Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 14:45, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – исследовать тенденции и проблематику современной правовой реформы в Российской Федерации.
Задачами курсовой работы являются:
исследовать историю и основные направления современной правовой реформы в Российской Федерации;
рассмотреть содержание законодательной реформы в России;
рассмотреть итоги судебной реформы и административной реформы;
в заключение - подвести итоги по проделанной работе, выделить основные проблемы правовой реформы в Российской Федерации;
Введение…………………………………………………………………...3
Библиография…………………………………………………………..…5
Глава 1. Предпосылки, становление и развитие
современной правовой реформы в России…………………………………...….9
1.1. Направления правовой реформы………………………………...….9
1.2 Формы и принципы правового реформирования
в России…………………………………………………………………...9
1.3 Проблематика современной правовой реформы………………..…12
1.4 Дальнейшее развитие современной правовой реформы в Российской Федерации………………………………………………………….13
Глава 2. Административная реформа и
Судебно-правовая реформа………………………………………….….16
2.1 Судебно-правовая реформа………………………………………....16
2.2 Итоги судебно-правовой реформы……………………………...….19
2.3 Административная реформа……………………………………...…20
Заключение…………………………………………………………..…..24
Список используемой литературы……………………………………...26
Ведущим направлением правовой реформы должна стать судебная реформа, целью которой будет создание по настоящему сильной и независимой судебной власти, укрепление ее авторитета по всем направлениям. Это отвечает идее правового государства, ибо суд - важнейший гарант прав человека и как орган власти способен эффективно выполнять свою роль, упреждающую скатывание исполнительной власти к диктату. Поэтому невозможно существование правового государства без сильного и по настоящему независимого суда от исполнительной и законодательной властей.
Согласно статье 10 Конституции РФ и части 2 ст. 1 Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации" судебная власть самостоятельна, должна действовать независимо от законодательной и исполнительной властей.
Глава 1. Предпосылки,
становление и развитие
современной правовой реформы в России
1.1. Направления правовой реформы
Современную правовую реформу можно разделить на два основных и самых важных направления:
1) законодательная реформа;
2) судебная реформа.
Оба эти направления правового
реформирования тесно связаны и
переплетены друг с другом. Так, невозможно
судебное реформирование без создания
соответствующей
Правовая реформа, как и любое другое кардинальное преобразование, представляет собой смену ранее существующих правовых принципов.
Изменение государственного устройства
и экономических отношений в
России в начале 90-х годов существенно
отразилось на российском законодательстве.
Жизнь утверждала новые формы
собственности и новые
Становление новой правовой системы,
ориентированной на достижение политической
и экономической свободы
1.2 Формы и принципы правового реформирования в России
Правовая реформа предполагает
кардинальное преобразование, смену ранее
существующих принципов построения какой-либо
системы. Реформа – «преобразование, изменение,
переустройство какой-либо стороны общественной
жизни (порядков, институтов, учреждений),
не уничтожающее основ существующей социальной
структуры».
Российская Федерация есть правовое государство. Эта характеристика, долгое время считавшаяся неприемлемой буржуазной выдумкой для обмана трудящихся при современном капитализме, теперь принята и у нас. Зато отвергнуто отождествление права с законом, открывавшее путь к подмене права, которое законодатель обязан соблюдать, законом, который законодатели принимают произвольно. Правовое государство не есть просто государство, соблюдающее законы. Это общество и государство, признающие право как исторически развивающуюся в общественном сознании, расширяющуюся меру свободы и справедливости, выраженную именно в законах, подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека, демократии, рыночного хозяйства и т.п. Идея господства права в жизни общества и государства - это современный этап тысячелетних поисков сверхисточника для государственного нормотворчества. Его видели то в божественной воле, то в воле народа, то в экономическом базисе.
Главным компонентом и одновременно центром, ядром правовой системы является субъект права или, шире, субъект правовой системы. Прежде всего — это человек в его юридическом качестве носителя субъективных юридических прав и обязанностей и участника правовых отношений, т.е. субъект, обладающий способностью иметь права и обязанности, реально имеющий и своими собственными действиями осуществляющий эти права и обязанности.
По тому, какие лица и организации признаются субъектами права, каким объемом прав и свобод они наделены и реально обладают, пользуются, можно судить о данной правовой системе. Например, в рабовладельческих обществах раб не был субъектом права. Лишь в ходе буржуазных революций было провозглашено формальное равенство всех лиц независимо от их социального положения, национального происхождения, вероисповедания и других различий. Объем юридической свободы субъектов права служит тем основанием, по которому в истории права выделяются эпохи и типы правовой культуры.
Необходимость осуществления правовой
реформы в стране обусловливается глубокими
Юридическое сообщество нашей страны
уже длительное время бурно дискутирует по
поводу правовой реформы. Прежде чем принять
в этом участие, есть смысл вспомнить, что единственно разумной
целью реформы любой действующей
Рыночная экономика не может быть
создана без правовых гарантий стабильности
собственности и
Правда, эффективность проводимой правовой реформы определяется несколько иными категориями, чем экономика. Прежде всего это создание такой правовой системы, которая способна защищать конституционные права и законные интересы граждан как от преступных посягательств, так и от незаконных действий органов власти, их должностных лиц и других граждан.
Любая реформа, в том числе правовая, может и должна проводиться с исключительной целью - обеспечение системы прав человека в обществе, гарантий прав и законных интересов личности.
Масштабная правовая реформа предусматривалась еще Указом Президента РФ от 6 июля 1995 г. N 673 О "разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации". В нем как основные элементы концепции правовой реформы были определены вопросы правового обеспечения ряда важнейших направлений формирования и функционирования российской государственности и развития полноценного гражданского общества, а именно:
Все эти положения актуальны и через десятилетие - в настоящее время.
Переживаемый российским государством и обществом в 90-х годах прошлого века системный кризис в самых различных отраслях - экономики, государственности, правовой системы и т.д. - до сих пор полностью не преодолен. Российская политическая и экономическая элита не смогла даже с помощью иностранных специалистов предложить эффективные программы выхода из кризиса, долгосрочную перспективную стратегию развития страны в XXI веке.
Отсутствие четких ориентиров, в каком направлении в целом
необходимо развиваться российскому обществу и государству, стало наиглавнейшей причиной низкой эффективности реализации реформ в России.
1.3 Проблематика современной
правовой реформы
Современный этап правовой реформы, как
и любое динамически
Одна из проблем - это дальнейшее
рациональное развитие законодательства
о судоустройстве, о судебной системе
в целом, о разграничении полномочий
и предметов веденья. Важно, чтобы
вновь принимаемое
До настоящего времени не решена
проблема, связанная с реализацией
конституционного права каждого
на квалифицированную юридическую
помощь. Проект федерального закона “Об
адвокатуре в Российской Федерации”
обсуждается в Государственной
Думе в течение нескольких лет, перспектива
принятия его не ясна, а, следовательно,
остаются нерешенными не только вопросы
получения квалифицированной
Сейчас, когда нормотворчество
в Российской Федерации и ее субъектов
переживает пик своей активности,
как никогда нужны основы развивающейся
правовой реформы. Кончено главной
такой основой выступает
Закон должен установить иерархию, основные
правила взаимодействия нормативных
актов и принципы нормотворчества.
По мнению Лукъяновой Е.А. он мог бы
стать базовым для целой серии
будущих законов и иных нормативных
актов, которые, возможно (и желательно),
будут в нем прямо названы.
Это, например, уже внесенный Президентом
РФ в порядке законодательной
инициативы закон "О порядке приятия
федеральных конституционных
Одной из проблем современной правовой реформы стали противоречия в национальной системе законодательства Российской Федерации. Бурное нормотворчество, как центра (самой Российской Федерации), так и ее субъектов, привело к массе противоречий в национальной системе России: субъекты принимали свои кодексы, задолго опережая центр.
Решением данной проблемы будет, дальнейшая
работа Конституционного суда РФ, действенное
нормотворчество центра. В правовом
государстве не должно быть таких
явных и зачастую кардинальных противоречий
между федеральным и
Таким образом, стратегическими целями развития правовой реформы сегодня также являются:
1) построение такого
2) отработка системы реального
воздействия человека на
Обе задачи глобальные и долговременные.
1.4 Дальнейшее развитие современной правовой реформы в Российской Федерации
Основное направление
Информация о работе Правовая реформа России - сущность, цель и проблемы