Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 00:17, курсовая работа
Изменение формы государственного правления обусловило проведение необходимых реформ правового регулирования. Переход от социалистической к рыночной экономике требовал свободы экономической деятельности, признания и защиты частной собственности. Признание и защита частной собственности привели к образованию большого количества мелких собственников, чьи права и интересы постоянно нуждались в защите, в том числе путем ликвидации конфликтных ситуаций.
Районные суды в данной ситуации не могли в должной мере обеспечивать процесс предоставления гражданам практически неограниченного доступа к правосудию. В результате доступность судебной защиты для широких слоев населения, ее эффективность, быстрота и реальность ставились под угрозу.
Введение………………………………………………………………..
1. МИРОВАЯ ЮСТИЦИЯ КАК ИНСТИТУТ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ………………………………………………………………..
1.1 Сущность института мировой юстиции в России, его основные цели и задачи…………………………………………………………..
1.2 Становление и развитие мировой юстиции в России…………..
2 ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА МИРОВОГО СУДЬИ В СИСТЕМЕ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ………………………………………………………….
2.1 Порядок назначения на должность мирового судьи, прекращение его полномочий и компетенция……………………….
2.2 Опыт организации и деятельности мировых судей в Костромской области …………………………………………………
3. ………………………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК….…………………………………
За 12 месяцев 2010 года мировыми судьями было принято к производству 81 541 гражданское дело (по сравнению с районными судами, которыми было рассмотрено 13 330 дел) (аналогичный период прошлого года – 77832), 695 дел перешло остатком с прошлого года. Всего в производстве у мировых судей в 2010 году находилось 82236 гражданских дела. За 12 месяцев 2010 года мировыми судьями Костромской области было окончено 81 570 гражданских дел (аналогичный период прошлого года – 77780). Из них 77987 дел рассмотрено с вынесением решения, 2 582 дела прекращено, 129 оставлено без рассмотрения, 314 передано в другие суды45.
Нагрузка между судебными участками распределена неравномерно, что влечет за собой нарушение процессуальных сроков. Средняя нагрузка по оконченным гражданским делам за 12 месяцев 2010 года составила 158,5. С нарушением процессуальных сроков за 12 месяцев 2010 года было рассмотрено 282 гражданских дела или 0,4 % от оконченных46.
Что касается рассмотрения уголовных дел, то за 12 месяцев 2010 года на рассмотрение к мировым судьям поступило 2 583 уголовных дела (аналогичный период прошлого года – 2 185). 133 дела перешло остатком с прошлого года. Всего в производстве у мировых судей в 2010 году находилось 2 716 уголовных дела. В результате работы мировыми судьями рассмотрено 2 523 уголовных дела, 1370 из них с приговором, 1108 – прекращено. За 12 месяцев 2010 года мировыми судьями осуждено 1369 человек (аналогичный период прошлого года – 1169), оправдано – 21 (аналогичный период прошлого года – 27), в отношении 1168 человек уголовные дела были прекращены. С нарушением процессуальных сроков за 12 месяцев 2010 года было рассмотрено 13 уголовных дел или 0,5 % от оконченных47.
Следовательно, результаты правоприменительной деятельности мировых судей области показывают, что основная задача, ради которой они были созданы, выполнена: значительно снижена нагрузка на федеральные суды, и, соответственно, облегчен доступ населения к правосудию.
Вместе с тем, необходимо отметить, что в настоящее время имеется ряд нерешенных проблем и существенных недостатков, негативно влияющих на процесс становления мировых судей в Костромской области, и в частности, недостаточное финансирование и материально-техническая база.
С начала финансирования Службы обеспечения мировых судей (май 2001 г.) за весь 2001 год на материально-техническое обеспечение мировых судей из областного бюджета выделено 675 тыс. рублей, или 40,7% от сметы 2001 г. на указанные цели. В 2002 году на материально-техническое обеспечение мировых судей было выделено 2 260,7 тыс. рублей, или 46,5%.
Законом Костромской области от 31.12.2002 N 91-ЗКО «Об областном бюджете на 2003 год» предусмотрено финансирование Службы по обеспечению деятельности мировых судей Костромской области на 2003 год в размере 10239 тыс. рублей, в том числе 5262 тыс. рублей на материально-техническое обеспечение. Фактически за январь-май 2003 года на материально-техническое обеспечение Службы по обеспечению деятельности мировых судей было выделено из бюджета области 1 млн. рублей; или 40% от сметы на первое полугодие.
В результате систематического недофинансирования на сегодняшний день:
Практически во всех муниципальных образованиях области требуют своего разрешения проблемы размещения мировых судей. Из 49 судебных участков только на 2 (Судиславский район, Нея и Нейский район) мировые судьи и их аппараты работают в помещениях, предоставленных районными администрациями на договорной основе. 29 судебных участков размещены по временной схеме на договорной основе в помещениях федеральных судов и, в связи с введением в штатное расписание федеральных судов дополнительной численности судей и специалистов судопроизводства, остро встает вопрос об освобождении мировыми судьями данных помещений, прежде всего, в г. Костроме, Нерехте, Волгореченске, Солигаличе.
В целом недостаточное материально-техническое обеспечение мировых судей и их аппаратов негативно сказывается на их деятельности и результатах работы.
Таким образом, в настоящее время в Костромской области институт мировой юстиции достаточно эффективно выполняет свои цели и задачи, ради которых был создан. Однако ряд проблем (отсутствие достаточного финансирования, необходимой материально-технической базы, отсутствие зданий, компьютерной и офисной техники и пр.) создают некоторые трудности в отправлении правосудия мировыми судьями Костромской области (медлительность в оформлении дел, отдельные нарушения процессуальных сроков, текучесть работников аппарата судей и пр.). Кроме того, большая нагрузка мировых судей не позволяет им проводить аналитическую работу, что в свою очередь, влияет на эффективность их деятельности.
Но, тем не менее, анализ действующего регионального законодательства о мировых судьях не выявил противоречий с законодательством федеральным о мировых судьях.
Основными особенностями организации и деятельности мировых судей в Костромской области являются:
А) для Костромской области предусмотрено 49 единиц должностей мировых судей, 49 судебных участков;
Б) мировой судья Костромской области назначается на должность областной Думой (голосование, простое большинство голосов);
В) мировой судья в Костромской области назначается на срок 3 года, повторное назначение на должность – на 5 лет;
Г) в случае отсутствия мирового судьи на судебном участке (отпуск, болезнь) подсудные ему дела передаются мировому судье другого судебного участка;
Д) показатель нагрузки мировых судей Костромской области – выше среднего по России (от 70 до 114 гражданских дел, за исключением административных и уголовных дел).
С принятием Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» было возобновлено функционирование института мировой юстиции в России. Основными причинами его появления в конце XX века явились изменение формы государственного правления, а также постоянное нарастание потребности населения в «скором и справедливом» суде, которую не могли уже обеспечить районные суды.
Сегодня в научной литературе отсутствуют обоснованные подходы к определению сущности понятий «мировая юстиция», «мировой судья», «мировой суд». Не разграничивает данные понятия и отечественный законодатель. Однако, на наш взгляд, они имеют свои особые смысловые оттенки.
Мировые судьи – это должностные лица, носители судебной власти, судьи судов общей юрисдикции, судьи и судов субъекта Федерации, низшее звено единой судебной системы, наделяемые полномочиями в особом, более демократичном порядке, имеющие специальную ограниченную юрисдикцию, исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.
Мировой суд необходимо рассматривать как учреждение, судебный орган, входящий в судебную систему; звено судебной системы.
Понятие «институт мировой юстиции» необходимо трактовать как систему мировых учреждений, в том числе мировые судьи, их правовой статус, формирование и функционирование, судопроизводство, управление и надзор.
Основными целями института мировой юстиции являются: облегчение доступа населения к правосудию; воплощение идей судебного федерализма; разгрузка районного звена судебной системы; повышение оперативности судопроизводства
К особенностям правового статуса мировых судей относятся, во-первых, двойственность положения мирового судьи, так как, с одной стороны, он относится к судам общей юрисдикции субъектов РФ, а с другой - руководствуется при осуществлении правосудия по гражданским и уголовным делам федеральными законами, выносит решения именем Российской Федерации.
Во-вторых, полномочия, порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливаются не только федеральным законом, но также и законом субъекта Российской Федерации, мировые судьи могут выбираться населением судебного участка, а также могут назначаться на должность. Мировой судья впервые назначается на должность на определённый законом субъекта РФ срок (не более 5 лет).
В-третьих, особая компетенция мирового судьи, прямо предусмотренная как законом о мировых судьях, так и процессуальными нормами, регламентирующими рассмотрение ими гражданских, уголовных и административных дел.
В-четвёртых, круг рассматриваемых ими гражданских и уголовных дел устанавливается федеральным законом, тогда как перечень подсудных им дел об административных правонарушениях может устанавливаться также законом субъекта Российской Федерации однако, в какой бы форме ни осуществлялось правосудие мировым судьей, судебное решение выносится именем Российской Федерации.
Анализ регионального опыта позволил определить ряд особенностей организации и деятельности мировых судей в Костромской области.
К ним можно отнести деление территории области на 49 судебных участков; назначение мирового судьи Костромской области на должность областной Думой (голосование, простое большинство голосов) на срок 3 года, повторное назначение на должность – на 5 лет; в случае отсутствия мирового судьи на судебном участке (отпуск, болезнь) подсудные ему дела передаются мировому судье другого судебного участка.
Анализ регионального опыта позволил также выявить и основные проблемы, с которыми сталкиваются в своей деятельности мировые судьи.
Прежде всего, это недостаточные финансирование и материально-техническая база, которые приводят к тому, что нарушаются процессуальные сроки рассмотрения дел.
До сих пор отсутствует необходимое количество помещений, в которых бы мировые судьи отправляли правосудие. Кроме того, те здания, в которых в настоящее время мировые судьи осуществляют свою деятельность, находятся на достаточно большом удалении от населения своего участка, что затрудняет доступ населения к мировому правосудию.
В-третьих, сегодня показатель
нагрузки мировых судей
В настоящее время вопрос об эффективности деятельности мировых судей является спорным. Эта эффективность достигается тогда, когда институт мировой юстиции выполняет своё предназначение.
Основными критериями такой эффективности мирового правосудия являются его открытость, доступность населению, высокое качество судебных решений и их исполняемость.
Если исходить из данных критериев, то с введением института мировой юстиции суд стал более доступней для населения России, значительно сократились нарушения в области процессуальных сроков, разгружены федеральные суды, но с другой – значительная нагрузка мировых судей, недостаточное финансирование их деятельности и материально-техническая база не позволяют с наибольшей эффективностью осуществлять мировое правосудие.
Представляется, что основными путями повышения эффективности деятельности мировых судей должны явиться оптимизация нагрузки мировых судей, финансирование достаточного материально-технического обеспечения их деятельности, «общественный контроль».
Оптимизация нагрузки мировых судей может осуществляться как за счёт увеличения количества судебных участков и, соответственно, мировых судей, так и за счёт детальной проработки механизма передачи дел от одного мирового судьи другому в период его отсутствия (отпуск, болезнь, приостановление деятельности, отстранение от должности и пр.) с внесением соответствующих изменений в законодательство, за счёт введения института помощников мировых судей либо расширения аппарата мирового судьи.
Другой путь повышения эффективности - финансирование достаточного материально-технического обеспечения их деятельности. Для этого необходимо, на наш взгляд, разработать конкретный механизм и порядок финансирования, законодательно закрепив его.
Здесь есть два пути. Путь первый - на уровне федерального правительства следует ежегодно, на следующий бюджетный год, утверждать научно обоснованные нормативы отчислений из бюджета субъекта федерации на организацию деятельности одного мирового судьи. При этом установить федеральным законодательством, что субъект федерации на деятельность мировой юстиции при формировании бюджета не может планировать суммы ниже установленных федеральным правительством нормативов. Путь второй - деятельность мировой юстиции полностью финансировать из средств федерального бюджета.
«Общественный контроль» также может явиться одним из путей повышения эффективности деятельности мирового правосудия. Нам представляется, что особой формой «общественного контроля» может явиться выборность мировых судей населением судебного участка, тем более что данная форма назначения на должность мирового судьи предусмотрена действующим законодательством. Данная форма может явиться средством повышения доверия населения к мировому правосудию. Возможна организация сотрудничества мировой юстиции с общественными организациями. В настоящее время данные контакты находятся лишь в состоянии становления. Мировые судьи, осуществляя подобные контакты, будут более «приближены» к населению, у них появиться возможность использовать потенциал общественности, например, по формированию общественного мнения, правосознания среди населения, по правовому просвещению, по формированию информационного поля судебной системы.
Список использованных источников: