Правовая реформа России - сущность, цель и проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – исследовать тенденции и проблематику современной правовой реформы в Российской Федерации.
Задачами курсовой работы являются:
исследовать историю и основные направления современной правовой реформы в Российской Федерации;
рассмотреть содержание законодательной реформы в России;
рассмотреть итоги судебной реформы и административной реформы;
в заключение - подвести итоги по проделанной работе, выделить основные проблемы правовой реформы в Российской Федерации;

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Библиография…………………………………………………………..…5
Глава 1. Предпосылки, становление и развитие
современной правовой реформы в России…………………………………...….9
1.1. Направления правовой реформы………………………………...….9
1.2 Формы и принципы правового реформирования
в России…………………………………………………………………...9
1.3 Проблематика современной правовой реформы………………..…12
1.4 Дальнейшее развитие современной правовой реформы в Российской Федерации………………………………………………………….13
Глава 2. Административная реформа и
Судебно-правовая реформа………………………………………….….16
2.1 Судебно-правовая реформа………………………………………....16
2.2 Итоги судебно-правовой реформы……………………………...….19
2.3 Административная реформа……………………………………...…20
Заключение…………………………………………………………..…..24
Список используемой литературы……………………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

курсач тгп.docx

— 58.29 Кб (Скачать файл)

Ведущим направлением правовой реформы должна стать судебная реформа, целью которой  будет создание по настоящему сильной  и независимой судебной власти, укрепление ее авторитета по всем направлениям. Это отвечает идее правового государства, ибо суд - важнейший гарант прав человека и как орган власти способен эффективно выполнять свою роль, упреждающую скатывание исполнительной власти к диктату. Поэтому невозможно существование правового государства без сильного и по настоящему независимого суда от исполнительной и законодательной властей.      

Согласно  статье 10 Конституции РФ и части 2 ст. 1 Федерального закона "О статусе  судей в Российской Федерации" судебная власть самостоятельна, должна действовать независимо от законодательной и исполнительной властей.

 
  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Предпосылки, становление  и развитие   
современной правовой реформы в России

 

1.1. Направления правовой реформы

 

Современную правовую реформу можно  разделить на два основных и самых  важных направления:

1) законодательная реформа;

2) судебная реформа.

Оба эти направления правового  реформирования тесно связаны и  переплетены друг с другом. Так, невозможно судебное реформирование без создания соответствующей законодательной  базы, как и воплощение норм закона невозможно без судебной системы. Поэтому  в данной работе, рассмотрены именно эти два направления современной  правовой реформы.

Правовая реформа, как и любое  другое кардинальное преобразование, представляет собой смену ранее  существующих правовых принципов.

Изменение государственного устройства и экономических отношений в  России в начале 90-х годов существенно  отразилось на российском законодательстве. Жизнь утверждала новые формы  собственности и новые правоотношения, которые не регулировались действовавшими правовыми актами. Появились новые  отрасли законодательства Российской Федерации, другие же были существенно  пересмотрены.

Становление новой правовой системы, ориентированной на достижение политической и экономической свободы личности, определили главные направления  начавшейся судебно-правовой реформы - обеспечение верховенства закона на всей территории Российской Федерации  и создание условий для свободного и независимого отправления правосудия.

 

1.2 Формы и принципы правового  реформирования в  России

 
           Правовая  реформа предполагает кардинальное преобразование, смену ранее существующих принципов построения какой-либо системы. Реформа – «преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры».

Российская Федерация  есть правовое государство. Эта характеристика, долгое время считавшаяся неприемлемой буржуазной выдумкой для обмана трудящихся при современном капитализме, теперь принята и у нас. Зато отвергнуто отождествление права с законом, открывавшее путь к подмене права, которое законодатель обязан соблюдать, законом, который законодатели принимают  произвольно. Правовое государство  не есть просто государство, соблюдающее  законы. Это общество и государство, признающие право как исторически  развивающуюся в общественном сознании, расширяющуюся меру свободы и  справедливости, выраженную именно в законах, подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека, демократии, рыночного хозяйства и т.п. Идея господства права в жизни общества и государства - это современный этап тысячелетних поисков сверхисточника для государственного нормотворчества. Его видели то в божественной воле, то в воле народа, то в экономическом базисе.

Главным компонентом и одновременно центром, ядром правовой системы является субъект права или, шире, субъект правовой системы. Прежде всего — это человек в его юридическом качестве носителя субъективных юридических прав и обязанностей и участника правовых отношений, т.е. субъект, обладающий способностью иметь права и обязанности, реально имеющий и своими собственными действиями осуществляющий эти права и обязанности.

По  тому, какие лица и организации  признаются субъектами права, каким  объемом прав и свобод они наделены и реально обладают, пользуются, можно судить о данной правовой системе. Например, в рабовладельческих обществах раб не был субъектом права. Лишь в ходе буржуазных революций было провозглашено формальное равенство всех лиц независимо от их социального положения, национального происхождения, вероисповедания и других различий. Объем юридической свободы субъектов права служит тем основанием, по которому в истории права выделяются эпохи и типы правовой культуры.

Необходимость осуществления правовой реформы  в стране обусловливается глубокими изменениями экономической системы, конституционного строя Российской Федерации, демократическими преобразованиями государственной и общественной жизни. Провозглашение России правовым государством, верховенства закона, принципа разделения властей предполагает серьезные правовые изменения по самым различным направлениям.

Юридическое сообщество нашей страны уже длительное время бурно дискутирует по поводу правовой реформы. Прежде чем принять  в этом участие, есть смысл вспомнить, что единственно разумной целью  реформы любой действующей общественной системы может быть лишь повышение ее эффективности. Только когда эта цель является определяющей, тогда успех реформы действующей системы может быть обеспечен.

Рыночная  экономика не может быть создана  без правовых гарантий стабильности собственности и предсказуемости  предпринимательской активности, с одной стороны, и эффективного разумного правового регулирования экономических процессов, - с другой. Поэтому правовая реформа должна решать в первую очередь вопросы экономического развития страны и создания гражданского общества. К числу концептуальных принципов правовой реформы нужно отнести активную адаптацию правовых стандартов Европы к российскому законодательству. Это должно стать столпом правовой реформы.

Правда, эффективность проводимой правовой реформы определяется несколько  иными категориями, чем экономика. Прежде всего это создание такой правовой системы, которая способна защищать конституционные права и законные интересы граждан как от преступных посягательств, так и от незаконных действий органов власти, их должностных лиц и других граждан.

Любая реформа, в том числе правовая, может и должна проводиться с  исключительной целью - обеспечение  системы прав человека в обществе, гарантий прав и законных интересов  личности.

Масштабная  правовая реформа предусматривалась  еще Указом Президента РФ от 6 июля 1995 г. N 673 О "разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации". В нем как основные элементы концепции правовой реформы были определены вопросы правового обеспечения ряда важнейших направлений формирования и функционирования российской государственности и развития полноценного гражданского общества, а именно:

  • законодательное обеспечение системы прав человека в обществе, прежде  всего реальных гарантий прав  и законных интересов личности;
  • реформирование государственного управления,в том числе          совершенствование  системы государственной регистрации  общественных объединений и других юридических лиц и контроля за их деятельностью;
  • создание целостной правовой  базы организации и деятельности судебной системы и органов  юстиции;
  • обеспечение координации нормотворческой  деятельности           федеральных органов  государственной власти, а также федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • формирование правовой базы и  институциональная реформа       правоохранительной  системы для усиления борьбы  с преступностью;
  • конкретизация основ федерализма  в Российской Федерации;
  • выработка принципиальных направлений  и форм осуществления реформы  местного самоуправления;
  • дальнейшее системное правовое обеспечение развития экономии;
  • развитие системы правового воспитания, в том числе укрепление системы юридического образования и юридической науки и др.

Все эти положения актуальны и  через десятилетие - в настоящее  время.

Переживаемый  российским государством и обществом  в 90-х годах прошлого века системный  кризис в самых различных отраслях - экономики, государственности, правовой системы и т.д. - до сих пор полностью не преодолен. Российская политическая и экономическая элита не смогла даже с помощью иностранных специалистов предложить эффективные программы выхода из кризиса, долгосрочную перспективную стратегию развития страны в XXI веке.

Отсутствие четких ориентиров, в каком направлении  в целом 

необходимо развиваться  российскому обществу и государству, стало наиглавнейшей причиной низкой эффективности реализации реформ в России.

 
1.3 Проблематика современной правовой реформы

 

Современный этап правовой реформы, как  и любое динамически развивающееся  преобразование, наполнен большим количеством  вопросов и проблем. Среди них  проблемы финансирования, проблемы дальнейшего  направления развития реформирования, и проблемы противоречий в сложившейся  национальной судебной системе.

Одна из проблем - это дальнейшее рациональное развитие законодательства о судоустройстве, о судебной системе  в целом, о разграничении полномочий и предметов веденья. Важно, чтобы  вновь принимаемое законодательство не шло в разрез с принципами заложенным в Конституции Российской Федерации  и международными принципами. Важно  также и то, чтобы вновь принимаемое  законодательство носило не декларативный  характер, а обладало действенной  юридической силой с соответствующим  механизмом реализации.

До настоящего времени не решена проблема, связанная с реализацией  конституционного права каждого  на квалифицированную юридическую  помощь. Проект федерального закона “Об  адвокатуре в Российской Федерации” обсуждается в Государственной  Думе в течение нескольких лет, перспектива  принятия его не ясна, а, следовательно, остаются нерешенными не только вопросы  получения квалифицированной юридической  помощи, но и вопросы относительно порядка оказания такой помощи бесплатно  для малоимущих слоев населения. Предложения о создании в этих целях муниципальной адвокатуры не воспринимаются. Продолжаются дискуссии  по поводу построения адвокатуры, тогда  как решение вопроса о реализации конституционного права граждан  на квалифицированную юридическую  помощь отодвигается на второй план.

Сейчас, когда нормотворчество  в Российской Федерации и ее субъектов  переживает пик своей активности, как никогда нужны основы развивающейся  правовой реформы. Кончено главной  такой основой выступает Конституция  Российской Федерации, но в рамках основного  закона просто невозможно включить все  аспекты механизма нормотворчества. Так нигде на уровне Закона не определено: что такое «закон», что такое  «законодательство» и как оно  соотносится с понятием «подзаконные акты»?Поэтому одной из проблем  современной правовой реформы является отсутствие Закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации», закона, который бы стал не просто результатом современной правовой реформы, а ее инструментом и основой.

Закон должен установить иерархию, основные правила взаимодействия нормативных  актов и принципы нормотворчества. По мнению Лукъяновой Е.А. он мог бы стать базовым для целой серии  будущих законов и иных нормативных  актов, которые, возможно (и желательно), будут в нем прямо названы. Это, например, уже внесенный Президентом  РФ в порядке законодательной  инициативы закон "О порядке приятия  федеральных конституционных законов  и федеральных законов Российской Федерации", Правила законодательной  техники, закон "О систематизации и кодификации нормативных правовых актов", закон "О языке законов" (или "О юридических терминах") и другие. Поэтапное освоение каждой из позиций хоть и отдаляет желанную перспективу, но, в то же время, переводит  ее из разряда утопических в категорию  вполне реальных.

Одной из проблем современной правовой реформы стали противоречия в  национальной системе законодательства Российской Федерации. Бурное нормотворчество, как центра (самой Российской Федерации), так и ее субъектов, привело к  массе противоречий в национальной системе России: субъекты принимали  свои кодексы, задолго опережая центр.

Решением данной проблемы будет, дальнейшая работа Конституционного суда РФ, действенное  нормотворчество центра. В правовом государстве не должно быть таких  явных и зачастую кардинальных противоречий между федеральным и республиканским  законодательством. Поэтому одним  из направлений современно правовой реформы должно стать устранение таких противоречий. И в их устранении должны принять участие, как центр, так и субъекты.

Таким образом, стратегическими целями развития правовой реформы сегодня  также являются:

1) построение такого государственно-правового  механизма, который был бы действительно  направлен на реальное обеспечение  провозглашенного Конституцией  РФ положения о правах человека  как высшей ценности;

2) отработка системы реального  воздействия человека на государство  через институты гражданского  общества, которые пока находятся  в стадии становления.

Обе задачи глобальные и  долговременные.

 

 

1.4 Дальнейшее развитие современной правовой реформы в Российской Федерации

 

Основное направление современной  правовой реформы - развитие и укрепление судебной системы как самостоятельной  ветви государственной власти, создание условий для осуществления ею независимой и эффективной деятельности по обеспечению защиты прав и свобод, закрепленных в Конституции Российской Федерации, вытекающих из международных договоров Российской Федерации.

Информация о работе Правовая реформа России - сущность, цель и проблемы