Право и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 19:18, курсовая работа

Краткое описание

В историческом аспекте взаимоотношения религии и права имели крайне разнообразные формы. В странах, которые поддерживают демократию, принципы взаимодействия религии и права основываются на их автономности друг от друга, а одни из главных, конституционных прав становится свобода вероисповедания. Современные политические процессы стали причиной появления такой формы взаимоотношения религии и права, как принудительный атеизм, который является государственным мировоззрением и обязателен для всех граждан.
Взаимосвязь религии и права налицо. Религия никогда не являла

Содержание

Введение 2
ГЛАВА 1. Сущность, функции, понятие и предназначение права 4
1.1 Понятие и сущность права 4
1.2 Функции права 7
ГЛАВА 2. Религия 13
2.1 Возникновение религии 13
2.2 Религия и государство 15
2.3 Религия и право 19
Заключение 27
Список литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

ПРАВО.docx

— 66.98 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

«Курганский государственный университет» (КГУ)

 

 

 

 

 

 

 

Юридический факультет

 

Форма обучения второе  высшее

 

Направление подготовки – Юриспруденция

 

 

 

 

 

 

 

 

                                КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

 

 

по дисциплине: Теория государства  и права

Тема: Право и религия

Слушатель: Катаева З.С.

Группа ЮЗ – 3831вв

Номер зачетной книжки :318204

Преподаватель: Жайкбаев Жанбек Садыкович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курган 2012

 

Оглавление

 

Введение 2

ГЛАВА 1. Сущность, функции, понятие и предназначение права 4

1.1 Понятие и сущность права 4

1.2 Функции права 7

ГЛАВА 2. Религия 13

2.1 Возникновение религии 13

2.2 Религия и государство 15

2.3 Религия и право 19

Заключение 27

Список литературы 28

 

Введение

 

В историческом аспекте взаимоотношения религии  и права имели крайне разнообразные формы. В странах, которые поддерживают демократию, принципы взаимодействия религии и права основываются на их автономности друг от друга, а одни из главных, конституционных прав становится свобода вероисповедания. Современные политические процессы стали причиной появления такой формы взаимоотношения религии и права, как принудительный атеизм, который является государственным мировоззрением и обязателен для всех граждан.

Взаимосвязь религии и права налицо. Религия  никогда не являлась только верой  в Бога и в жизнь после смерти, в религиозные обряды. Именно религия на протяжении всей истории человечества позволяла овладеть массами и влиять на расстановку сил в обществе.

Религия по-своему объясняет реально существующий мир и регулирует не мнимые, а  реальные отношения между людьми. Без религиозной интерпретации  чисто земных отношений между  людьми религия не смогла бы выполнять  сложные социальные функции, в том  числе и интегрирующую, потеряла бы свою привлекательность, перестала  бы существовать. Сами причины возникновения  новых религиозных движений, как  правило, носили социально-политический характер. Такие движения появлялись в ответ на назревшие Потребности  общественной жизни. Фактически каждая вновь возникшая религиозная  секта выступает как социально-политическая ячейка, а система ее воззрений - это новая социально-политическая доктрина, появляющаяся в религиозной  форме. Такова в сущности история возникновения христианства, ислама, буддизма, других религий.

Качественно новым этапом в усилении общественно-политической роли религии стало возникновение  церкви - религиозной организации, выступающей  в качестве средств упорядочения отношений внутри религиозного объединения  и его связей со светскими общностями и организациями.

По мере развития церкви усиливались и ее политические функции. Церковь стала  играть огромную роль и в укреплении авторитета государственной власти. Многие авторы, анализируя нынешнюю деятельность церкви, рассматривают ее как один из влиятельных компонентов политической системы общества.

Исходя  из вышесказанного, был определен  предмет, объект, а так же цели и  задачи настоящей работы.

Объектом  настоящей работы являются право  и религия как основные движущие силы социально-политических процессов.

Предметом являются основные современные и  исторические проблемы взаимодействия религии и права.

Цель  работы – изучить исторические и  современные проблемы взаимодействия религии и права.

Для реализации поставленной цели необходимо выполнит следующие задачи:

-изучить понятие и сущность права;

- охарактеризовать  основные функции права;

- рассмотреть процесс возникновения религии;

- изучить  взаимодействие религии и государства;

- охарактеризовать  взаимодействие религии и права.

Для написания  курсовой работы были использованы учебники по теории государства и права, а  так же тематические статьи и научные  публикации.

Структура работы соответствует поставленным целям и задачам исследования и включает в себя: введение, две главы, разбитых на параграфы, заключение и список использованных источников.

религия право политический общественный

 

1. Сущность, функции, понятие и предназначение права

1.1 Понятие и сущность права

 

Под правом понимают обоснованную, оправданную  свободу или возможность поведения, признанную в обществе. Кроме данного  определения так же существуют и  другие. Так, под правом понимают свободы и возможности поведения, которые основаны на обычаях или основанных на принципах справедливости и добра и т.д. Согласно юридической терминологии под правом понимается свобода и возможность поведения, которая называется субъективным правом, основанная на законе и других официальных источниках.

Так же следует  сказать, что в любом обществе существует так же и естественное право, которое подразумевает такие права, как право на жизнь, свободу и т.п. Такие естественные права имеют место вне зависимости от того, закреплены ли они законодательно или нет.

Сущность  права заключается в регулировании  общественных отношений, в достижении такой стабильной организации, организованности общества, при которой регулируется демократия, экономическая свобода, свобода личности. Высшим общественным предназначением права является гарантия в законодательном порядке свободы в обществе, справедливости, оптимальных условий для экономического и духовного начал, исключение произвола и своеволия жизни общества. Именно названные факторы и являются наиболее важной стороной правового регулирования.1

Сущность – главное, основное понятие  в рассматриваемом объекте, а  потому ее выяснение представляет особую ценность в процессе познания. Однако к правильному выводу о сущности какого-либо явления можно прийти только лишь в случае, когда оно  получило достаточное развитие и  в основном сформировалось. Применительно к праву это положение имеет первостепенное значение. Поэтому следует выделить требования к определению сущности права:2

  1. Должно относиться ко всем эпохам и странам, где существовало право.
  2. Не должно включать идеологических оценок (как правило, всегда субъективных).
  3. Должно учитывать категории всего комплекса социальных наук (социологии, культурологии, психологии и др.), не замыкаясь лишь на правоведении.

В учебной литературе по теории государства  и права отношение к проблеме сущности права неоднозначно, а в  некоторых отдельных изданиях эта  проблема совсем опущена.

Выделяют четыре основных подхода:

  1. С марксистско-ленинской точки зрения, вопрос о сущности права трактовался однозначно и не вызывал разночтений. «Сущность права выражается в его классовости. Право – классовый регулятор общественных отношений, обладающий мощной классовой силой. По своей сущности оно представляет возведенную в закон волю господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни». Именно так К. Маркс и Ф. Энгельс раскрыли сущность права в обществе с антагостическими классами.
  2. Другая точка зрения на этот вопрос нашла отражение у В.С. Нерсесянца. По его мнению, сущность права – нормативная форма выражения свободы посредством принципа формального равенства людей в общественных отношениях. Сущностные свойства права – это равенство, свобода и справедливость.
  3. Современные ученые–правоведы В.М. Корельский и В.Д. Перевалов считают, что сущность – это «нормативная форма упорядочения и стабилизации общественных отношений, охраняемая государственным принуждением», следовательно, сущностные черты права: стабильность, нормативность, авторитетность, динамичность и охрана государственным принуждением.
  4. Но, на мой взгляд, наиболее удачный подход к понятию сущности нашел В.В. Лазарев. Он определял сущность права, как «обусловленная материальными и социальными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и вступающая вследствие этого, общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей». Этот подход выделяет два аспекта: инструментальный и собственно-ценностный. Первый аспект подразумевает, что право – это средство урегулирования общественных отношений, средство управления обществом. Второй же аспект считает правом инструмент согласования воли и интересов различных слоев населения и социальных групп. Тем самым в обществе создается замиренная среда, снижается конфликтность, реализуются интересы социальных групп.

Можно выделить следующие всеобщие сущностные черты права:3

А) реализация принципов свобод;

Б) равенство права, которое призвано обеспечить формальное равенство возможностей субъектов права;

В) справедливость, то есть право –  «эквивалент, мера воздаяния за содеянное.

Таким образом, только рассмотрев и  проанализировав подходы к сущности права, можно понять сущность всего  права в целом. В свою очередь  из анализа сущности можно выделить принципы права.

 

1.2 Функции права

 

Раскрывая понятие «функции права», следует обратить внимание и на соотношение  таких категорий, как «правовое  воздействие» и «правовое регулирование».

Правовое воздействие – это не только чисто нормативное, но и психологическое воздействие, идеологическое влияние права на чувства, сознание и действия людей. К формам правового воздействия относят, например, информационное и ценностно-ориентационное влияние права.

Правовое регулирование – это осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правовых отношений, правовых предписаний и др.) упорядочение общественных отношений.4

Правовое регулирование является одной из форм правового воздействия  и соотносится с последним  как часть и целое.

Существование различных форм правового  воздействия позволяет более  четко проводить различие между  собственно-юридическим воздействием права (правовое регулирование) и неюридическим (информационное и ориентационное). Понятие «функции права» охватывают оба названных вида воздействия.

Функции права – это проявление его имманентных, специфических свойств. В функциях аккумулируются такие свойства права, которые вытекают из его качественной самостоятельности как социального феномена:5

  1. Функция права вытекает из его сущности и определяется назначением права в обществе. Функция – это «свечение» сущности права в общественных отношениях.
  2. Функция права – это такое направление воздействия на общественные отношения, потребность в осуществлении которого порождает необходимость существования права как социального явления. Таким образом, функция характеризует направление необходимого воздействия права, то есть такого, без которого общество на данном этапе развития обойтись не может (регулирование, охрана, закрепление определенного вида общественных отношений).
  3. Функция выражает наиболее существенные, главные черты права и направлена на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества.
  4. Функция права представляет направление его активного действия, упорядочивающего определенный вид общественных отношений. Поэтому одним из важнейших признаков функций права является ее динамизм.
  5. Постоянство как необходимый признак функции права характеризует стабильность, непрерывность, длительность ее действия.

В целях более четкого уяснения «функций права» нужно провести различие между близкими по смыслу понятиями, такими как «роль права», «задача  права» и «функционирование права».

Термин «роль права» говорит  о значение права в жизни общества, государства вообще, либо на определенном этапе их развития, она имеет более  общее значение по отношению к  «функции». Именно в этом обнаруживается различие рассматриваемых категорий.6

Термин «задача права» - это стоящая  перед правом экономическая, политическая, социальная проблема, которую оно  призвано решить. Задача права указывает  на постоянную или временную, ближайшую  или конечную цель, которой оно  должно всемерно содействовать или  достичь самостоятельно.

Без реализации функций не может  решаться ни одна из задач, стоящих  перед правом. Функции всегда направлены на их решение. Следовательно, «определенные задачи» требуют «определенных функций». Задачи же вытекают из экономических, политических и социальных потребностей общества, закономерностями развития государства, исторической обстановкой т.п. Зависимость функций права от его задач выражается:7

  • во-первых, задачи нередко непосредственно обуславливают само существование функций;
  • во-вторых, определяют их содержание;
  • в-третьих, самым существенным образом влияют на формирование и методы их реализации, предопределяют конкретные направления правового воздействия.

Термин «функционирования права» подразумевает действие права как  элемента социальной системы наряду с государственным механизмом, моралью, политикой, иными социальными регуляторами. Другими словами, функционирование – это действие права в социальной системе, это реализация его функций, воплощение их в общественных отношениях.

Анализ функций права как  единой, целостной системы позволяет  более полно понять содержание каждой функции.

Система функций права представляет собой сложное, многоуровневое образование  и непосредственным образом связана  с системой права. В соответствии с элементами, из которых состоит  последняя, можно выделить 5 групп  функций права, образующих систему  их систему:

  • общеправовые;
  • межотраслевые;
  • отраслевые;
  • правовых институтов;
  • нормы права.

Однако, исходя из общей теории права, рассмотрим основные общеправовые (собственно-юридические) функции.

Можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации общеправовых функций: внутренние (находятся в рамках самого права) и внешние (находятся за его пределами).

Информация о работе Право и религия