Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 11:10, курсовая работа
Актуальность курсовой работы. Оперативно-розыскная деятельность (далее ОРД) в силу специфики ее средств и методов добывания информации, преимущественно негласным характером, сопряженностью оперативно-розыскных мероприятий с ограничениями конституционных прав и свобод, использования содействия частных лиц, в том числе на конфиденциальной основе, была и остается предметом критики, дискуссий и пристального интереса юристов, философов, политиков, правозащитников и рядовых граждан. Это объясняется тем, что все тайное всегда вызывало и вызывает любопытство, порождает сомнения, содержит предпосылки для злоупотреблений, становится объектом не только правовой, но и нравственной оценки.
Введение
Глава 1. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности в России
1.1 Понятия и основания осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
1.2 Нормативное регулирование оперативно-розыскной деятельности в России
Глава 2. Принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
2.1 Конституционные принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
2.2 Специальные принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
Заключение
Список нормативных актов и литературы
Порядок приема, регистрации и разрешения
в органах внутренних дел заявлений,
сообщений и иной информации о
происшествиях регламентирован
Инструкцией, утвержденной приказом МВД
России от 1 декабря 2005 г. № 985. В этом
нормативном документе вся
Сведения о событиях или действиях
(бездействии), создающих угрозу государственной,
военной, экономической или
Розыск лиц, скрывшихся от следствия
и суда и уклоняющихся от уголовного
наказания, определен законодателем
в качестве одной из задач оперативно-розыскной
деятельности. Основанием для проведения
оперативно-розыскных
При получении материалов об объявлении подозреваемого или обвиняемого в розыск сотрудник оперативного подразделения должен провести первоначальные проверочные действия, включающие в себя: информирование личного состава о личности и приметах скрывшегося лица; проверку его по учетам ОВД; опрос родственников и других граждан, знающих разыскиваемого, и некоторые другие. После проведения первоначальной проверки, но не позднее 10 суток с момента поступления сведений о необходимости проведения розыска, оперативный аппарат обязан завести розыскное дело и все остальные мероприятия по розыску проводить согласно плана работы по этому делу.
Поступление сведений о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов выделено законодателем в качестве отдельного основания проведения ОРМ.
Без вести пропавшим считается
лицо, исчезнувшее внезапно, без
видимых к тому причин, местонахождение
и судьба которого остаются неизвестными.
Сведения о безвестном исчезновении
поступают, как правило, от граждан
либо должностных лиц предприятий,
учреждений и организаций. Заявления
и сообщения о безвестном исчезновении
регистрируются в КУСП дежурной части
органа внутренних дел, а их проверка
поручается сотрудникам уголовного
розыска, которые могут осуществлять
необходимые оперативно-
При проведении ОРМ на основании
заявлений о безвестном исчезновении
граждан решается двуединая задача,
заключающаяся, во-первых, в установлении
местонахождения лица и, во-вторых,
в проверке версии о криминальном
характере исчезновения. В связи
с этим оперативно-розыскные
В соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно- розыскной деятельности» основаниями для проведения ОРМ являются поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве. Получение перечисленных процессуальных документов следует рассматривать в качестве повода, а не собственно основания проведения ОРМ. В этих документах должны содержаться фактические основания проведения ОРМ в виде сведений, обосновывающих их необходимость.
В качестве основания для проведения ОРМ предусмотрел запросы других органов, осуществляющих ОРД. Данное основание, однако, не может рассматриваться в качестве самостоятельного, поскольку законодатель указал на необходимость при этом наличия других оснований, указанных в данной статье.
Под другими органами следует понимать как оперативные подразделения и службы этого же ведомства, так и органы других федеральных министерств и ведомств, наделенных правом осуществления ОРД.
Взаимные обязанности по выполнению запросов органов, осуществляющих ОРД, определяются в межведомственных соглашениях и нормативных актах, утверждаемых руководителями этих органов.
Запросы других оперативных аппаратов
о проведении оперативно-розыскных
мероприятий должны быть оформлены
в письменном виде и подписаны
руководителем органа соответствующего
уровня. В них следует указывать
конкретные основания для проведения
оперативно-розыскных
В качестве основания для проведения
ОРМ предусматривает
Защищаемыми лицами данный Закон именует
перечисленных в его второй статье
должностных лиц
Самостоятельным основанием для проведения
ОРМ в соответствии являются запросы
международных
В качестве самостоятельного основания для проведения ОРМ законодатель определяет необходимость обеспечения безопасности органов, осуществляющих ОРД. Эта специфическая функция правоохранительных органов чаще называется обеспечением собственной безопасности и закреплена в законодательных актах, регламентирующих их деятельность (например, п. 11 ст. 6 Федерального закона «О внешней разведке», п. «т» ст. 13 Федерального закона «О федеральной службе безопасности», п. 9 ст. 14 Федерального закона «О государственной охране», ч. 2 ст. 28 Закона РФ «О государственной границе Российской Федерации» и т.д.).
Таким образом, ОРД является разновидностью
государственной
1.2 Нормативное регулирование
оперативно-розыскной
Конституция РФ рассматривает нормы
международного права, и международные
договоры Российской Федерации в
качестве составной части правовой
системы Российского
- Всеобщую декларацию прав
- Международный пакт о
- Европейскую конвенцию о
- Европейскую конвенцию о
Источником правового
- Соглашение о взаимодействии
министерств внутренних дел
- Соглашение о сотрудничестве
между министерствами
- Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в сфере борьбы с организованной преступностью, подписанное в г. Ашхабаде 17 февраля 1994 г.;
- Соглашение о сотрудничестве
в сфере специального
На основе международных договоров действуют Национальное центральное бюро Интерпола в России, Антитеррористический центр государств участников СНГ, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств участников СНГ, которые являются между народными субъектами ОРД.
Центральное место в законодательном
разделе принадлежит настоящему
Федеральному закону. Этот законодательный
акт пришел на смену Закону Российской
Федерации «Об оперативно-
К законодательным актам, устанавливающим
базисные положения осуществления
ОРД, следует в первую очередь
отнести УПК РФ. Именно он определяет
материальные признаки преступлений,
на выявление, предупреждение и раскрытие
которых нацелена оперативно-розыскная
деятельность. Уголовно-процессуальное
законодательство возлагает на органы
дознания обязанность принятия необходимых
оперативно-розыскных мер в
Законодательные акты, регламентирующие
деятельность отдельных субъектов
ОРД, играют значительную роль в правовом
регулировании оперативно-
Информация о работе Понятие и принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности