и свободы можно разделить на 3 большие группы:
- гражданские права и
свободы. Они охватывают
- политические права и свободы. Это право на свободу мирных собраний, право на участие в управлении страной, право участия в выборах, т.е. право избирать и быть избранным.
- экономические, социальные
и культурные права и свободы.
Это право на труд, на отдых,
на бесплатное медицинское
Кроме того, гражданин имеет право защищать свои права всеми способами, не противоречащими закону.
Но любое демократическое общество встает перед проблемой того, каким образом защитить провозглашенные права и свободы граждан. Гарантии прав и свобод - это условия, средства, меры, направленные на обеспечение практического их осуществления, на их охрану и защиту. Гарантии должны быть экономические, политические, правовые. Правовые гарантии - это, прежде всего, нормативно-правовые акты, издаваемые государством, устанавливающие порядок реализации прав и свобод, предусматривающие меры по их охране и защите, ответственность за их нарушения.
Государственные органы не должны обладать чрезвычайно широкими полномочиями, что позволяло бы им вмешиваться в деятельность людей.
Еще один важнейший принцип
демократии - признание неотъемлемого
права народа на выбор своей судьбы
и формы государства, на народовластие.
При этом в правовом государстве
права человека не могут игнорироваться
«во имя» интересов той или
иной нации, класса или какой-либо идеи.
Без свободы каждого нет
Органическое сочетание прав человека и прав народа, суверенитета личности и государства обеспечивается формированием цивилизованного гражданского общества.
Характер взаимоотношений
государства и личности является
важнейшим показателем
Личность - это индивидуально определенная совокупность социально-значимых свойств человека, проявляющихся в отношениях между людьми. Понятие личности, личностные характеристики отдельного человека органически связаны с обществом, его особенностями. Общество - это исторически развивающаяся система отношений между людьми, продукт взаимодействия людей в процессе их совместной жизнедеятельности. Общество и личность - взаимообусловливающие друг друга явления, существующие лишь в неразрывном единстве.
Государство - это не только особым образом организованный разряд людей, систематически занимающийся управлением и принуждением. Государство- это также и внутреннее устройство общества, особый вид организации человеческого общества как целого, обеспечивающий территориальное, юридическое и политическое единение населения.
Гражданин - это личность в ее отношении к государству и праву. Качества гражданина становятся важной чертой, характеризующей положение человека в обществе. Состояние в гражданстве является юридическим и морально-политическим основанием для личности исполнять обязанности гражданина, пользоваться правами и свободами, установленными государством для своих граждан.
Заключение
Итак, режимы осуществления государственной власти отличаются большим разнообразием. Их специфика определяется зависимостью как от элементов формы государства (абсолютная монархия и унитарная государственность тяготеют к более жестким, централизованным методам управления, а парламентская республика и федеративное построение государства -- к введению альтернативных более демократических методов воздействия), так и от иных объективных и субъективных обстоятельств: национальные и исторические традиции, особенности культуры, религии и даже территориальные размеры государства и т.д.