Лицензионно – разрешительная
система представлена как урегулированная правом совокупность
общественных отношений субъектов административной
власти с гражданами и организациями,
возникающих в связи с выдачей разрешений
на занятие определенными видами деятельности
и последующим надзором за соблюдением
правил и условий осуществления разрешенной
деятельности.
Лицензионно-разрешительная
система является элементом управления
и выполняет предупредительно-охранную
функцию. Данная система направлена на
предупреждение последствий несоблюдения
требований нормативных актов, регламентирующих
порядок оборота предметов и веществ,
обладающих повышенной общественной опасностью.
Лицензионно-разрешительная
система - это совокупность общественных
отношений, которые урегулированы нормами
права и складываются между субъектами
административной власти с гражданами
и организациями, возникающих в связи
с выдачей разрешений на занятие определенными
видами деятельности и последующим надзором
за соблюдением правил и условий осуществления
разрешительной деятельности.
Лицензионно-разрешительная
система выполняет конкретную предупредительную
функцию. Она направлена на предупреждение
тяжких последствий несоблюдения требований
нормативных актов, регламентирующих
порядок оборота предметов и веществ,
обладающих повышенной общественной опасностью.
С этой целью государство объективирует
свою управленческую и нормотворческую
волю путем реализации организационно-правовых
мер.
Государство объявляет и нормативно
закрепляет все действия с предметами
и веществами, обладающими специфическими
свойствами, устанавливает соответствующие
запреты на их обращение, а также закрепляет
в нормативно-правовых актах общие правила
для всех субъектов, совершающих различные
действия с указанными предметами и устанавливает
ответственность за нарушение правил
оборота таких предметов; создает аппарат
специализированных органов для обеспечения
контроля за соблюдением должностными
лицами, гражданами и юридическими лицами
установленных правил.
Основную роль в правом обеспечении
лицензионно-разрешительной системы нашего
государства принадлежит Федеральному
закону «О лицензировании отдельных видов
деятельности». Данный закон является
важнейшим средством защиты жизни, здоровья,
прав и законных интересов личности.
Анализируя Федеральный Закон
«О лицензировании отдельных видов деятельности»
можно сделать вывод, что центральные
и иные органы федеральных ведомств не
вправе регулировать порядок лицензирования.
В настоящее время порядок лицензирования
многих видов деятельности регулируется
общими актами центральных органов тех
ведомств, которые и осуществляют лицензирование.
Поэтому в таких положениях или инструкциях
очень четко отражен ведомственный интерес,
но не столь четко определены формы защиты
прав соискателей лицензий.
На наш взгляд для создания
правового государства и реализации Закона
о лицензировании необходимо произвести
полную замену ведомственных нормативных
актов на правительственные нормативно-правовые
акты. Данное преобразование требует время
и очень хочется надеяться, что это не
займет много времени.
Хотя в современном Российском
государстве и проводится модернизирование
лицензионно-разрешительной системы,
особенно, что касаемо органов внутренних
дел в сфере лицензирования оружия и предметов,
имеющих отношение к оружию. На наш взгляд
этого не достаточно. Необходимо привести
в соответствие действующее законодательство
и определить четкую границу влияния органов
внутренних дел и других органов государственной
власти в сфере лицензирования.
На наш взгляд для решения систематизации
законодательства в сфере лицензирования
оружия необходимо создать правовой институт
лицензирования и ужесточить наказание
за нарушения в сфере лицензирования.
Лицензионно-разрешительная
система имеет свое разрешительное производство. Разрешительное производство – часть правоприменительного административного оперативно-распределительного процесса, разрешительная деятельность – разновидность организующей, созидательной деятельности «активной» администрации.
На наш взгляд разрешительное
производство должно отвечать требованиям
современного правового государства.
Хотелось бы, чтобы законодательно была
установлена правовая норма, которая
закрепила бы срок возобновления лицензии
или разрешения. Например, 10 дней после
получения ходатайства о возобновлении,
к которому приложены документы об устранении
нарушений. Конечно, субъект власти вправе
проверить обоснованность ходатайства.
Лицензионно-разрешительная
система осуществляется многочисленными
государственными органами, среди которых
важное место занимают органы внутренних
дел. Действующим законодательством на
органы внутренних дел возложена обязанность выдавать разрешения на приобретение, хранение, ношение и перевозку огнестрельного оружия, патронов к нему, взрывчатых материалов, а также на открытие и функционирование объектов, где они обращаются.
Органы внутренних дел в процессе
выполнения возложенных на них функций
и задач вступают в различные административно-правовые
отношения, как с физическими, так и юридическими
лицами. По поводу правомерных фактов
это относится и к выдаче лицензий. В соответствии
с Законом лицензирование производится
в отношении таких видов деятельности,
осуществление которых может повлечь
за собой нанесение ущерба правам, законным
интересам, нравственности и здоровью
граждан, обороне страны и безопасности
государства и регулирование которых
не может осуществляться иными методами.
После исполнения решения о
выдаче лицензии или разрешения лицо
получает право заниматься тем, на что
выдано разрешение, а компетентные субъекты
публичной власти и их общественные помощники
приобретают право осуществлять надзор
за соблюдением лицензиатами соответствующих
правил и условий.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные акты
Конституция Российской Федерации
[Текст]: [принята всенародным голосованием
12 декабря 1993 года]: официальный текст: по состоянию на 30 декабря 2008 года официальный текст: по состоянию на 01 января 2013 года - ИСПС «Консультант Плюс»
Гражданский кодекс Российской
Федерации [Текст]: Федеральный закон от 31 ноября
1994 года № 51-ФЗ, Федеральный закон
от 26 января 1996 года № 14-ФЗ, Федеральный
закон от 26 января 2001 года № 146-ФЗ, Федеральный
закон от 24 декабря 2006 г. № 230-ФЗ: [принят
Государственной Думой 21октября 1994 года,
22 декабря 1995 года, 01 ноября 2001 года,
24 ноября 2006 года: одобрен Советом Федерации
29 октября 1994 года, 10 января 1996 года, 14 ноября 2001 г., 8 декабря
2001 года]: официальный текст: по состоянию
на 01 января 2013 года - ИСПС «Консультант
Плюс»
О лицензировании отдельных
видов деятельности [Текст]: Федеральный
закон от 04мая 2011 года № 99-ФЗ [принят Государственной
Думой 22 апреля 2011 года.]: официальный текст:
по состоянию на 01 января 2013 года - ИСПС
Консультант Плюс
О лицензировании отдельных
видов деятельности [Текст]: Федеральный
закон от 25 сентября 1998 года № 158-ФЗ
[принят Государственной Думой 16 сентября
1998 года.]: официальный текст: не действующая
редакция - ИСПС Консультант Плюс
О полиции [Текст]: Федеральный Закон от 07 февраля
2011 года № 3-ФЗ [принят Государственной Думой 28 января 2011 года.] официальный текст: по состоянию на 01 января 201 года - ИСПС Консультант Плюс
О частной детективной и охранной
деятельности в Российской Федерации» [Текст]: Федеральный Закон от 11 марта
1992 года. № 2487-I официальный текст: по состоянию на 01 января 2013 года - ИСПС Консультант Плюс
Об оружие [Текст]: Федеральный Закон от 13 декабря
1996 г. № 150-ФЗ [принят Государственной Думой 13 ноября 1996 года.] официальный текст: по состоянию на 01 января 2013 года - ИСПС Консультант Плюс
Вопросы Министерства внутренних
дел Российской Федерации [Текст]: Указ президента Российской Федерации № 248 от 01.03.2011 официальный текст: по состоянию
на 15 января 2013 года - ИСПС Консультант
Плюс
О лицензировании отдельных
видов деятельности [Текст]: Постановление
Правительства Российской Федерации №
135 от 11 февраля 2002 года: официальный текст:
по состоянию на 01 января 2013 года - ИСПС
Консультант Плюс
О лицензировании, разработки,
производства, испытания, хранения, ремонта
и утилизации гражданского и служебного
оружия и основных частей огнестрельного
оружия, торговли гражданским и служебным
оружием и основными частями огнестрельного
оружия. [Текст] Постановление Правительства
Российской Федерации № 865 от 28 августа
2012 года: официальный текст: по состоянию
на 01 января 2013 года - ИСПС Консультант
Плюс
О мерах по реализации постановления
правительства Российской Федерации от
21 июля № 814 [Текст]: Приказ МВД России от
12 апреля 1999 года № 288 официальный текст:
по состоянию на 01 января 2013 года - ИСПС
Консультант плюс
О мерах по регулированию оборота
гражданского и служебного оружия и патронов
к нему на территории Российской Федерации [Текст] Постановление Правительства Российской Федерации № 814 от 21 июля 1998 года: официальный текст: по состоянию на 01 января 2013 года - ИСПС Консультант Плюс
О размерах единовременных
сборов, взимаемых за выдачу лицензий,
разрешений и сертификатов, предусмотренных
Федеральным Законом Российской Федерации
«Об оружие», а также за продление срока
их действия [Текст]: Постановление правительства Российской Федерации № 574 от 08 июня 1998 года официальный текст: по состоянию на 01 января 2013 года - ИСПС Консультант Плюс
Перечень федеральных органов
исполнительной власти, осуществляющих
лицензирование конкретных видов деятельности
[Текст]: Постановление правительства Российской Федерации № 957 от 21 ноября 2011 года официальный текст: по состоянию на 01 января 2013 года - ИСПС Консультант Плюс
О внесении изменений в инструкцию
по организации работы органов внутренних
дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденную приказом МВД России от 12 апреля 1999 года № 288 [Текст]: Приказ МВД России от 21 октября 2012 года № 526 официальный текст: по состоянию на 01 января 2013 года - ИСПС Консультант плюс.
О мерах по реализации постановления правительства Российской Федерации от 21июля 1998 г. № 814 [Текст]: Приказ МВД России от 12 апреля 1999 года № 288 официальный текст: по состоянию на 01 января 2013 года - ИСПС Консультант плюс
Об утверждении Административного
регламента исполнения Министерством
внутренних дел Российской Федерации
государственной функции по контролю
за оборотом гражданского, служебного
и наградного оружия, боеприпасов, патронов
к оружию, сохранностью и техническим
состоянием боевого ручного стрелкового
и служебного оружия, находящегося во
временном пользовании у граждан и организаций,
а также за соблюдением гражданами и организациями
законодательства Российской Федерации
в области оборота оружия [Текст]: Приказ МВД России от 29 июня 2012 года № 646 официальный текст: по состоянию на 01 января 2013 года - ИСПС Консультант плюс
Об утверждении Административного
регламента Министерства внутренних дел
Российской Федерации по предоставлению
государственной услуги по выдаче юридическому
лицу или гражданину Российской Федерации
разрешения на транспортирование оружия
и (или) патронов [Текст]: Приказ МВД России
от 14 мая 2012 года № 509 официальный текст: по состоянию
на 01 января 2013 года - ИСПС Консультант
плюс
Об утверждении Административного
регламента Министерства внутренних дел
Российской Федерации по предоставлению
государственной услуги по выдаче юридическому
лицу с особыми уставными задачами разрешения
на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему [Текст]: Приказ МВД России от 19 июня 2012 года № 609 официальный текст: по состоянию на 01 января 2013 года - ИСПС Консультант плюс
Об утверждении инструкции
о порядке учета и хранении лицензий и
разрешений, выдаваемых органами внутренних
дел при осуществлении государственного контроля за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации [Текст]: Приказ МВД России от 14 октября 2009 года № 775 официальный текст: по состоянию на 01 января 2013 года - ИСПС Консультант плюс
Об утверждении Положения о
порядке лицензирования производства
оружия [Текст]: Приказ РАВ, Росбоеприпасов и МВД РФ от 3 июня 2000 г. № 128/135/601 официальный
текст: по состоянию на 01 января 201 года
- ИСПС Консультант плюс.