Правовая активность граждан в современном государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 10:10, дипломная работа

Краткое описание

Целью написания настоящей работы является изучение правовой активности граждан в современном государстве.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить роль правовой активности в современном обществе;
- дать понятие и провести классификацию правовой активности;
-рассмотреть вопрос о правовом просвещении, как инструменте формирования правовой активности;
- проанализировать юридическое закрепление правовой активности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Роль правовой активности в современном государстве
Понятие и классификация правовой активности
Правовое просвещение как инструмент формирования паровой активности
Политико-правовая активность личности в западноевропейских цивилизациях
Правовая активность российских граждан
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОРЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом на тему Правовая активность граждан в современном государстве.docx

— 106.44 Кб (Скачать файл)

Данный теоретико-правовой конструкт в максимально концентрированном, сжатом виде сохраняет и транслирует информацию о мобильности гражданина в сфере политической социальности, обеспечивающей функционирование публично-правовых институтов общества.10

Мерилом правовой активности является:

1) способность брать на себя  наиболее важные дела (как с  личной, так и общественной точки  зрения);

2)  эффективность использования  политико-правовых возможностей  и средств; 

3) результативность политического участия, то есть участия в принятии управленческих решений, в том числе с духовно-нравственных и гуманистических позиций. Если такое положение достигнуто (хотя бы минимально), то можно с уверенностью утверждать, что у общества и государства есть будущее, то есть продвижение вперед в своем развитии.

Поэтому гражданское общество заинтересовано в активной личности. И не просто заинтересовано, а само способно ее формировать.11

Классификация любого, в том числе и правового, явления начинается с поиска и  определения того, что одновременно лежит в основе деления и в то же время является консолидирующим обстоятельством, позволяющим разделить исследуемое явление на части, чтобы более полно изучить как целое.

В научных исследованиях, посвященных проблемам правового поведения, в частности правомерного поведения, в рамках классификации данной категории по критерию социальной полезности и желательности стабильно выделяется такая разновидность правового поведения, как правовая активность (социально правовая активность, активное правовое поведение).

Справедливо отмечается, что правовая активность личности характеризуется повышенной, по сравнению с обычным правомерным поведением, степенью использования предоставленных индивиду прав и свобод, что правовая активность превосходит обычные требования закона, конкретных правовых предписаний - превосходит в том отношении, что это поведение более инициативно, активно и, что немаловажно, результативно. 12 
     Социально-активное правомерное поведение - деятельность по реализации правовых норм на основе осознания их ценности и глубокого убеждения в необходимости их исполнения. Социально-активное правомерное поведение личности характеризуется ее осознанной и целенаправленной деятельностью ради достижения какого-либо социально полезного результата. Главный критерий такого поведения видится в наличии конкретных позитивных результатов. Социально-правовая активность определяется высоким уровнем правосознания, глубокой правовой убежденностью, сформированной самостоятельностью, сознательно принятой на себя готовностью использовать предоставленные правом возможности, творчески руководствоваться ими в своем повседневном поведении.

Следует заметить, что в юридической науке  отношение к социально-активному  поведению варьируется от полного  его отрицания до различных трактовок  этого вида правомерного поведения.  
    Понятие правовой активности имеет сложную структуру. Оно включает:

 во-первых, правомерное  поведение, предусмотренное законом;

во-вторых, правомерное поведение, не предусмотренное законом, однако ему не противоречащее.

 Объективная сторона  такого поведения содержит не  просто общественно полезное, целенаправленное, имеющее положительный результат  деяние, а главное - инициативное  со стороны субъекта деяние. Субъективная  же сторона характеризуется не  только осознанием потребностей  и интересов инициативной деятельности, но и готовностью к ней.  
     Изложенное  позволяет определить правовую активность как, с одной стороны, свойство, содержательную характеристику личности, выражающуюся в готовности к активной деятельности в сфере права на основе уважительного отношения к праву, солидарности с его принципами и нормами (внутренний аспект), а с другой - как позитивную, целенаправленную, инициативную, сознательную, в значительной степени творческую и интенсивную деятельность личности, превосходящую обычные требования к возможному и должному поведению, как предусмотренному, так и не предусмотренному нормами права, однако им не противоречащую, объективно направленную на укрепление демократии, законности и правопорядка (внешнее ее проявление).

При анализе правовой активности внутренний и внешний аспекты должны рассматриваться в единстве, ибо внутренняя правовая активность выступает предпосылкой внешнего ее проявления.

Внутренний  аспект правовой активности показывает, как личность, взаимодействуя с правовой средой, «снимает» ее объективные свойства, переносит и закрепляет их в своей структуре, накладывая на них печать субъективных восприятий. Специфика взаимодействия, в котором участвуют, с одной стороны, личность как субъект права, носитель юридических прав и обязанностей, с другой - социально-правовая среда, обусловливает специфическое отражение (как результат этого взаимодействия), нашедшее свое оформление в виде определенных образований, закрепленных в структуре данного субъекта.

 Исходя из того что структура человеческой личности представлена интеллектуальными, эмоциональными и волевыми процессами, а также основываясь на том, что правовая активность обеспечивает участие индивидов в правовой жизни общества, ее (личности) содержание можно охарактеризовать следующими свойствами: информативными (определяющими характер и объем правовых знаний); ценностно-ориентирующими (выражающими правовую позицию личности); поведенческими (обеспечивающими необходимый темп, интенсивность правовой деятельности).

Если  внутренний аспект правовой активности отражает подверженность личности правовому воздействию, восприятие им права и его ценностей, то внешняя сторона правовой активности характеризует обратный процесс: воздействие его носителя сообразно его потребностям и интересам на правовую среду, в ходе которого она претерпевает определенные преобразования. Процесс объективирования правовой активности во внешней среде приобретает определенные формы.13

Участие индивида в политике предопределяется, во-первых, социальным статусом личности, во-вторых, объективными факторами и общественными потребностями.

Социальный  статус личности - собирательное понятие, так как охватывает как правовой статус гражданина, так и статус члена  общественного или иного объединения (общности). Более того, он содержит атрибутивные, функциональные, оценочные и нормативные признаки. Атрибутивные признаки предполагают принадлежность к определенной социальной общности, функциональные - определяют ту роль, которую личность играет, в частности, в политическом процессе.

Оценочные признаки определяют «качество» этой роли, с одной стороны, с точки зрения оценки (престижа) самой личностью, а с другой - с точки зрения оценки со стороны общества. Нормативные же критерии говорят о нормативном, в том числе правовом, регулировании положения человека в обществе, об определении его поведения с позиций права, морали, корпоративности и иных социальных норм.14

Помимо  социального статуса каждый человек  является обладателем личного статуса, который определяет положение личности с точки зрения его оценки и восприятия со стороны родных, знакомых, то есть довольно незначительного числа людей, непосредственно его окружающих. При этом для определения положения человека в гражданском обществе с точки зрения межличностных отношений важно то, что личный статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека, а не дан ему от рождения. Более того, личный статус всегда предопределяет тот или иной интерес, ради которого человек поступает так или иначе, проявляя всю свою разносторонность и индивидуальность.15  
     Отсюда  в основе политико-правового поведения  личности лежит принцип личной инициативы, проявляемой не выходя за рамки социальных и прежде всего правовых норм, и  опора на осознание личностью  собственной ценности и ценности социально-правового статуса.

В сфере политики это проявляется  в том, что индивид осознает общую  социально значимую цель своей деятельности, идентифицируя себя с другими  людьми в процессе совместной деятельности. И в первую очередь речь идет об отождествлении личности с конкретной политической партией, а также о приверженности тому или иному лидеру. 
     При этом политическая социализация во многом предполагает политическую успешность индивида как на личностном уровне, так и в общественном мнении (уровне той или иной группы, организации, территориального образования или общества в целом).

Успешность политической (политико-правовой) социализации проявляется в результативности политико-правового поведения в том или ином обществе и признании таких результатов в окружающей индивида среде или социуме, как соответствующих нормам и ценностям (политическим, правовым, моральным) конкретной социальной группы или общества. 
     Среди факторов, влияющих на активность личности в гражданском обществе, следует  назвать следующие:

1. Экономический фактор  – стабильность экономики, развитие  производства, рост материального благополучия  населения, увеличение рядов среднего класса.

2. Политический фактор  включает в себя эффективную деятельность государственного аппарата, политических партий и других субъектов политической системы общества.

3. Культурно-нравственный  фактор подразумевает уровень  развития культуры, науки,  усиление нравственного климата  в обществе, признание и защиту духовных ценностей, особенности национального менталитета.

4. Информационный фактор охватывает сферу получения  и распространения  разнообразной информации о государстве,  политике, в том числе правовой.

5. Организационный фактор  зависит от уровня развития  и эффективности институциональных  форм общественной  активности индивидов. 
     Безусловно, определенное влияние на политико-правовую активность индивида оказывает менталитет (национальный, личностный), который  обладает устойчивостью во времени  и стабильностью структуры. Это  приводит к тому, что, во-первых, личностный менталитет обладает способностью сопротивляться нововведениям, во-вторых, пассивностью поведения, в-третьих, нередко ведет к психологическому кризису из-за неприятия изменяющихся политических и иных условий повседневной жизни.16 
  
 
 

 

 

 

  1. Правовое просвещение как инструмент формирования правовой активности 

Правовое просвещение представляет собой распространение в обществе знаний о праве и разъяснение положений действующих нормативно-правовых актов, а также практики их применения. Оно включает правовое обучение (преподавание правовых знаний в образовательных заведениях), правовую пропаганду (распространение в доступной форме сведений о правовых актах) и правовое консультирование (разъяснения отдельным гражданам юридических норм).17

К основным формам, используемым исключительно для правового просвещения, относится, например, устная пропаганда правовых знаний. В процессе ее осуществления  специалисты в области права и политики выступают перед гражданами с лекциями и докладами, проводят беседы, тематические вечера и вечера вопросов и ответов, недели, декады и месячники правовых знаний.

Подобные мероприятия организуются по месту жительства, учебы, в трудовых коллективах организаций, учреждений и предприятий различных форм собственности. Немалую пользу приносят встречи с лидерами и активистами общественных объединений. Приоритетными темами являются в том числе состояние и проблемы нормативно-правового регулирования противодействия коррупции и экстремизму, предпринимательской деятельности, трудовых, жилищных, земельных, экологических отношений. Причем обязательно учитывается возраст, национальность, профессия граждан, которым адресуется такая информация.

Рекомендации  по совершенствованию нормативных  правовых актов отслеживаются в ходе научно-практических конференций и семинаров, онлайн- и пресс-конференций, тренинг-семинаров, «круглых столов», парламентских и публичных слушаний. При этом разъясняется порядок реализации правовых норм, состояние правоприменительной практики, меры по укреплению законности и правопорядка.

Наряду  с приведенными формами повышения  правовой культуры граждан в целях  обеспечения их участия в правотворчестве  следует пропагандировать право и разъяснять законодательство.

Есть положительный опыт сотрудничества в сфере правового просвещения граждан  разных правоохранительных структур.18

Существенный  вклад в деятельность по пропаганде правовых знаний вносят уполномоченные по правам человека (омбудсмены), занимающиеся, кроме своих обязанностей по внесудебной защите прав человека, правовым просвещением по вопросам прав человека, форм и методов их защиты.

Уполномоченные, в частности, в школах и вузах выступают с лекциями, проводят семинары на темы об основных направлениях деятельности государственных правозащитных органов, о международных стандартах в области прав человека, осуществляют подготовку, издание и распространение периодических и информационных материалов, просветительской литературы, связанной с охраной и защитой прав человека.19

Познавательная функция состоит в том, что правосознание  как форма отражения  и освоения правовой действительности аккумулирует в себе обширный комплекс знаний об этой действительности, о  праве и его действии, других юридических феноменах. Чем выше у того или иного субъекта правосознание, тем выше уровень его правовой осведомленности, информированности. Причем знания, накапливаемые правосознанием, постоянно углубляются и распространяются, делаются достоянием все более широкого круга физических и юридических лиц. Сюда же входит правовое просвещение населения, подготовка юридических кадров, правовая пропаганда, печатные труды, средства массовой информации. 
     Юристы  имеют дело с правовым воспитанием, которое представляет для них профессиональный интерес и поэтому изучается юридической наукой. Необходимость правового воспитания очевидна. Сегодня в условиях построения правового государства, как никогда раньше, ощущается острая потребность в правовых знаниях, которые так или иначе используются во всех сферах общественной жизни. Усиление правового просвещения населения, преодоление правового нигилизма - одна из задач проводимой в стране правовой реформы.

Информация о работе Правовая активность граждан в современном государстве