Понятие и сущность феноменов права и политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 19:56, контрольная работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ понятий и сущности феноменов права и политики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятия, признаки и политическую природу права
2. Определить сущность политики и политической системы
3. Проанализировать особенности политической детерминации современной системы права
4. Выявить правовое регулирование политических процессов в современном обществе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВО И ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙ 6
1.1. Понятие, признаки и политическая природа права 6
1.2. Понятие политики и политической системы права 16
ГЛАВА 2. ПРАВО И ПОЛИТИКА: ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧИЕ 25
2.1. Особенности политической детерминации современной системы права 25
2.2. Правовое регулирование политических процессов в современном обществе 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Вложенные файлы: 1 файл

Право и политика.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

       9. С точки зрения внутренней  организации право есть система  (целостность), состоящая из элементов, связанных целесообразными отношениями (структурой) и взаимодействующих друг с другом.

       10. Право общеобязательно. В отличие  от других социальных норм, оно  представляет собой единую (и единственную) общегосударственную нормативную систему, которая распространяет свое действие на всех членов общества.

       11. Праву присуща процедурность.  Процедуру как детально регламентированный порядок, последовательность в осуществлении тех или иных действий в какой-то мере используют все социальные регуляторы. Но в праве процедурность (как и нормативность) выражена наиболее глубоко: в системе права существуют целые процедурные отрасли (гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное и др.). Процедура касается как реализации, так и издания юридических норм.

       12. Право действует как интеллектуально-волевой  регулятор поведения. Право имеет  не только специально-юридический,  сугубо правовой механизм действия, но и психологический механизм: оно не может регулировать поведения иначе как через сознание и волю людей. В определенном аспекте право можно рассматривать как информационную систему, содержащую информацию властного характера, которая, будучи осознана, детерминирует волю и поведение субъектов.

       13. Право тесно связано с государством. Государство выявляет правовые  притязания общества и оформляет  их в процессе издания нормативно-правовых актов (а также путем делегирования полномочий на издание нормативно-правовых актов, санкционирования устоявшихся обычаев, создания юридических прецедентов), то есть «возводит в закон». Оно также осуществляет контроль за осуществлением юридических предписаний и в необходимых случаях обеспечивает их властную реализацию.

       14. Право охраняется государственным принуждением. Никакие другие социальные нормы не обеспечены возможностью государственно-принудительной реализации (речь может идти лишь об их поддержке со стороны государства).

       15. Признанием необходимости государственной  охраны права в понятие права вводится понятие правонарушения: право для того и нужно, чтобы пресекать отклонения от наиболее важных с общественной точки зрения вариантов поведения. То есть в качестве признака права можно назвать то, что оно всегда имеет дело с отклоняющимся от нормы поведением.

     Функции права. Под функциями права понимают главным образом социальное назначение права и вытекающие из этого назначения основные направления правового  воздействия на общественные отношения.

     Выделяют  две главные функции права - регулятивную и охранительную.

     Регулятивная  функция направлена на регулирование, упорядочение общественных отношений, установление правил поведения людей. Эта функция опирается на способность  права предписывать, устанавливать  те или иные варианты поведения. В  регулятивной функции проявляется главное назначение права - упорядочивать общественные отношения.

     Охранительная функция направлена на защиту, охрану наиболее важных для жизни общества отношений. При этом право объявляет  их неприкосновенными, а нежелательные, чуждые обществу отношения стремится вытеснить, ликвидировать. Данная функция имеет своей задачей обеспечить выполнение требований законов, установить режим законности в обществе.

Норма права - это установленное или  санкционированное государством общеобязательное правило поведения общего характера, которое рассчитано на неопределенное число однотипных случаев и обращено ко всем и к каждому, оказавшимся в предусмотренной нормой жизненной ситуации.

     Этим, в частности, норма права отличается от индивидуального распоряжения, отданному конкретному адресату в каждом отдельном случае и исчерпывающее себя однократным (разовым) применением.

Общий характер правовой нормы раскрывается через следующие признаки:

  1. норма права рассчитана на неоднократное действие (реализацию или применение);
  2. распространяется на персонально неопределенный круг лиц;
  3. направлена на регулирование не единичного случая или отношения, а определенный вид общественных отношений;
  4. одинаковая обязательность ее для всех тех, кто находится или может находиться в пределах ее действия.

     Общий характер правовой нормы означает, что она устанавливает единые рамки, единый масштаб возможного или  должного поведения для всех предусмотренных  в ней субъектов. Такое свойство нормы права определяется также  термином "нормативность."

     Общий характер правовой нормы обеспечивается таким ее качеством, как абстрактность. Она представляет собой оптимальную  модель возможного или должного поведения  в типичной жизненной ситуации. И  в силу этого норма права, как  любая модель, не воспроизводит частные, второстепенные стороны регулируемой ей жизненной ситуации, а фиксирует лишь ее наиболее существенные, важные черты и признаки.

     Норма права может обладать, в зависимости  от ее содержания, предмета и роли в  регулировании общественных отношений, большей или меньшей степенью абстрактности.

     Правовую  норму отличает и такое качество, как формальная определенность. Это  означает, что каждая правовая норма  имеет строго определенное официальное  словесное выражение, которое не подлежит произвольному изменению кем бы то ни было в процессе ее реализации или применения.

Все эти  качества позволяют правовой норме  быть эффективным и результативным средством регулирования общественных отношений.

     Система права означает внутреннюю организацию  права, связи между его основными компонентами.

     Система права включает в себя четыре компонента: нормы права, правовые институты, суботрасли (подотрасли) и отрасли.

     Характеристика  норм права будет дана в отдельном  разделе. Что касается правового  института, то он представляет собой группу норм права, регулирующих типичные общественные отношения и в силу этого приобретающих относительную самостоятельность и устойчивость функционирования. Правовой институт чаще всего регулирует определенный вид общественных отношений, причем это регулирование имеет достаточно законченный характер. Выделяют отраслевые и межотраслевые правовые институты. Отраслевой институт объединяет нормы внутри конкретной отрасли, например, институты дарения, наследования в гражданском праве, институт президентства в конституционном праве и др. К межотраслевым принадлежат институты, которые регулируют общественные отношения, относящиеся к двум или более отраслям права, например, институт собственности, юридической ответственности, институт договора и пр.

     Несколько близких по характеру регулирования правовых институтов образуют подотрасль права. Например, в составе гражданского права выделяют авторское, жилищное, патентное право, в составе финансового права выделяется подотрасль налогового права.

     Самым крупным элементом в системе права является отрасль права. Ее образует совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений, она характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования. Если правовой институт регулирует вид общественных отношений, то отрасль - род общественных отношений.

     Таким образом, для деления права на отрасли используются главным образом  два критерия - предмет и метод  правового регулирования. По этим критериям  и отличают одну отрасль права от другой.

     Одним из объективных свойств права  как социального регулятора является формальная определенность, то есть определенность по форме. Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, выражены вовне, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами жизни. Без этого нормы права нельзя признать наличными, существующими, не говоря уже о том, что они без внешнего объективирования не смогут выполнять свои задачи по регулированию поведения.

     Такая постановка вопроса может быть признана противоречащей наличию естественного права, неотчуждаемых прав человека, которые издавна противопоставляются позитивному (писаному) праву. Однако мировая практика уже показала, что развитие и полноценную реализацию права человека могут найти (и находят) через их закрепление в писаном праве, в нормативно-правовых актах. Проф. А.Б. Венгеров справедливо замечает, что «в XX веке по критерию формы права исчезает разница между естественно-правовыми положениями, вытекающими из самого существования человека (его основными правами и свободами), и другими правовыми положениями. Форма становится единой для всех сфер права - объективированное закрепление получают все правила поведения в актах и иных источниках»2.

     То, что издавна именуется естественным правом, с точки зрения современных задач и представлений составляет объективную основу права в виде правовых притязаний общества, определяющих содержание правовых предписаний. А уже дело государства - оформить это содержание в официальных источниках.

     С проблемой объективирования права  вовне связан ряд понятий и  терминов, в которых нужно разобраться. Так, следует различать «форму права» и «правовую форму». Правовой формой именуют в целом правовые средства, когда они используются для опосредования тех или иных социальных процессов, решения социальных задач. Например, правовые формы регулирования экономики.

     Наряду  с формами объективирования права, которые в этом случае называют внешней формой, выделяют внутреннюю форму права, под которой понимают форму его внутренней организации, способ связи элементов (то, что в теории системного подхода именуется структурой).

    Формы внешнего выражения норм права называют еще источниками права. Однако и этот термин неоднозначен. Выделяют источники права в формальном смысле (формы права), источники права в материальном смысле (материальные условия жизни общества, которые объективно вызывают возникновение права, необходимость правового регулирования), источники знаний о праве (тексты законов прошлых эпох, летописи, исторические хроники и т. п.). Говорят об источниках права и в идеологическом смысле - правовое сознание общества, взгляды, идеи, юридические доктрины.

 

    1. Понятие политики и политической системы  права
 

  «Политика» в переводе с греческого означает «искусство управления государством». Политику можно определить как отношения между классами, нациями, большими социальными группами, между ними и государством, между государствами, проявляющиеся в определенной деятельности определенных социальных институтов. А можно несколько перефразировать: политика – это деятельность, в которой проявляются отношения между указанными крупными социальными субъектами.3

     Политика  имеет место там, где затронуты  коренные, главные интересы большой  массы людей. Политика – это сфера борьбы за власть, и прежде всего за власть государственную.

     Политика  – это участие в делах государства, направление его деятельности. Участие в делах государства является, конечно, различным для отдельных личностей и социальных групп. Политика, по выражению В. Ленина, – это концентрированное выражение экономики. И в этом он прав. В политической борьбе проявляется прежде всего борьба за экономические интересы. Борьба за власть ведется прежде всего для

того, чтобы  использовать власть для реализации экономических интересов определенных классов, социальных групп и т. д.

     Политика, по мысли древних греков,- это  искусство управления государством.

     Политическая  власть представляет собой венец  политики, служит основой порядка  в обществе. С политической властью  прямо или косвенно сопряжены все политические партии и другие политические институты, следовательно, все они активно взаимодействуют с государством и правом.

     Политика - широкое по объему и сложное  по содержанию явление и понятие. С ней так или иначе соприкасается каждый, и, следовательно, каждый имеет то или иное представление о том, что это за феномен.

     Реальная  политика может проводиться на разных уровнях и в разных масштабах: в районе, городе, области, республике, стране в целом. Политика может быть федеральной и региональной, местной, внутренней и внешней, диктаторской и демократической, народной и антинародной и т.д.

     В истории общества государство было первым инструментом, орудием политики, т. е. политика появилась с возникновением государства. И только постепенно формируются иные социальные институты: союзы, общественные организации, партии, которые начали участвовать в политической жизни, воздействовать на разработку и осуществление политики. Вместе с государством они стали составлять политическую систему общества. Этот процесс можно назвать становлением гражданского общества в сфере политической жизни.

Информация о работе Понятие и сущность феноменов права и политики