Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 23:37, курсовая работа
Кардинальное преобразование нашего общества люди чаще всего связывают с правом, с правовым государством, с правосудием, с правами человека. Но как возникло право? Как появилось это общественное явление, этот незаменимый в современном цивилизованном обществе социальный регулятор? Этот вопрос интересен многим. Сразу следует отметить, что вопрос об образовании права разделяется на два весьма отличных друг от друга вопроса: о происхождении права и о его развитии. Вопрос о происхождении права есть вопрос о том, как образовалось в обществе то явление, которое именуется правом.
Введение…………………………………………………………………………...…4
1. Понятие и классификация источников права……………………………….6
1.1. Понятие источника права……………………………………………...6
1.2. Классификация источника права…………………………………..….8
2. Источники права в разных правовых системах……………………………16
3. Источники права в Республике Беларусь……………………………..……24
3.1. Виды источников права в Республике Беларусь……………………24
3.2. Нормативно-правовой акт как источник права…………………..…25
Заключение………………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………………………..….33
Обычные законы должны соответствовать Конституции. На ее основе они регулируют наиболее важные общественные отношения. Для принятия законов характерна особая процедура. Обычные законы делятся на кодифицированные и текущие законы. Первые обеспечивают полное системное регулирование определенной области общественных отношений. Текущие же принимаются на основе и во исполнение Конституции Республики Беларусь, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны политической, экономической и культурной жизни страны.
Законы можно классифицировать и по другим признакам. В зависимости от субъекта принятия законы делятся на принимаемые законодательными органами и принимаемые путем референдума.
По объекту регулирования они подразделяются на общие и специальные. К первой группе можно, например, отнести Закон “О гражданстве”.
Как разновидность законов для Республики Беларусь характерны программные законы и акты органов исполнительной власти, имеющие силу закона.
Программный закон – закон, принимаемый в установленном Конституцией Республики Беларусь порядке и по определенным ею вопросам. Программными законами являются законы об основных направлениях внутренней и внешней политике Республики Беларусь, о военной доктрине Республики Беларусь и они считаются принятыми при условии, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава палат.
Актами органов исполнительной власти, имеющих силу закона, являются декреты Президента. Президенту Республики Беларусь это право предоставлено в соответствии с Конституцией.
Подзаконный акт – акт правотворчества, который основан на законе и не противоречит ему, он призван конкретизировать основные положения закона применительно к определенным общественным отношениям. В силу этого они и носят название подзаконных.
Выделяют следующие подзаконные акты:
Подзаконные акты по сфере распространения и субъектам издания подразделяются на общие, местные, ведомственные, внутриорганизационные. К подзаконным актам относятся прежде всего акты исполнительной власти. В принципе же сфера действия подзаконных нормативных правовых актов, их юридическая сила зависят от места и роли в системе государственного механизма того органа, который издал соответствующий акт. В числе подзаконных актов большей, после законов, юридической силой обладают указы Президента Республики Беларусь в тех случаях, когда они изданы на основе закона.
К числу подзаконных
относятся нормативные акты
Из всего выше сказанного я хотела бы сделать вывод, что нормативно-правовой акт является одним из основных, важнейших, существенных источников права в Беларуси. Хотя белорусской правовой системой признается в качестве источников права и такие разновидности правовых норм, как санкционированный обычай. Правовой обычай достаточно широко используется в международном праве, во внешней торговле. Беларусь как субъект международного права руководствуется обычаями, регулирующими международно-правовые отношения, а также отношения в сфере внешней торговли.
Заключение
Под формой (источником) права понимается объективированное закрепление и проявление содержания права в определенных актах государственных органов, решениях судов, договорах, обычаях и иных источниках. На протяжении длительной истории существования права как социального института развивались и изменялись взгляды на форму права. И связано это было с разными условиями и потребностями того или иного этапа общественного развития, прежде всего в Европе.
Своеобразие источников права сказывается на формах внешнего выражения права. В них наглядно проявляются исторические особенности тех или иных общественных систем, разнообразие форм государственного вмешательства в общественную жизнь.
Таким образом, каждая система права (правовая система) – германо-романская или англо-саксонская – имеют свои особенности, присущие источникам права, в том числе проявляющиеся в иерархии, приоритете источников права.
В качестве основных видов источников права необходимо назвать нормативно-правовые акты, судебные и административные прецеденты, правовые обычаи. В некоторых странах в качестве источников права рассматриваются международные договоры и доктрина.
Право занимает важное место в системе нормативного регулирования общественных отношений. Особенности права более рельефно проявляются в процессе нормативного воздействия на общественные отношения совместно с моралью другими социальными нормами.
В любом современном государстве источники права (и прежде всего законы) упорядочены, но вместе с тем они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного нормотворчества, правовые обычаи и прецеденты. Скорее всего, это совокупность нормативных и иных юридических актов, устанавливающих определенный правовой режим.
Право формируется в результате и по мере общественного развития, прежде всего общественного производства и распределения общественных благ.
Оно олицетворяет справедливость в силу предназначения являться наиболее значимым, общесоциальным, универсальным, обязательным для всех без исключения регулятором. В праве необходимо воплощение общепризнанной справедливости, а такая справедливость возможна только политическая, то есть, исходящая от государства.
Нормативный правовой договор - это совместный юридический акт, выражающий взаимное изъявление воли правотворческих органов, которым образуется правовой акт. Это такой документ, в котором содержится волеизъявление сторон по поводу прав и обязанностей, устанавливается их круг и последовательность, а также закрепляется добровольное согласие выполнять принятые обязательства.
Формы (источники) права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных форм (источников) напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно, готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.
При принятии любых источников права необходимо полное соблюдение принципа «верховенства закона» и признание всех нормативно-правовых актов противоречащих Конституции ничтожными.
Список использованных источников
1. Общая теория права: Учеб. Пособие для вузов / С.Г. Дробязко, В.С. Козлов. – МН.: Амалфея, 2005. – 464 с.
2. Общая теория государства и права: Курс лекций / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общей редакцией А.Ф. Вишневского.- Мн.: Тесей, 1998. – 576с.
3. Теория государства и права. Учебник. / Отв. ред. М.Н. Марченко. – М.: Юрид. Лит., 1996. – 432 с.
4. Бошно С. В. Соотношение понятий форма и источник права // Юрист. – 2001. – № 10. – С. 15–23.
5. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие. / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Юристь, 2001. – 656 с.
6. В.С. Иванов «Основы права Республики Беларусь». Учеб. пособие. – Мн.: ВУЗ-ЮНИТИЛ, 2001. С.592
7. Василевич Г.А. Правовая природа актов Конституционного Суда Республики Беларусь и их юридическое значение // Веснiк Канстытуцыйнага Суда Рэспублiкi Беларусь.- 2005.- N 1. - С.48-57.
8. Манов Б.Г. Выполнение международных договоров на внутригосударственном уровне // Адвокат. 2002. № 1. С. 47-64.
9. Кодекс торгового мореплавания Республики Беларусь: принят Палатой представителей 13 октября 1999 г.: одобрен Советом Республики 28 октября 1999 г.: текст по состоянию на 22 декабря 2011 г.
10. Элон М. «Еврейское право» Санкт-Петербург, Юридический центр Пресс, 2002. – 611 с.
11. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-3 (с изм. и доп.) текст по состоянию на 2 июля 2009 г.
12. Василевич Г.А. Нормативные правовые акты государственных органов Республики Беларусь / Г. А. Василевич. Серия "Право", приложение к журналу "Право и экономика". Мн., 1999. С. 10.
Информация о работе Понятие и классификация источников права