Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 00:17, курсовая работа
Изменение формы государственного правления обусловило проведение необходимых реформ правового регулирования. Переход от социалистической к рыночной экономике требовал свободы экономической деятельности, признания и защиты частной собственности. Признание и защита частной собственности привели к образованию большого количества мелких собственников, чьи права и интересы постоянно нуждались в защите, в том числе путем ликвидации конфликтных ситуаций.
Районные суды в данной ситуации не могли в должной мере обеспечивать процесс предоставления гражданам практически неограниченного доступа к правосудию. В результате доступность судебной защиты для широких слоев населения, ее эффективность, быстрота и реальность ставились под угрозу.
Введение………………………………………………………………..
1. МИРОВАЯ ЮСТИЦИЯ КАК ИНСТИТУТ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ………………………………………………………………..
1.1 Сущность института мировой юстиции в России, его основные цели и задачи…………………………………………………………..
1.2 Становление и развитие мировой юстиции в России…………..
2 ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА МИРОВОГО СУДЬИ В СИСТЕМЕ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ………………………………………………………….
2.1 Порядок назначения на должность мирового судьи, прекращение его полномочий и компетенция……………………….
2.2 Опыт организации и деятельности мировых судей в Костромской области …………………………………………………
3. ………………………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК….…………………………………
Б) полномочия, порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливаются не только федеральным законом, но также и законом субъекта Российской Федерации. Мировые судьи могут выбираться населением судебного участка, а также могут назначаться на должность.
В) мировой судья впервые назначается на должность на определённый законом субъекта РФ срок (не более 5 лет)
Г) особая компетенция: к подсудности мирового судьи относятся уголовные дела, предусматривающие наказание лишением свободы сроком до 3-х лет; часть административных дел, отнесённых к его подсудности КоАП; и гражданские дела (трудовые, семейные (за отдельными исключениями), имущественные, когда цена иска не превышает 500 МРОТ)
Д) применительно к определению компетенции мировых судей необходимо отметить, что круг рассматриваемых ими гражданских и уголовных дел устанавливается федеральным законом, тогда как перечень подсудных им дел об административных правонарушениях может устанавливаться также законом субъекта Российской Федерации. Однако в какой бы форме ни осуществлялось правосудие мировым судьей (гражданское, уголовное либо административное судопроизводство), судебное решение выносится именем Российской Федерации.
2.2 Эффективность осуществления
судебной власти мировыми
Выполнение мировой юстицией своего основного предназначения – защиты прав и свобод личности, непосредственно зависит от того, насколько эффективно функционирует этот институт. От эффективности работы всей судебной системы зависит как степень защищенности прав граждан, так и конституционная стабильность российского общества, и уровень развития государства. От повышения эффективности правосудия зависит продвижение по другим направлениям государственной и общественной жизни.
Рассмотрим сущность понятий «эффективность» и «эффективность правосудия».
Слово «эффективность» происходит от латинского «effectus» - действие, результат, следствие.
Как философская категория эффективность представляет собой результат, эффект чего-либо; в свою очередь, эффект есть действие как результат чего-нибудь, следствие чего-либо37.
Суммируя данные понятия, можно сделать вывод, что в русском языке под словом «эффективность» понимается способность достигать определённых результатов, поставленных целей, действенность чего-либо.
В общей теории права проблеме эффективности правосудия уделяется мало внимания, в результате чего понятие «эффективность правосудия» мало исследовано, отсутствует единый подход к определению его сущности. Некоторые ученые понимают эффективность права как способность права достигать поставленных целей38. Ф.Н. Фаткуллин, Л.Д. Чулюкин эффективность права видят в его способности оказывать воздействие на общественные отношения39.
Нельзя безоговорочно согласиться со второй точкой зрения, поскольку способность права оказывать воздействие на регулируемые общественные отношения может быть и положительной, и отрицательной. Назвать эффективным негативное воздействие права на регулируемые общественные отношения трудно, кроме того, право может оказывать определенное воздействие на регулируемые отношения и не достигать целей такого регулирования в силу каких-то причин, то есть быть при этом неэффективным.
В дипломной работе под эффективностью правосудия следует понимать способность права, его институтов и субъектов достигать поставленных целей, задач. Следовательно, эффективность мировой юстиции достигается тогда, когда она выполняет свое предназначение, когда результат деятельности мировых судей совпадает с целью и задачами мировой юстиции в целом.
В настоящее время в научной литературе разработаны основные критерии эффективности правосудия. Однако к системе критериев у учёных также нет единого подхода.
Основными критериями эффективности работы мирового судьи при осуществлении правосудия одни ученые обычно относят следующие:
Российская академия государственной службы при Президенте РФ (РАГС) предлагает оценивать эффективность правосудия по четырём основным критериям:
В качестве опосредованных индикаторов эффективности правосудия, особенно на его наиболее близком к гражданину уровне – мировой юстиции, некоторые авторы называют доверие населения к судьям и степень их авторитетности, степень доступности мирового правосудия и уровень разгруженности федеральных судов.
На степень доверия населения к судьям влияет уровень открытости и доступности правосудия, которые, в свою очередь, воздействуют на повышение эффективности защиты прав и свобод граждан мировой юстицией. Открытость деятельности мирового судьи направлена не только на реализацию конституционного права граждан на обращение в суд, но и права на получение объективной информации. Кроме того, эти качества правосудия существенно влияют на улучшение качества судейской работы и укрепление авторитета судебной власти, способствуют построению гражданского общества.
На эффективность защиты прав и свобод граждан мировой юстицией влияют и такие факторы, как порядок формирования судебных кадров; высокий профессиональный уровень судейского корпуса; оптимальная служебная нагрузка мировых судей; рациональная организация работы мирового судьи; нравственная составляющая правосудия; качественное процессуальное законодательство и его точное соблюдение; достаточный уровень материально-технического обеспечения деятельности мировых судей.
В настоящее время вопрос о реальной эффективности деятельности мировых судей является спорным. С одной стороны, значительно снижена нагрузка федеральных судей, стабилизировалась работа районных судов, мировые судьи максимально приближены к населению, благодаря чему они почти без нарушения процессуальных сроков рассматривают значительное количество переданных им дел и материалов: 35% от общего числа оконченных производством уголовных дел, 65% - гражданских дел. Дела об административных правонарушениях, подлежащие рассмотрению в судебном порядке, практически в полном объеме составляют подсудность мировых судей (92%). Но с другой стороны, недостаточное финансирование и материально-техническая база, отдельные пробелы в законодательстве не позволяют мировым судьям полностью реализовывать своё предназначение. Так, например, в настоящее время потребности мировых судей в разных регионах обеспечены приблизительно на 70 %: мировым судьям не хватает помещений, компьютерной и офисной техники, что, в свою очередь, ведёт к замедлению судопроизводства42. Участки мировых судей не располагаются таким образом, чтобы любой человек, живущий на территории, закрепленной за участком, мог максимально быстро прийти и разрешить свои проблемы.
Существует и точка зрения, что федеральные суды разгружены не на столько, на сколько планировалось с введением института мировой юстиции. Это связано с тем, что часть дел, отнесённых к юрисдикции мировых судей, в настоящее время утратили свою актуальность, поэтому необходимо расширять компетенцию мировых судей (например, за счёт уголовных дел, предусматривающих наказание лишением свободы не до 3, а до 5 лет).
Ещё одним аспектом эффективности деятельности мировых судей является их нагрузка, которая, с одной стороны, позволяет решать проблему разгруженности районных судов, а с другой – создаёт проблему качества судебных актов мировых судей. В первом полугодии 2005 и 2006 годов среднемесячная нагрузка мировых судей составляла примерно 63 дела. В 2007 году она достигла 173 - в месяц, при этом для многих мировых судей количество дел значительно превышает данный средний барьер.
Так, например, в Саратовской области за первое полугодие 2008 года районными судами рассмотрено 32 748 дел, среди которых 11442 дела – уголовные, 21306 – гражданские. Мировыми судьями рассмотрено 52111 дел, из которых 47045 – гражданские, 5066 – уголовные. Кроме того, значительно увеличились показатели рассматриваемых мировыми судьями административных дел: за 2006 год с 55 до 84 дел43.
Проведенный анализ работы мировых судей также свидетельствует о систематическом увеличении служебной нагрузки на мировых судей области: Мировые судьи работают с чрезмерной нагрузкой, повышается сложность рассматриваемых дел.
Значительная нагрузка, сложные и напряженные условия работы приводят к физической и моральной усталости мировых судей и, соответственно, работников аппарата мировых судей, текучести кадров. При существующей нагрузке невозможно обеспечить своевременное и качественное рассмотрение дел в пределах установленной трудовым законодательством нормативной продолжительности рабочего времени. Качественного и оперативного рассмотрения дел мировые судьи достигают только благодаря личной заинтересованности и работой за пределами нормативной продолжительности рабочего времени. Чрезмерный рост нагрузки затрудняет и ведение мировыми судьями аналитической работы, а это, в свою очередь, непосредственным образом влияет на эффективность деятельности мировых судей.
Следовательно, введение института мировой юстиции, с одной стороны, содействовало разгруженности районных судов, рассмотрению многих дел без нарушения сроков и правил судопроизводства, приблизило правосудие к населению, сделав его доступней, открытей, но с другой стороны, недостаточная финансирование, плохая материально-техническая база, большая загруженность мировых судей не позволяют максимально эффективно выполнять данному институту своё предназначение, решать поставленные перед ним цели и задачи. Поэтому необходимо находить и разрабатывать пути, методы и средства повышения эффективности деятельности мировых судей.
Основными путями повышения эффективности деятельности мировых судей, на наш взгляд, должны являться: во-первых, оптимальная нагрузка мировых судей и достаточное материально-техническое обеспечение их деятельности.
Сложившаяся ситуация с нагрузкой мировых судей делает невозможным достижение цели и задач, поставленных перед мировой юстицией, затрудняет приближение судебной власть к населению (доступность), поскольку сегодня многие граждане лишены возможности рассмотрения их дел в сроки, установленные процессуальным законом. А это дискредитирует мировую юстицию как судебный институт. Выход из данной ситуации заключается в увеличении числа судебных участков и, соответственно, мировых судей. Снижению нагрузки мировых судей и рационализации их работы способствует не только увеличение их числа, но и введение института помощников мировых судей.
Другим направлением повышения эффективности работы мировых судей должно быть надлежащее финансирование их материально-технического обеспечения. Вопрос о финансировании мировой юстиции непосредственно соотносится с защитой прав и свобод граждан. Конституция Российской Федерации гарантирует всем гражданам Российской Федерации, независимо от территории проживания, равный доступ к правосудию и равную защиту их прав. Дефицит финансирования не позволяет мировым судьям использовать современные схемы ведения делопроизводства и информационные технологии, что вызывает нарушение сроков рассмотрения дел, волокиту и медлительность в осуществлении судопроизводства, а это, в свою очередь, отрицательно сказывается на конечном результате деятельности мировых судей.
Обоснована целесообразность установления на федеральном уровне нормативов минимальных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение деятельности мирового судьи или возложения на Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации функций по организационному обеспечению деятельности мировых судей. В любом из этих случаев будут нивелироваться региональные различия в обеспечении мировых судей, обеспечиваться равный уровень судебной защиты.
Ещё одним возможным средством повышения эффективности деятельности мировых судей сегодня может стать «общественный контроль». Целесообразно внедрять в судебную систему механизмы, повышающие доверие населения к суду, и, прежде всего, такие, которые допускают население к оценке эффективности работы судей - выборы населением мировых судей, встречи мировых судей с трудовыми и учебными коллективами, территориальным общественным самоуправлением.
Таким образом, эффективность правосудия есть способность права, его институтов и субъектов достигать поставленных перед ними целей, задач, предназначенья.
Эффективность деятельности мировых судей достигается тогда, когда она выполняет своё предназначение.
Основными критериями эффективности мирового правосудия являются его открытость, доступность населению, высокое качество судебных решений и их исполняемость.
В настоящее время вопрос об эффективности деятельности мировых судей является спорным, поскольку не удаётся полностью реализовывать все цели, для которого был вновь создан институт мировой юстиции.
Основными путями повышения эффективности деятельности мировых судей являются: оптимальная нагрузка мировых судей, достаточное материально-техническое обеспечение их деятельности, «общественный контроль».
3.
Мировые судьи Костромской области являются судьями общей юрисдикции на территории Костромской области, входящими в единую судебную систему Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» в Костромской области вводится 49 должностей мировых судей, образуются 49 судебных участков. По состоянию на 31.12.2010 года штат мировых судей Костромской области составил 49 единиц44.
Мировой судья Костромской области осуществляет свою деятельность в пределах соответствующего судебного участка. Должность мирового судьи, судебный участок не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда.