Порядок назначения на должность мирового судьи, прекращение его полномочий и компетенция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 00:17, курсовая работа

Краткое описание

Изменение формы государственного правления обусловило проведение необходимых реформ правового регулирования. Переход от социалистической к рыночной экономике требовал свободы экономической деятельности, признания и защиты частной собственности. Признание и защита частной собственности привели к образованию большого количества мелких собственников, чьи права и интересы постоянно нуждались в защите, в том числе путем ликвидации конфликтных ситуаций.
Районные суды в данной ситуации не могли в должной мере обеспечивать процесс предоставления гражданам практически неограниченного доступа к правосудию. В результате доступность судебной защиты для широких слоев населения, ее эффективность, быстрота и реальность ставились под угрозу.

Содержание

Введение………………………………………………………………..
1. МИРОВАЯ ЮСТИЦИЯ КАК ИНСТИТУТ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ………………………………………………………………..
1.1 Сущность института мировой юстиции в России, его основные цели и задачи…………………………………………………………..
1.2 Становление и развитие мировой юстиции в России…………..
2 ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА МИРОВОГО СУДЬИ В СИСТЕМЕ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ………………………………………………………….
2.1 Порядок назначения на должность мирового судьи, прекращение его полномочий и компетенция……………………….
2.2 Опыт организации и деятельности мировых судей в Костромской области …………………………………………………
3. ………………………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК….…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом. Мировая юстиция. исправл.doc

— 344.00 Кб (Скачать файл)

Совокупность   этих положительных условий  дает право на занятие должности мирового  судьи;  она дополняется целым рядом отрицательных условий, а именно мировыми судьями  не могут быть:

1) состоящие под следствием  или судом, подвергшиеся по приговору  суда наказанию не ниже тюремного  заключения и  бывшие  под  судом  и  не оправданные  судебным  приговором,  если  деяние,  в  котором   они обвинялись, влечет означенные наказания;

2) «исключенные из службы  по суду», из духовного ведомства, из  «среды обществ» и дворянских  собраний;

3) объявленные несостоятельными должниками;

4) состоящие под опекой  за расточительство (ст. 21 Учреждений);

  1. священнослужители и церковные причетники (ст.22 Учреждений).

Участковые мировые судьи считаются состоящими на  государственной  службе  в пятом классе, получают  известное  вознаграждение  от  казны,  но  права  на пенсию не имеют.

Уволены  с  должности  мировые  судьи  могут   быть   по   следующим основаниям:

1)  за  истечением  трехлетнего  срока  и  неизбранием  на  следующее  трехлетие;

2) за сокращением числа  участков;

3) за  проступки  и  преступления,  совершенные  во  время  исполнения должности мирового судьи.

В отношении дисциплинарной ответственности мировые  судьи  сравнены  с членами окружных судов. Дисциплинарное  производство  возбуждается  съездами мировых  судей.  Непосредственный  надзор  за  деятельностью  мировых  судей осуществляется  мировыми  съездами,   а   высший   надзор   –   кассационный департамент сената и министром юстиции (ст. 64 Учреждений).

Мировые судьи разделяются на:

1) участковых – общий  тип;  они  должны  избрать  определенное  место жительства, где и иметь свою камеру, обязаны спрашивать отпуск  при необходимости  отъезда,  устанавливают  между  собой  очередь   для исполнения обязанностей выбывающих в течение трехлетия  судей  (ст. 41-45 Учреждений);

2) почетные мировые судьи  всем этим не связаны; служебные  обязанности почетных  мировых  судей начинаются с момента  прибытия  их  в  свой округ, если стороны обратятся к ним  с просьбой о  разрешении  дела, или (ст. 43 Учреждений), если установленная перед  началом  трехлетия очередь возлагает на  них  обязанность  заменить  выбывшего  судью; вознаграждения почетные мировые  судьи  не  получают;  в  остальном почетные и участковые мировые судьи не различаются (ст. 46-50 Учреждений);

3)  почетных участковых  судей  –  участковых  судей  по  собственному желанию не получающих жалования (ст. 45 Учреждений).

Кроме того, закон знает добавочных мировых судей и помощников.  Первые были  учреждены  в  обеих  столицах,  Одессе,  в  губерниях  Астраханской  и Оренбургской, в  Варшавском  округе  и  Прибалтийском  крае;  их  назначение заменяет участковых судей, с которыми они равны в правах. Помощники  мировых судей имеются в Закавказье и в среднеазиатских владениях.

Закон определял и сферу юрисдикции мировых  судей:  это  были  подсудные дела   «о   менее   важных   преступлениях   и   проступках»,   за   которые предусматривались  такие  санкции,  как  объявление  выговора,  замечание  и внушение, кратковременный арест (до трех месяцев), заключение  в  тюрьму  на срок до года, денежные взыскания на сумму не выше 300 рублей (ст. 33  Устава уголовного судопроизводства).

Компетенция мировых судей определяется  по  месту  пределами  мирового участка; совокупность мировых участков одного уезда образует мировой округ; столицы и город Одесса образуют особые  от  уезда  округа.  Власть  почетных мировых судей распространяется на всю территорию округа.

По предмету ведомства компетенция мировых судей разделяется на судебные  дела  и  дела  административного  и  охранительного   порядка.   В отношении дел судебных мировые судьи представляют суд  первой  инстанции  по делам гражданским и уголовным. Из гражданских дел: иски не выше 500 рублей  кроме  исков  о  владении недвижимостью; иски о  бесчестии;  о  восстановлении  нарушенного  владения, когда  со  времени  нарушения  прошло  не  более  6  месяцев;   просьбы   об обеспечении доказательствами по искам разной  ценности.  При  этом  дела  об исках на сумму не выше 30 рублей решаются мировым судьей окончательно.

Из уголовных дел мировым судьям подведомственны:

1) обязанности предварительного  исследования и примирения;

2) юрисдикция по делам  о проступках, означенных в уставе  о наказаниях,  налагаемых  мировым  судьей  (ст. 33  Устава)  со   следующими изъятиями:

а) компетенция мировых судей расширена на неназванные  в мировом уставе нарушения  казенных  управлений,  о  повинностях,  о торговле, фабричной, заводской и ремесленной  промышленности (кроме дел  о  стачках  рабочих),  если   они    не   подлежат   ведомств администрации; нарушения правил о печати и все  маловажные  дела  о нарушениях при условии, что наказание за них определено ссылкой  на мировой устав, а сумма гражданского иска не превышает  300  рублей;

б) изымаются из ведомства мировых судей дела о проступках,  если  с наказанием за них сопряжена высылка виновного с  места  жительства, запрещение производить  торговлю  или  промысел,  или  же  закрытие торгового или промышленного  заведения;  если  обвиняемые  сельские обыватели подлежат ведения собственных судов (ст. 34 Устава).

Приговор   мирового   судьи   признается   окончательным,   когда   им

определяется: внушение, замечание или выговор, денежное взыскание  не  более 15 рублей, арест не свыше 3 дней и когда сумма присужденного  вознаграждения за вред и убытки  не  превышает  30  рублей  (ст. 124 Устава).

Кроме указанных наказаний мировой  судья  имеет  право  налагать   еще  следующие: денежные взыскания до 300 рублей, арест до 3 месяцев и заключение  в  тюрьму не свыше 1,5 лет.

В сфере административных и охранительных функций мировых судей следует отметить:  выполнение  нотариальных   обязанностей   в   случае   отсутствия нотариуса – заверение наследства, свидетельства о  болезни  (при  отсутствии врача), призванным отбывать воинскую  повинность,  разнообразные  обязанности по   устройству  мест  заключения  для  подвергаемых  аресту  по  приговорам мировых судей,  участие  в  освидетельствовании  душевнобольных,  участие  в составлении  очередного  и  периодических  – списков  присяжных  заседателей, открытие избирательных сельских съездов и утверждение их председателей. За мировым судьей сохранялась роль примирителя  спорящих.  Статья  120 Устава уголовного судопроизводства констатировала: «В делах,  которые  могут быть прекращены примирением сторон, мировой судья должен склонять их к  миру и только в случае неуспеха в том приступать к  постановлению  приговора».  В случае неуспеха  он  разрешал  конфликт  на  основе  «Устава  о  наказаниях, налагаемых мировыми судьями».

Пререкания  о  подсудности,  возникающие   между   мировыми   судьями, разрешаются мировыми съездами. Споры между мировыми судьями  и  следователем разрешаются окружным судом, последний также разрешает споры  между  мировыми и судебно-административными учреждениями. Споры  между  мировыми  судьями  и окружным судом разрешаются судебной палатой (ст. 37-40 Устава).

Функционируют мировые судьи единолично; даже протоколы  заседаний  они должны вести сами, а не через  секретаря.  В  качестве  единоличного  органа мировой  суд  является  судом  первой   инстанции   в   пределах   указанной компетенции.

Кассационной  инстанцией  для  дел,  решаемых  окончательно,  сделался мировой съезд, начинающий свою деятельность в момент избрания мировых  судей первоначальным их собранием. Функции такого собрания, повторяющегося  раз  в три года, заключается в распределении  обязанностей  между  своими  членами, установлении очереди, вводе  избранных  мировых  судей  в  судебную  службу.

Мировой съезд  представляет  собой  место,  в  состав  которого  входят  все мировые судьи данного округа. Из числа  мировых  судей  избирается  один  на должность  председателя  мирового  съезда,  ему  принадлежат  права,  обычно присваиваемые председателям коллегиальных учреждений. Кроме него и членов  в заседании принимают  участие:  1)  непременный  член,  избираемый  из  числа мировых судей, в обязанности которого входит подготовка дел  к  рассмотрению на  съезде,  ведение  (в   некоторых   округах)   канцелярией   съезда;   2) прокуратура, в лице прокурора местного окружного  суда,  обязанного  следить за  точным  соблюдением  закона  и  давать  свои  заключения  по   некоторым гражданским и всем  уголовным  делам.  Съезд  функционирует  периодически  в заседаниях срочных  и  особых.  Время  и  место  срочных  заседаний заранее определяется земскими собраниями (ст.52 Устава),  городскими  думами  или министерством юстиции (последнее в  местностях  невыборного  начала).  Созыв особых съездов определяется надобностью и осуществляется председателем  (ст. 54 Устава). На мировой съезд ложилась обязанность  составления  инструкции для себя и мировых судей, а также  отправлять  их  министру  юстиции; в  конце же каждого года представлять отчеты по своему округу. На   созывающиеся   съезды   мировых   судей   ложилась    обязанность кассационного рассмотрения жалоб и протестов, а также окончательное  решение дел, начатых участковыми мировыми судьями.

На съезде мировых судей мог быть обжалован  приговор  мирового  судьи, здесь  съезд  выступал  как  кассационная  инстанция  и  собирался  по  мере необходимости  «для  окончательного   решения   дел,   подлежащих   мировому разбирательству» (ст. 51 Устава).  Помимо  этого  съезд  мировых  судей осуществлял «непосредственный надзор за  мировыми  судьями»  округа.  Высший надзор  за  съездами  мировых   судей,   сосредоточивался   в   кассационном департаменте Сената и в лице министра юстиции (ст. 64 Устава).

В целом мировые суды составили учреждения, обособленные от общих судов, однако связь с ними, имелась в лице кассационных департаментов Сената, до которых могли доходить дела мировой юстиции. Созданный с целью упрощения судебной системы, приближения правосудия к населению, мировой суд воплотил в себе и иные идеалы суда - равенство всех сословий, независимость, доступность. Даже за время своего недолгого существования он смог привнести в народную жизнь право как факт на место права существовавшего как мертвая буква закона.

Учрежденный Судебными Уставами институт мировых судей просуществовал недолго, около четверти века, вплоть до 12 июля 1889 года, когда во всех местностях, за исключением столиц и еще некоторых крупных городов, местная юстиция была упразднена. Ей на смену пришли судебно-административные установления: земские участковые начальники и городские судьи - в первой инстанции, уездные съезды - во второй и губернские присутствия - в третьей инстанции.

Далее принципы и институты, установленные судебными уставами 1864 года, были пересмотрены законами 70-80 годов о суде, и к началу 90-х годов контрреформа была завершена.  В 1912 году был принят Закон о преобразовании местного суда, который уничтожал судебную власть земских начальников и городских судей и заменял их мировыми судьями, выбираемыми земскими собраниями. Мировая юстиция возродилась, но не надолго, окончательно упразднен этот институт вместе со всей царской системой суда Декретом о суде №1 от 24 ноября 1917 года. С установлением Советской власти он был заменен местными судами в лице судьи и двух заседателей. И только 17 декабря 1998 г. принят Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации», которым в судебной системе страны возрожден институт мировых судей.

Основными причинами возрождения института мировой юстиции в конце XX века, по мнению разных авторов, являются: во-первых, обострение проблемы доступности правосудия в связи с резким  увеличением количества уголовных дел и расширением круга правоотношений; во-вторых, падение престижа судебной власти, вызванного тем, что традиционная для советского периода трехзвенная система судебных органов, привязанная к административно-территориальному делению страны, оказалась чрезмерно перегруженной, неспособной «пропускать» через себя лавину различных юридических конфликтов, что, в свою очередь, приводило к невозможности добиться быстрого разрешения дела в суде  и побуждало заинтересованных лиц искать обходные, нелегальные пути решения конфликта. И даже простое увеличение числа районных судей не решило бы проблемы в силу того, что во многих местностях районный суд расположен весьма далеко от большинства населенных пунктов (из статьи М.). Другие авторы (М. Яхъеев) объясняют возрождение института мировой юстиции в конце XX века тремя обстоятельствами: возможностью решения задачи приближения суда к народу и обеспечения доступности граждан к правосудию; сокращением в определённой степени нагрузки, приходящейся на федеральных судей; созданием предпосылок упрощения гражданского и уголовного судопроизводства и его дальнейшей демократизацией.

Таким образом, институт мировой юстиции имеет в России большую историю становления и развития. В 1864 году Александром II были подписаны судебные уставы, на основании которых повсеместно создавались мировые суды, максимально приближенные к народу. В конце XIX века можно выделить две основные причины создания мировой юстиции, тесно связанные между собой: во-первых, с уничтожением крепостного права возникла необходимость отделить судебную власть от исполнительной и изъять из ведомства полиции рассмотрение всех судебных дел; во-вторых, необходимо было сделать обращение в суд более простым и доступным для населения, а также в значительной мере сократить срок разрешения дела в суде. Анализируя статус мирового судьи в конце XIX века, нельзя не обратить внимания  на  то, что мировой суд, с одной стороны, был обособлен от общей  судебной  системы, а с другой – подчинен высшему судебному органу – сенату. Такое  противоречие объяснялось отсутствием единой концепции мировой юстиции среди  реформаторов судебной   системы   России.   Славянофильские   воззрения,   доминировавшие первоначально, отступили перед традиционным взглядом на суд  как  на  орган, призванный разрешать споры на основании закона. Институт мировой юстиции в том виде, в каком был создан судебными уставами 1864 года, просуществовал до 12 июля 1889 года, когда во всех местностях, за исключением столиц и еще некоторых крупных городов, местная юстиция была упразднена. И лишь в конце XX века путём принятия двух основных нормативно-правовых актов – ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации» и ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» - данный институт возрождается; в систему судов добавляется еще одно звено, а судопроизводство пополняется стадией апелляционного пересмотра не вступивших в законную силу решений мирового судьи.

Информация о работе Порядок назначения на должность мирового судьи, прекращение его полномочий и компетенция