Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:31, реферат
цель: расширить свой кругозор по - этому актуальному вопросу, ознакомиться с различной литературой, узнать новых авторов, а главное – найти ответ на вопрос о возможности реального достижения правового государства, и если да, то каким образом этого достичь.
Для раскрытия сущности правового государства будут последовательно рассмотрены следующие задачи:
- рассмотреть возникновение идеи правового государства;
- дать понятие и изложить признаки правового государства;
- характеристика гражданского общества и основные этапы, тенденции и перспективы развития права и государства в гражданском обществе;
- охарактеризовать разделение властей и права и свободы в правовом государстве;
- основные черты правового государства и его формирование в России.
Введение
Данная тема сегодня очень актуальна, так как эта курсовая работа является анализом исследований при рассмотрении основ, понятия и признаков правового государства. Правовое государство - это государство, самоограничивающее себя правом; государство, имеющее экономическую, политическую и социальную основы. Государство, обладающее четырьмя основными признаками: разделение властей; верховенство закона; взаимная ответственность государства и личности и гарантия прав и свобод личности.
Я поставила перед собой цель: расширить свой кругозор по - этому актуальному вопросу, ознакомиться с различной литературой, узнать новых авторов, а главное – найти ответ на вопрос о возможности реального достижения правового государства, и если да, то каким образом этого достичь.
Для раскрытия сущности правового государства будут последовательно рассмотрены следующие задачи:
- рассмотреть возникновение идеи правового государства;
- дать понятие и изложить признаки правового государства;
- характеристика гражданского общества и основные этапы, тенденции и перспективы развития права и государства в гражданском обществе;
- охарактеризовать разделение властей и права и свободы в правовом государстве;
- основные черты правового государства и его формирование в России.
Объектом исследования является комплекс общественных, государственно-правовых отношений, связанных с теоретическими и практическими проблемами формирования правового государства.
Предмет исследования составляют политико-правовые идеи, теоретические положения, нормативные правовые акты по вопросам (проблемам) формирования правового государства.
Степень изученности данной темы достаточна высока. В настоящее время проблемы становления правового государства в РФ все чаще становятся предметом диссертационных исследований. Наиболее значимые среди них работы Л.М.Карапетяна «Федеративное устройство Российского государства» (М., 2007); С.Н.Бабурина «Территория государства: правовые и геополитические проблемы» (М., 2005); В.Н. Синюкова «Российская правовая система (вопросы теории)» (Саратов, 2005); Э.П.Доржиева «Федерализм в России: территориально-правовой аспект» (М., 2007); С.В.Вавилова «Конституционно-правовое развитие российского федерализма» (М., 2007); А.Н.Кима «Конституционно-правовое регулирование разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами: территориально-правовые и организационные аспекты» (М., 2005); И.А. Умновой «Конституционные основы современного российского федерализма» (М., 2006).
Новизна предложенной работы заключается в попытки осмыслить и оценить все значение и всю важность данной проблемы, проблемы «правового государства». Они всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и волнуют сейчас, в наше время. Научная новизна работы обусловливается тем, что в ней в систематизированном виде представлены особенности формирования правовых отношений в правовом государстве на различных этапах ее исторического развития.
Практическая значимость исследования состоит в том, что рекомендации, результаты и выводы научного анализа могут быть использованы в целях оптимизации деятельности законодательных и исполнительных органов власти, в научно-практической деятельности аналитических центров, исследующих проблемы становления и развития правового государства.
Методологическую основу исследования составляют:
- диалектико-материалистический метод познания;
- совокупность системного и комплексного методов;
- логический;
- исторический;
- сравнительный;
- формально - юридический и другие методы.
Структура курсовой работы включает: введение, три главы, заключение, список использованной литературы.
1. Понятия правового государства
1.1 Развитие концепции правового государства
Первые представления о правовом государстве как об определенном государственном устройстве, осуществляющем свою деятельность на основе закона, стали формироваться еще в Древнем мире. Значительное влияние на формирование теоретических представлений, а затем и практики правовой государственности, оказали политико-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима, античный опыт демократии. Идею единения силы и права в организации Афинского государства на демократических началах проводил в своих реформах уже в VI веке до н. э. древнегреческий архонт Солон, один из знаменитых семи греческих мудрецов.
Главное направление поиска таких мыслителей античности, как Сократ, Платон, Аристотель и другие, связано со стремлением к более совершенным и справедливым формам общественной жизни. Античные философы последовательно отстаивали мысль о том, что государственность вообще возможна лишь там, где господствуют справедливые законы. Они старались найти такое взаимодействие между правом и государственной властью, которое бы обеспечивало гармоничное функционирование общества и при котором закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.
Самое раннее из дошедших до нас определений государства как правового сообщества принадлежит Цицерону. В своем труде «О государстве» он писал о том, что государство (res publica)1 есть дело народа как «соединения многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов».
Таким образом, ряд идей правовой государственности появился уже в античном мире, а теоретически развитые концепции и доктрины правового государства были сформулированы уже в условиях перехода от феодализма к капитализму и возникновения нового социально-политического строя.
В период буржуазных революций возникают новые подходы к идее правового государства. В борьбе с абсолютизмом рождается идея правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.
Значительный вклад в теорию правового государства в этот период внесли Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и другие видные мыслители XVIII—XIX вв. С их именами связана разработка нескольких важных идей: естественных прав человека, народного суверенитета, разделения властей.
Размышляя о пределах государственной власти, Д. Локк среди неотчуждаемых прав особо выделяет собственность, свободу мнений. Любое покушение на право собственности (лишение части собственности, повышение налогов) рассматривается как проявление деспотизма. Чтобы не допустить злоупотребления властей, он предлагает не соединять законодательную и исполнительную власть и подчинить законодателей действию ими же созданных законов, осуществляемых исполнительной властью. Другим средством от произвола, по Локку, является законность. «Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества2». Наконец, Локк решительно отстаивает и право народа на разрыв соглашении правительством, и право на восстание для восстановления свободы.
С именем Монтескье связано детальное обоснование принципа разделения властей и идеи правления законов. Согласно Монтескье, главная цель государства — примирять противоречия, возникающие между людьми в обществе, и разрешать споры между частными лицами правовым путем, используя силу, если кто-то не пожелает подчиняться правопорядку.
Он первый во Франции стал разрабатывать систему светских правовых взглядов, противопоставляя феодальному произволу естественное право и идеалы Просвещения.
На качественно новую ступень обоснование идеала правового государства было поднято в теории родоначальника классической немецкой философии Эммануила Канта (1724-1804 гг.). Согласно знаменитому определению государства, сформулированному Кантом в «Метафизике нравов», оно представляет собой «объединение множества людей, подчиненных правовым 3». Хотя Кант не употреблял еще термина «правовое государство», он использовал такие близкие по смыслу понятия, как «правовое гражданское общество», «прочное в правовом отношении государственное устройство», «гражданско-правовое состояние». Особенность кантовского определения заключалась в том, что конститутивным признаком государства здесь было названо верховенство правового закона. Его основополагающие идеи о роли государства базировались на представлении о том, что, каждый человек является абсолютной ценностью; никто не может рассматриваться в качестве средства или орудия для выполнения хотя бы и самых благороднейших планов. Все то, что ограничивает произвол одного по отношению к другому на основе категорического императива, по Канту, и есть право. Государство, по Канту не должно опекать подданных, посягать на их самостоятельность в обеспечении себе средств к существованию.
Термин «правовое государство» (по-немецки - Rechtstaat) ввел в научный оборот Роберт фон Моль, и он прочно утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в.
В русской политико-правовой мысли тема правового государства поднималась трудах Д.И. Писарева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, А.И. Радищева, П.И. Пестеля, Н.М. Муравьева и других мыслителей.
В завершенном виде русская
концепция правового
Большинство из них принадлежали к представителям русского либерализма. Либерализм в России во второй половине XIX веке стремился преобразовать государственный строй Российской империи в соответствии с образцами европейского пути развития.
Основными идеями либеральных доктрин были права и свободы личности, светский характер общества, политический плюрализм, всеобщее избирательное право, парламент, правовое государство и режим законности.
Наиболее известной фигурой либеральных мыслителей второй половины XIX веке является Б.Н. Чичерин. Он обладал необычайной широтой научных интересов, и его работы в области права не потеряли своего теоретического и практического значения до сегодняшнего дня. Б.Н. Чичерин исходил из необходимости приоритета государства в осуществлении общественных преобразований, выступал за парламентский и конституционный строй, считал, что правом определяется область свободы человека. По его мнению, начала права вытекают из природы человеческой личности и определяют взаимные отношения свободы разумных существ.
В специально посвященной правовому государству работе В. Гессен подробно рассмотрел сущность государственности такого типа и ее отличительные черты. По мнению этого известного ученого, государство путем своих законов связывает и обязывает ими не только подчиненных ему индивидов, но вместе с тем и самого себя. Закон налагает известные обязанности на граждан, предоставляя соответственные права правительству; но в то же время закон налагает известные обязанности на правительство, предоставляя гражданам соответственные права. «Государство, в лице своей правительственной власти, так же подчинено закону, как каждый, в отдельности, 4», - считал Гессен. По мнению Гессена, реализация этого принципа возможна только в условиях обособления власти, в условиях конституционного государственного строя.
Опираясь на научный потенциал
прошлого и настоящего, практический
опыт построения и функционирования правовой
государственности
1.2 Основные черты правового государства
Правовое государство является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Как считает один из известных российских правоведов Воротилин Е.А., суть правового государства в том, что оно охраняет правопорядок, обеспечивающий свободу и равенство членов общества, отнюдь не навязывая им общеобязательных представлений об общем благе и путях его 5.
Соответственно соотношение
права и государства в
Профессор B.C. Нерсесянц определяет правовое государство как «правовую форму организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод человека и 7».
Итак, правовое государство - это такая форма организации государственной жизни, которая строится на основе норм права. В чем же заключается отличие правового государства от государства как такового?
Государство как таковое
характеризуется его