Право: основные признаки (свойства), сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

В учении Платона об идеальном государстве и праве лежит принцип разделения труда. Разумность закона, по Платону, предполагает его необходимое соответствие справедливости и праву, в социологическом аспекте право понимание опирается на его учение. Платон рассматривает справедливость, право и закон как социально-политические явления, как элементы упорядоченной жизни. Платон под правом понимает справедливость и разумность, рассматривает право как Божественный разум, он считал, что право и закон – это не одно и то же, законы должны соответствовать праву.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..….……3
Теории происхождения права. Источники права
Теории происхождения права………………………………………6
Источники права…..……………………………………………….15
Понятие и сущность права………………….……………………………....18
Понятие права в объективном и субъективном смысле………...19
Право как регулятор общественных отношений………………...21
Сущность права……………………………………………………22
Принципы, признаки, функции права
Признаки права…………………………………………………….24
Принципы права……………………………………………………26
Функции права……………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………….35
Библиографический список…..…………………………………………………38

Вложенные файлы: 1 файл

К.Р.ТГП.Б.У..docx

— 77.03 Кб (Скачать файл)

Расцветом теорий естественного права  принято считать XVII-XVIIIвв. Значительный вклад в развитие этих теорий внесли Г. Гроций и Б. Спиноза (Голландия), Т. Гоббс и Д. Локк (Англия), Ж.Ж. Руссо  и П.Гольбах (Франция) и А.Н Радищев (Россия). Они отказались от идеи божественного  происхождения естественного права  и обратились к воле народов, наций, отдельного человека. Признавалось, что  в обществе наряду с позитивным правом, созданным государством (законодательством), существует высшее право, свойственное человеку от природы, - естественное право. Оно служит критерием позитивного  права с точки зрения его соответствия справедливости. Если такого соответствия нет, то законы государства являются неправовыми. При этом под естественным правом понимались законы природы, которые  провозглашают всех равными, следовательно, законы государства должны быть одинаково  справедливыми ко всем людям.

По мнению Вольтера, естественное право вытекает из законов природы. Но не смотря на противоречие во взглядах на происхождение естественного  права, представители данной теории едины в одном - естественное право  не создаётся людьми, а возникает  стихийно, само по себе. Люди каким-то образом  лишь познают его некий идеал, как эталон всеобщей справедливости.

В естественно-правовой теории доминирует антропологическое объяснение права  и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно существует до тех  пор, пока существует человек.3

Вообще, теория естественного права  сыграла огромную роль в освобождении правопонимания от религиозных догм. Естественное право выступало как  некое идеальное право, обусловленное  природой человека, которому необходимо следовать, хотя и трудно обнаружить в реальной истории человечества.4

Регулятивная теория происхождения  права. Данная теория происхождения права распространена в азиатских странах и в евроазиатской России. Причиной особой приверженности регулятивной теории ученых этих стран является то, что они при осмыслении вопроса о происхождении права опирались в основном на условия, в которых находятся страны Азиатского континента. Жесткие климатические и географические условия в данной части планеты обусловили особую роль государства. С самого начала она была огромной и заключалась в обеспечении порядка и стабильности, которые были крайне шаткими в таких трудных условиях.

Согласно регулятивной теории, право  возникает для установления и  поддержания единого порядка  для всей страны. Порядок - понятие  комплексное, обхватывающее многие сферы человеческой жизнедеятельности, расширившейся и гигантски усложнившейся  в связи с переходом общества к производящей экономике.

Но возникает вопрос, какие же вопросы общественной жизни стало  необходимо регулировать с помощью  принятия норм права?

На первом этапе развития человеческого  общества, вероятно, лишь небольшой  круг вопросов требовал упорядочения посредством правовых норм: распределение  территории при вынужденной передислокации народа (заключение своего рода договора между племенами), установлении правил экзогамии, запреты инцестов и др. Затем с развитием производства возникает необходимость регламентировать уже не только порядок приобретения землевладения, но и сельскохозяйственное производство.

Когда же развитие производства перешло  на новый уровень и обмен продуктами труда стал носить массовый характер, то начинают регулироваться меры весов, устанавливаются денежные системы, справедливые цены на товары.

Одним словом, по мере необходимости  все сферы жизни людей (экономическая, политическая и социально бытовая) регулируются нормами права всё  плотнее и плотнее. В этом и  состоит причина появления права.

Нужно заметить то, что регулятивная теория имеет немало плюсов. Во-первых, надо заметить, что она согласуется  не только с историческими фактами, но и со всем ходом развития истории. И действительно, правовой потенциал  накапливался постепенно и постоянно  увеличивался. Во-вторых, оценивая с  позиции сегодняшнего дня процесс  происхождения права, нужно свои оценки основывать на каких-то объективных  показателях. Таковыми же прежде всего  служат письменные источники права. Действительно, в первых письменных источниках права доминируют нормы  уголовного права, однако обобщение  типичных, противоправных ситуаций и  установление за них санкций - это  тоже регулирование, не только превентивное. Кроме того, уже и в этих источниках есть нормы, регулирующие собственность, порядок заключения договоров, просматриваются  и наследственные, семейные и другие нормы права.

Вывод можно сделать следующий. Регулятивная теория - это забегающая вперёд теория, приписывающая праву  такие его свойства, которые оно  приобретает на более поздних  ступенях своего развития.

Историческая теория происхождения  права. Основными представителями этого направления исследовательской мысли являются Г. Гуго, К. Савиньи, Г. Пухта, Н. М Карамзин. Историческая теория возникла в первой половине XIX в., как противовес теории естественного права, из которой вытекали демократические и революционные идеи, призывы к коренному изменению существующего со Средних веков политико-юридического строя и принятию законов, отвечающих «требованиям разума», «природе человека».

Говоря о праве, создатели исторической школы права считали, что действующее  в обществе право не сводится к  совокупности предписаний, исходящих  от государства. Право возникает  спонтанно и своим происхождением не обязано государству. Оно, подобно языку, не устанавливается договором, не вводится по чьему либо указанию, не дано Богом, а создаётся, складывается постепенно путём самостоятельного развития через стихийное образование норм общения, добровольно принимаемых народом. Право - это прежде всего исторически сложившиеся правовые обычаи, произрастающие из глубин народного сознания, из недр национального, народного духа. Что же касается предписаний государства, то они составляют позитивное право, которое производно от права обычного и способно лишь помочь его упорядочению.5

Каждому народу присущ свой дух, соответственно своё правосознание. Поэтому нормы  права одного народа не будут годными  для других народов и национальностей. Чтобы народ имел соответствующее  ему право, необходимо выявить его  дух, а этого можно достичь  лишь проводя исторические исследования. И чем глубже уходит в историю  народа исследователь, тем более  точными и полными будут знания о народном духе и процессах его  развития.6

Историческая школа права имеет  несколько достоинств. Одно из главных - правильный вывод о том, что право - это объективное явление, а не чьё-то произвольное творение. Кроме  того, утверждается, и с этим вполне можно согласиться, что право - явление  историческое и развивается вместе с обществом, а не стоит на месте, будучи раз и навсегда данным.

Вместе с тем, историческая теория имеет и свои минусы. Сторонники данной теории, говоря, что право вырастает из народного духа, постулируют его неизменность. Но даже тогда, когда они допускают его развитие, они само развитие народного духа понимают не как цепь качественных превращений, а как простое, хронологическое его развёртывание в историческом процессе.

Историческая теория гиперболизирует  роль одной стороны жизни общества: общественного сознания. Объективные  факторы, как то экономика, военные  завоевания, климатические условия  и катаклизмы, международное общение  и заимствование опыта социальной жизни, недоучитываются. Представляется, что «народный дух» всё же даётся не сам по себе, а зависит от множества  объективных причин, в частности  тех, которые указаны выше.

Одним словом, историческая теория права  даёт поводы для своей критики. Но, не смотря на это, её следует признать крупным продвижением вперёд теоретико-правовой мысли в изучении о происхождении  права. Она оказала значительное влияние на становление историко-правовых наук, которые обращались к проблемам  протоправа. Историческая теория, без  всякого сомнения, пополнила копилку  человеческих знаний о процессе происхождения  права.

Классовая теория происхождения  права. Выдающимися мыслителями XIX века и основателями данной теории были К. Маркс и Ф. Энгельс.

Маркс и Энгельс отмечали, что  история человеческого общества была всегда историей классовой борьбы, в которой угнетатель и угнетенный находились в резком противостоянии друг другу. Политическая власть является организованным использованием силы одним  классом для подавления и подчинения другого класса. Господствующий класс  видоизменяет обычаи в свою пользу, приспосабливает их к своим нуждам, а если нужно, то и целенаправленно  создаёт необходимые для достижения своей цели законы. Таким образом, право является возведённой в  закон волей господствующего  класса, его орудием, применяемым  для подавления класса угнетенного.

Но само право, так же, как, впрочем, и другие формы общественного  сознания (например, мораль), полностью  обусловлено экономическими условиями  жизни общества и должно соответствовать  экономической структуре общества. Марксизмом утверждается, что экономика  всегда остаётся первичным и определяющим моментом для политической и юридической надстройки. Это - всеобщий закон. Конкретные его воплощения от эпохи к эпохе меняются.

В общем, можно сказать, что с  точки зрения данной теории право  есть возведённая в закон воля экономически господствующих классов. Содержание этой воли определяется материальными, т.е. экономическими, условиями жизни  общества, а возведение её в закон  осуществляется государством путём  установления или санкционирования определённых норм. В советской юридической  науке и юридической науке  других социалистических стран право  обычно определялось как совокупность или система общеобязательных норм, которые устанавливаются, или санкционируются  государством, обеспечиваются им, выражают волю экономически господствующих классов  или народа (в социалистическом обществе) и выступают в качестве регуляторов  общественных отношений.

Классовая теория, как и все предыдущие, имеет свои плюсы. Маркс и Энгельс  справедливо заметили, что экономика - это далеко не пустячный фактор в развитии общества и, в частности, в процессе происхождения права. Они правы в том, что на определённой ступени развития общества, обычаи перестают быть основным средством  социального регулирования, поскольку  они были предназначены для однородного  общества, но отнюдь не для общества, которое дифференцировалось на классы и социальные группы. Им на смену  приходят другие, более подходящие средства регулирования, главным из которых является право.

Но Маркса и Энгельса есть в чем  упрекнуть. Марксистская теория придаёт  социальному развитию научную форму. Она указывает на способ производства как на единственную причину всех культурных явлений и права в  том числе. Однако характерной особенностью научного метода является то, что он основывается на вероятности, а не на необходимости, на поиске не одного какого-то закона, а нескольких законов. Эта  теология основана на поисках единого  и окончательного объяснения всего  сущего.

Поэтому, хотя экономические факторы, несомненно, играют определённую роль в происхождении права, они не являются единственной причиной, породивший правовой процесс в истории человечества.

Но при всех недостатках классовой  теории, нельзя забывать о её плюсах. Принцип историзма, подход к появлению  права как социального явления, рожденного потребностями материальной жизни общества, связь права с  классовыми структурами и классовыми интересами и ряд других положений  составляют, несомненно, большое достижение теоретико-правовой мысли..

    1. Источники права

Источники права - внешние формы выражения правотворческой деятельности государства. Следует отметить, что указы президента о присвоении различных почетных званий деятелям науки, искусства не являются источниками права.

Источники  права:

Источник права - совокупность (система) правовых актов, содержащих соответствующие нормы.

Одним из древнейших источников права  является обычай – многократно повторяющееся поведение в обществе, он складывается исторически. Но сам обычай   становится правовым обычаем в случае санкционирования и использования судом.

Другой источник права судебный или административный прецедент. Судебный прецедент – решение, вынесенное судом по конкретному делу, обоснование которого считается правилом, обязательным для других судов при решении аналогичных дел. Он может базироваться на обычае или деловом обыкновении или целесообразности.

Следующим источником права можно  назвать нормативный договор (международный договор, решение, конвенции), но приоритет регулируется государством. У нас наибольшей юридической силой обладает международный договор, а также нормативно-правовой акт (самый распространенный) – юридические нормы установленные государством и зафиксированные в письменной форме, например- закон, нередко термин «закон» истолковывается широко: под ним подразумевают совокупность всех правовых актов, в уголовно- процессуальном праве закон- это принимаемый высшим представительным ( законодательным) органом акт, содержащий правовые нормы, предназначенные для регламентации деятельности, осуществляемой в связи с производством по уголовным делам.1

 

Источники права классифицируются:

  • по юридической важности (законы, подзаконные акты)
  • по органам, принимающим нормативный акт (подзаконные, исполнительные)
  • по форме акта (закон, указ, постановление, рекомендация)
  • по схеме действия (общефедеральные, республиканские, отраслевые, ведомственные)

Информация о работе Право: основные признаки (свойства), сущность