Порядок назначения на должность мирового судьи, прекращение его полномочий и компетенция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 00:17, курсовая работа

Краткое описание

Изменение формы государственного правления обусловило проведение необходимых реформ правового регулирования. Переход от социалистической к рыночной экономике требовал свободы экономической деятельности, признания и защиты частной собственности. Признание и защита частной собственности привели к образованию большого количества мелких собственников, чьи права и интересы постоянно нуждались в защите, в том числе путем ликвидации конфликтных ситуаций.
Районные суды в данной ситуации не могли в должной мере обеспечивать процесс предоставления гражданам практически неограниченного доступа к правосудию. В результате доступность судебной защиты для широких слоев населения, ее эффективность, быстрота и реальность ставились под угрозу.

Содержание

Введение………………………………………………………………..
1. МИРОВАЯ ЮСТИЦИЯ КАК ИНСТИТУТ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ………………………………………………………………..
1.1 Сущность института мировой юстиции в России, его основные цели и задачи…………………………………………………………..
1.2 Становление и развитие мировой юстиции в России…………..
2 ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА МИРОВОГО СУДЬИ В СИСТЕМЕ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ………………………………………………………….
2.1 Порядок назначения на должность мирового судьи, прекращение его полномочий и компетенция……………………….
2.2 Опыт организации и деятельности мировых судей в Костромской области …………………………………………………
3. ………………………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК….…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом. Мировая юстиция. исправл.doc

— 344.00 Кб (Скачать файл)

Исходя из вышеприведённых понятий, при определении сущности института мирового судьи можно выделить следующие характеризующие его организационные и процессуальные признаки:

Во-первых, мировой судья является носителем судебной власти. Он наделяется полномочиями осуществлять правосудие, исполняя свои обязанности на профессиональной основе, выступать от имени судебной власти. Правосудие – это совершаемая в процессуальном порядке правоприменительная деятельность суда по рассмотрению и разрешению отдельных категорий гражданских, уголовных и административных правоотношений в целях охраны прав граждан, организаций и государства8. Способом осуществления правосудия закон признает разбирательство и разрешение дел в судебных заседаниях, где наиболее полно реализуются все демократические принципы судебной деятельности. В юридической литературе отмечается также, что наряду с правосудием судебная власть осуществляет: 1) судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения (ареста, обыска, ограничения тайны переписки, телефонных переговоров и т.д.); 2) толкование правовых норм; 3) удостоверение фактов, имеющих юридическое значение (признание умершим, безвестно отсутствующим и т.д.); 4) ограничение конституционной и иной правоспособности граждан (признание гражданина недееспособным и пр.); 5) судебный надзор за решением судов и др.9

В то же время многие исследователи проблем судебной власти не разделяют подобной позиции и справедливо исходят из того, что судебная власть реализуется только в рамках правосудия. Все перечисленные выше виды государственно-властной деятельности суда органично входят в правосудие, осуществляемое судьями благодаря различной подсудности, специализации судей. Правосудие выступает наиболее надежным и цивилизованным способом разрешения возникающих в обществе конфликтов, защиты прав и свобод граждан, интересов гражданского общества и государства благодаря независимости судей и особой процессуальной процедуре10.

Во-вторых, мировой судья - судья общей юрисдикции, т.е. относится к судьям, которые рассматривают и разрешают дела в порядке гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Он является частью судебной системы, судьей общей юрисдикции, чьи решения обжалуются в апелляционном, кассационном, надзорном порядке.

В отличие от федерального судьи мировой судья, согласно положениям ст. 3 Закона «О мировых судьях в Российской Федерации», не наделяется правом вынесения судебных решений, касающихся ущемления прав и свобод гражданина, предусмотренных ст. ст. 22, 23, 25 Конституции РФ. Согласно отраслевому законодательству он не вправе осуществлять иные виды деятельности, которыми наделены суды общей юрисдикции, в том числе пересматривать свои постановления по уголовным делам в порядке новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Ограниченность правового положения и компетенции мирового судьи как представителя судебной власти во многом объясняется не только спецификой рассматриваемых им дел, особенностями государственного устройства России, но и двойственным положением мирового судьи, а также тем обстоятельством, что он не является федеральным судьей. Во избежание принижения роли мирового судьи в правосудии, на наш взгляд, следует расширить его полномочия. Он может быть наделен, к примеру, правом вынесения судебных решений, ущемляющих права и свободы граждан, и проверки законности действий и решений должностных лиц органов дознания и предварительного следствия по делам, подсудным мировым судьям, поскольку требования к возрасту и образованию у мирового судьи аналогичны требованиям, предъявляемым к федеральным судьям.

В-третьих, мировые судьи одновременно признаются судьями субъектов Федерации и судами субъектов Федерации. В юридической литературе справедливо обращается внимание на то, что в одном случае законодатель под мировым судьей подразумевает физическое лицо, обладающее определенным статусом, в другом - звено судебной системы (ч. 1 ст. 1 Закона «О мировых судьях в Российской Федерации» и ч. 4 ст. 4 Закона «О судебной системе Российской Федерации»). Влияние законодательных и исполнительных органов власти субъектов Федерации на институт мировых судей является весьма существенным, хотя судьи независимы при осуществлении правосудия. Это влияние обусловлено тем, что особенности полномочий и компетенции мирового судьи могут определяться не только федеральными законами, но и законами субъектов Федерации в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами. Эти пределы определяются действующим федеральным законодательством. В частности, создание и упразднение должностей мировых судей, порядок их назначения на должность, деятельность мировых судей, срок полномочий устанавливается законами субъектов Федерации.

В-четвёртых, мировые судьи провозглашаются элементом (звеном) единой судебной системы Российской Федерации. Мировым судьям свойственны общие для всех судов российской судебной системы сходные черты: а) единство процессуальной формы рассмотрения дел (подсудность и т.д.); б) наличие общих принципов (независимость судей, гласность процесса, равноправие и состязательность сторон и др.); в) единство судебных функций (они созданы для выполнения единой функции - осуществление правосудия, вправе пересматривать свои решения в порядке вновь открывшихся обстоятельств); г) финансирование из федерального бюджета. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков у мирового судьи существенно затрудняло бы отнесение его к единой судебной системе. Как звено судебной системы мировые судьи тесно связаны с иными ее элементами.

И, наконец, мировой судья является должностным лицом, наделенным полномочиями осуществлять правосудие, исполняющим свои обязанности на профессиональной основе, обладающим специальным статусом.

В действующем законодательстве мировой судья упоминается в различных значениях, а именно: 1) суд субъекта Федерации; 2) состав суда; 3) участник процесса. Вместе с тем «суд» в русском языке толкуется весьма расширительно, включая в себя не только полномочие, но и учреждение одновременно.

Термин «мировая юстиция», подразумевающего всю совокупность мировых судебных учреждений, деятельность  мировых судей по осуществлению правосудия, а также судебные ведомства, действующее российское законодательство не применяет. В ст. 9 Закона «О мировых судьях в Российской Федерации» говорится лишь об аппарате мирового судьи, который призван обеспечить его работу.

Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Федерации. Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта Федерации. Однако аппарат мирового судьи является лишь отдельным элементом мировой юстиции, в которую должны входить и иные элементы. А само понятие «мировая юстиция», на наш взгляд, должно рассматриваться как вся система мировых учреждений, в том числе мировые судьи, их правовой статус, формирование и функционирование, судопроизводство, управление и надзор.

То есть мировой суд надлежит рассматривать как учреждение, судебный орган, входящий в судебную систему, мирового судью - как физическое должностное лицо, представляющее судебный орган, а мировую юстицию - как систему мировых судебных ведомств, учреждений, их деятельность.

Институт мирового судьи, как и любой правовой институт, создавался для решения конкретных задач. Однако действующее федеральное законодательство не отразило тех целей и задач, которые поставлены перед мировыми судьями. Лишь в ст. 18 Конституции сформулированы такие задачи: права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и обеспечиваются правосудием11. Мировые судьи присущими им методами и средствами обеспечивают скорую, объективную и эффективную защиту нарушенных прав и интересов по делам, которые отнесены законом к их компетенции.

Термины «цель» и «задачи» выражают конечный, желаемый результат; направленность того или иного правового института. Задача как частная промежуточная целевая установка всегда выступает в качестве средства достижения последующей цели на более отдаленном этапе деятельности.  Задачей мирового судьи будет справедливое осуществление правосудия, а целью является обеспечение, охрана и защита прав и интересов личности, юридических лиц, государства12.

Историческая обусловленность возрождения в России в конце XX в. института мировой юстиции была продиктована во многом необходимостью решения назревших в обществе проблем при осуществлении правосудия. Отдельные ученые-процессуалисты справедливо считали, что перед мировыми судьями на данном этапе развития российской судебной системы ставились следующие основные цели:

1) облегчить доступ населения  к правосудию;

2) воплотить идеи судебного  федерализма;

3) разгрузить районное  звено судебной системы;

4) повысить оперативность  судопроизводства13.

Таким образом, в настоящее время в российской теории права отсутствуют четкие определения понятий «мировой судья», «мировая юстиция». Не разграничивает данные понятия и современный законодатель, зачастую подменяя одно понятие другим.

В дипломной работе под мировыми судьями следует понимать судей общей юрисдикции субъектов РФ, входящих в единую отечественную судебную систему, осуществляющих правосудие именем Российской Федерации, исполняющие свои обязанности на профессиональной основе и обладающие специальным статусом.

Понятие «институт мировой юстиции» необходимо трактовать как систему мировых учреждений, в том числе мировые судьи, их правовой статус, формирование и функционирование, судопроизводство, управление и надзор.

Мировой же суд есть первое звено судебной системы, судебный орган, входящий в судебную систему.

 

1.2 Становление  и развитие мировой юстиции  в России

 

Для понимания назначения института мирового судьи, определения его особенностей и направлений развития следует рассмотреть данный правовой институт в историческом аспекте. Без выяснения причин его зарождения, закономерностей и этапов развития сложно определить место мирового судьи в российской судебной системе.

Если обратиться к истории государства и права, то впервые должность мирового судьи в её современном понимании появилась в Англии в эпоху Средневековья (1344 г.). Именно английская модель судебной системы послужит основой для формирования и реформирования в будущем модели российской.

Введение должности мирового судьи в Англии связано с именем Эдуарда III, который реформировал местный судебно-полицейский аппарат в условиях обострения классовой борьбы в деревне14. В каждом графстве для лучшего поддержания мира назначались мировые судьи – «хранители мира» -  из почетных и уважающих законы лиц. Ими были не только профессиональные юристы, но и лица, не имеющие юридического образования. Они получали жалование за осуществление своей деятельности на должности мирового судьи и всегда назначались на нее королем.

За первые сто лет своего существования мировые судьи в Англии постепенно расширили свою компетенцию за счет компетенции шерифов. В 1461 г. даже введение предварительного расследования дел о преступлениях перешло к мировым судьям. За шерифом осталось только приведение приговора в исполнение, т.е. чисто административная функция. Постепенно сложился порядок предварительного производства у мирового судьи, и он стал своеобразным звеном между частным обвинителем и обвинительным жюри. Началось письменное оформление мировым судьей предварительно представленных ему материалов обвинения для передачи затем вместе с обвинением на рассмотрение жюри. В период абсолютной монархии в XVI в. мировые судьи по заявлению хозяев обязаны были разыскивать рабов. Следовательно, мировые судьи первоначально призваны были в большей степени поддерживать правопорядок, существующий в обществе, требовать от граждан соблюдения законности, выполняя при этом не только чисто судебные, но и административные полномочия.

В Англии предпринимались попытки создания замкнутой системы мировых судебных установлений. Создаваемые в графствах съезды мировых судей делились на: 1) малые, специально образуемые из всех судей графства для дел по местному усмотрению (для утверждения выборных надзирателей за бедными в приходах, назначения констеблей, проверки списков присяжных и т.п.); 2) общие четвертные, собирающиеся в главном городе графства каждые три месяца, куда помимо судей приглашались лорд-лейтенант, шериф, коронер, присяжные заседатели, тюремные смотрители и констебли, несколько опытных адвокатов от правительства, оставивших практику и получивших звание мировых судей, для руководства судебными заседаниями. Четвертные съезды как орган высшей администрации графства являлись апелляционным судом для дел, разрешенных мировыми судьями в малых съездах.

В современной Великобритании действуют два вида мировых судей: 1) магистраты, выполняющие судебные обязанности от случая к случаю безвозмездно, на общественных началах; 2) магистраты (стипендиарии), функционирующие постоянно и получающие регулярно жалованье (причем солидное - в четыре раза превышающее среднюю зарплату англичанина).

По мере завоевания Великобританией новых колоний мировая юстиция была учреждена в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Индии и некоторых других странах, где мировые судьи продолжают успешно осуществлять свою деятельность по сей день. На протяжении последующих столетий мировые судьи появляются в других государствах, в том числе и Европы. На определение статуса и направлений развития мирового суда оказывали свое влияние многочисленные объективные факторы: особенности государственного строя, политико-правовые традиции, социально-экономическая обстановка. Именно поэтому мировые судьи в других странах приобретали несколько иные черты при их формировании, в организации и деятельности.

Информация о работе Порядок назначения на должность мирового судьи, прекращение его полномочий и компетенция