Правовое регулирование общественных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Мы живем в стране, где право является особым и главным государственным регулятором общественных отношений. Опираясь на право, действуя в соответствии с правом, и не противореча ему, в условиях цивилизации достигается такая организованность общества, при которой реализуется демократия, экономическая свобода личности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3
1. Понятие правового регулирования общественных отношений…………….5
1.1. Правовое регулирование как особый вид социального регулирования….6
1.2. Предмет правового регулирования…………………………………………8
1.3. Пределы правового регулирования………………………………………..11
2. Механизм правового регулирования общественных отношений……….....12
2.1. Понятие механизма правового регулирования…………………………....12
2.2. Элементы механизма правового регулирования……………………...…..21
3. Методы, способы и типы правового регулирования……………………….28
Заключение…………………………………………………………………….…31
Список использованной литературы…………………………………………...33

Вложенные файлы: 1 файл

Содержани2.docx

— 65.27 Кб (Скачать файл)

Можно предположить, что понятие  МПР (при инструментальной его интерпретации) наряду с понятием права представляет собой своего рода активный центр  единого, целостного содержания общей  теории права. Конкретизировано воплощая требования материалистической диалектики в правоведении, эта категория  способна объединить весь разноплановый  общетеоретический материал и, в  частности, - что особенно важно - интегрировать  в единое, целостное содержание общей  теории права также обобщенные научные  данные по вопросам догмы права и  техники юриспруденции.

Это, надо полагать, и получилось в  той трактовке МПР, которая предложена Б.В. Дрейшевым. Охарактеризовав в  качестве «системы правового регулирования» то, что другими авторами рассматривается  как его «механизм», Б.В. Дрейшев  сводит последний к системе одних  правоотношений (правотворческих, регулятивных, охранительных).14 Однако правоотношения, между разновидностями которых действительно существует связь, представляют собой лишь одно из звеньев сложного процесса правового регулирования, и оно как таковое не способно отразить все богатство юридического инструментария, участвующего в этом процессе.

В юридической литературе обращено внимание на значение для поведения  людей стимулов, которые выражены в праве и мощность которых  должна превышать мощность антистимулов. Вряд ли, однако, правильно рассматривать в одном ряду в качестве положительных стимулов все правовые средства воздействия на осознанные интересы, включая юридическую ответственность.15 Здесь как раз нужен четкий дифференцированный подход. И в социально-политическом и в специально-юридическом планах в высшей степени важно различать, с одной стороны, позитивное обязывание и следующие за ним меры государственно-принудительного воздействия - правовые средства «навязывающего» характера, а с другой стороны, дозволения и запреты - правовые средства, призванные в своем единстве давать простор для инициативы и самостоятельности субъектов, приводить в действие всю систему материальных и духовных стимулов. Изложенные в указанной книге правила о мощности стимулов, их действии до «порога ощущения» и др.16 весьма по-разному проявляются в зависимости от упомянутых особенностей юридического инструментария.

Вряд ли прав В.М. Баранов, полагающий, что уполномочивающие (управомочивающие) нормы тем отличаются от конструируемых им поощрительных норм, что первые только дозволяют определенный вариант  повеления.17 Между тем управомочивающие нормы в зависимости от всего комплекса находящихся с ними в связи юридических предписаний вполне могут содержать одобрение данного варианта поведения и, следовательно, предполагать возможность поощрения, обеспечиваемого, однако, иными юридическими предписаниями, в том числе обязывающими. Автор справедливо замечает, что по ряду вопросов подобный подход лишний раз подтвердил то, что марксистской теории известно давным-давно.

По мнению Ю.А. Тихомирова, «механизм  действия права включает в себя процесс  материального осуществления принципов, актов, норм в результате экономического, социального и научно-технического развития, процесс юридический, процесс  организационно-структурной перестройки, процесс идеологического и социально-психологического воздействия правовой системы».18

Таким образом, механизм правового  регулирования - это система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления  препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

 

2.2. Элементы механизма правового регулирования

 

Вопрос об элементах механизма правового регулирования - это вопрос о его структуре, составе и соотношении входящих в него правовых явлений.

Поскольку речь идет об инструментальной характеристике механизма правового регулирования, то вполне понятно, что его содержание складывается из средств (инструментов) юридического воздействия, т.е. таких правовых явлений, которые «работают» в правовом опосредствовании общественных отношений.

Отграничивая элементы механизма правового регулирования от иных правовых явлений, важно обратить внимание на следующие их черты.19

Институционность: к элементам  механизма правового регулирования относятся средства - то, что выражает субстанциональную, статическую сторону правовой системы. Поэтому правовые явления-процессы (например, правотворчество и применение права) при всей их важности в правовом регулировании входят в механизме правового регулирования не непосредственно, а в виде актов, технико-юридических средств и т.д.

Конкретная функциональность: к  элементам механизма правового регулирования относятся правовые явления, которые реально функционируют. Поэтому общие, глобальные правовые явления, например законность, правосознание, при всем их определяющем значении в правовой системе, выступают не в виде элементов механизма правового регулирования, а в виде, так сказать, его среды, общего фона - фактора, присоединяющегося к тому или иному элементу в процессе его функционирования.

Исходный пункт при анализе  механизма правового регулирования - это выделение основных его элементов.

Правда, в юридической литературе была предпринята попытка при  освещении механизма правового регулирования просто собрать разноплановые правовые явления вместе и охарактеризовать их в одном ряду, причем независимо от их особенностей и ранга, т.е. изобразить в качестве однопорядковых и правотворчество, и юридические нормы, и законность, и правоотношения и т.д. Такой подход к механизма правового регулирования, однако, не позволяет обрисовать его в виде функционирующей системы, вычленить в ней определяющие структурные связи.20

Первоочередная задача при системном  анализе механизмов правового регулирования как раз состоит в том, чтобы, обособив средства правового воздействия, выделить среди них узловые элементы, своего рода «пункты сосредоточения». И это вовсе не означает, что правовые явления, не отнесенные к основным, низводятся до уровня второстепенных. Суть вопроса в ином: выделение в механизме правового регулирования основных элементов позволяет выяснить главные специфические функции, выполняемые средствами правового воздействия, их «роли» в процессе правового регулирования, их определяющие структурные связи. А это дает возможность привязать все иные правовые явления к тому или иному основному звену, охарактеризовать их под углом зрения тех специфических функций, которые являются центральными на данном участке процесса правового регулирования.

Каков же критерий для выделения  основных элементов механизмов правового регулирования?

Здесь следует исходить из того, что  правовое регулирование представляет собой длящийся процесс, распадающийся  на ряд этапов, стадий. Последние  и могут служить критерием  для обособления ключевых элементов  механизма правового воздействия.

В процессе правового регулирования  весьма отчетливо выделяются как  минимум три главные стадии:21

- стадия формирования и действия  юридических норм, характеризующаяся  тем, что введенные в правовую  систему нормы общим образом  регламентируют, направляют поведение  участников общественных отношений,  устанавливают для них тот  или иной правовой режим;

- стадия возникновения прав  и обязанностей (правоотношений), характеризующаяся  тем, что на основе юридических  норм при наличии предусмотренных  обстоятельств (юридических фактов) у конкретных субъектов возникают  права и обязанности - индивидуализированные  меры поведения;

- стадия реализации прав и  обязанностей, характеризующаяся тем,  что программы поведения, которые  заложены в юридических нормах  и затем выражены в конкретных  мерах поведения для данных  субъектов (в правах и обязанностях), воплощаются в жизнь, осуществляются  в фактическом поведении участников  общественных отношений, становятся  реальностью.

Кроме того, нередко возникает необходимость  в дополнительной, факультативной, четвертой стадии, которая либо предшествует возникновению правоотношений, либо призвана обеспечить их реализацию. Это - стадия применения права, характеризующаяся  тем, что компетентный властный орган (прежде всего суд) издает властный индивидуальный акт.

В соответствии с указанными стадиями правового регулирования четко  выделяются три, а с учетом особой, факультативной стадии - стадии применения права - четыре основных элемента механизма правового регулирования: юридические нормы; индивидуальные предписания применения права (факультативный элемент); правоотношения; акты реализации прав и обязанностей.

Каждый из основных элементов механизма правового регулирования выполняет в процессе правового регулирования свои, специфические функции.

Юридические нормы представляют собой  основу, исходную юридическую базу регулирования, с которой в юридической  области «все начинается». При их помощи вводится тот или иной режим, программируется, нормативно направляется поведение участников общественных отношений в соответствии с заложенной в нормах идеальной моделью такого поведения. В нормах, кроме того, предусматриваются все те последующие  юридические средства, которые образуют иные элементы механизма правового регулирования. От того, каков вид нормы, ее характер, зависят юридическое содержание, весь строй регулирования.

Индивидуальные предписания применения права - объективные результаты властных действий судов и иных компетентных органов, которые обеспечивают реализацию требований юридических норм, а именно: во властно-принудительном порядке  либо обеспечивают возникновение правоотношений, либо гарантируют осуществление  прав и обязанностей, нередко выражая  в то же время индивидуальное поднормативное регулирование общественных отношений.

Правоотношения являются первым и  притом важнейшим шагом в реализации общих программ поведения, заложенных в нормах. Правоотношения представляют собой главное средство, при помощи которого нормы воплощаются в  жизнь, инструмент перевода (переключения) общих моделей поведения в  плоскость конкретных мер поведения - субъективных прав и юридических  обязанностей для данных субъектов. Правоотношение свидетельствует, что  перед нами - точно определенные лица, которые что-то в юридическом  отношении могут и что-то должны.

Акты реализации прав и обязанностей - это юридически значимые результативные действия субъектов, в которых реально  осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры поведения-возможности  и требования.

Выделение главных элементов механизма правового регулирования, помимо того что позволяет очертить специфические функции на каждой стадии процесса правового регулирования, дает возможность сгруппировать правовые явления и, связав их с тем или иным из основных звеньев, найти им свою, соответствующую их природе клеточку, условно говоря, в периодической системе элементов правовой действительности.

Каждый основной, узловой элемент  механизма правового регулирования вместе с примыкающими к нему элементами представляет собой своего рода подсистему, в рамках которой правовые явления функционируют в единстве и во взаимосвязи. Через подсистемы в механизмы правового регулирования вовлекаются и такие правовые явления, которые, строго говоря, находятся за пределами правового регулирования, в частности юридический инструментарий, опосредствующий правотворчество. Следовательно, при таком подходе понятие механизм правового регулирования становится еще более теоретически значимым, емким, дающим инструментальный (анатомический) срез всей правовой действительности.

На стадии формирования и общего действия юридических норм целостную  подсистему образуют вместе с нормами  нормативные юридические акты - акты правотворческой процедуры, интерпретационные  акты, систематизация, юридическая  техника и др.; на стадии возникновения  прав и обязанностей вместе с правоотношениями - юридические факты, правосубъектность; на стадии реализации прав и обязанностей вместе с актами реализации - обеспечительные правоприменительные акты.22

Существование подсистем в структуре  механизма правового регулировнаия позволяет с предельной четкостью распределить все средства правового воздействия по клеточкам целостной системы, а это, в частности, служит основанием для научно обоснованного распределения научного материала, установления последовательности при его систематическом изложении.

Определяющий критерий для отбора тех элементов правовой системы, которые должны быть предметом общетеоретической  разработки в настоящем томе курса, связан с самой природой юридического инструментария, образующего механизм правового регулирования. Ведь это - те средства юридического воздействия, которые прямо относятся к практической деятельности юридических органов.23

И именно принадлежность тех или  иных юридических явлений к практике работы юридических органов служит главным основанием отбора элементов  правовой системы для последующего общетеоретического анализа. А элементы правовой системы, обращенные к практической деятельности юридических органов, предстают в основном как догма  права и техника юриспруденции, т.е. как реально существующие объективированные  нормативные положения действующего права, выражающие технико-юридическое, конструктивное содержание его отраслей (догма права), и как средства и приемы работы юридических органов по правотворчеству и реализации права (техника юриспруденции).

Вот почему в последующем изложении  рассматривается не правовая система, взятая в общем виде, и ее элементы, а анатомия правовой действительности, выраженная в механизме правового регулирования, - юридические нормы, правоотношения, правовые акты, правоприменительная деятельность, т.е. правовые явления, каждое из которых рассматривается в ракурсе, имеющем значение для специфически правовой деятельности юридических органов.

Информация о работе Правовое регулирование общественных отношений