Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 19:18, курсовая работа
В историческом аспекте взаимоотношения религии и права имели крайне разнообразные формы. В странах, которые поддерживают демократию, принципы взаимодействия религии и права основываются на их автономности друг от друга, а одни из главных, конституционных прав становится свобода вероисповедания. Современные политические процессы стали причиной появления такой формы взаимоотношения религии и права, как принудительный атеизм, который является государственным мировоззрением и обязателен для всех граждан.
Взаимосвязь религии и права налицо. Религия никогда не являла
Введение 2
ГЛАВА 1. Сущность, функции, понятие и предназначение права 4
1.1 Понятие и сущность права 4
1.2 Функции права 7
ГЛАВА 2. Религия 13
2.1 Возникновение религии 13
2.2 Религия и государство 15
2.3 Религия и право 19
Заключение 27
Список литературы 28
Внутренние критерии классификации права вытекают из системы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей реализации. Выделяют следующие собственно-юридические функции: охранительная и регулятивная.
Суть регулятивной функции заключается в главном социальном назначении права – регулировать общественные отношения:
1) фиксировать субъективный
2) определять круг жизненных
обстоятельств (юридических
3) формировать права и
В основе регулятивной функции права лежат управомочивающие (дозволяющие) и обязывающие (предписывающие) юридические нормы.
Регулятивная функция права реализуется через две свои разновидности: регулятивную динамическую и регулятивную статическую. В основе регулятивной динамической функции находятся правовые нормы, направленные на обслуживание средствами права тех или иных социальных процессов (например, кредит, сделка).8
Регулятивная статическая
Содержанием охранительной функции заключается в правовом воздействии, которое направлено на охрану (защиту) общественных отношений, образующих наиболее важные социально-экономические, культурно-нравственные, государственно-политические сферы деятельности людей и соответственно на вытеснение и ликвидацию отношений опасных для человека, его жизни, здоровья, нравственности, социального и экономического благополучия. В основе охранительной функции находятся в основном запрещающие нормы права. Содержание этой функции включает установление санкций и составов деяний, образующих основания, для юридической ответственности (гражданской, дисциплинарной, административной, уголовной).10
Следует иметь в виду, что разграничение
регулятивной и охранительной функций
как самостоятельных
Внешним объективным критерием классификации функций права являются различные социальные факторы, определяющие назначение права.
Общество как сверхсложное целое подразделяется на определенные сферы общественных отношений. Обычно выделяют три основные сферы, или системы – экономическую, политическую и воспитательную. Эти функции права называются социальными. Как правило, их определяют как направления обратного правового воздействия на соответствующие сферы общественной жизни.
Заканчивая рассмотрение системы функций права, отметим, что не следует рассматривать их как неизменное образование. Потому что, как только какая-либо сфера общественной жизни становится особенно значимой, то она начинает регулироваться нормами права – правомерно ставить вопрос о существовании соответствующей функции.
Выше было отмечено, что функции права состоят из форм информационного, ориентационного и правового регулирования. В соответствии с этими формами выделяют три формы реализации функций права: информационную, ориентационную и правовое регулирование.11
2. Религия
В современном мире религия очень динамична и разнообразна. Религия сейчас отражает реалии современного мира и стремится отразить его запросы и требования. С начала мира человечеством было выдумано множество религий, суеверий и т.д.
В 1985 году среди 4,5 миллиардов населения верующих было свыше трех миллиардов разных вероисповеданий. Тем не менее распространенность религии не означает ее истинность.
Мировыми религиями в настоящее время являются христианство, буддизм и ислам. Эти три религии наиболее распространены среди населения нашей планеты.
В любой религии или вероисповедании устанавливаются обязательные для исполнения правила для верующих. Данные правила содержат религиозные книги, решения собраний верующих, духовенства и т.д. Данные нормы могут определять порядок деятельности и реализации религиозных объединений, правила служб и обрядов. Многие религиозные нормы содержат в себе моральные принципы.
В истории права существовали времена, когда религиозные нормы являлись и юридическими, регулировали государственные, политические, гражданские, семейные и другие отношения. В некоторых странах, например в исламских, Коран и Сунна являются основой религиозных, моральных и правовых норм, которые регулирую все стороны жизни граждан и определяют «правильный путь к цели».
Тысячу лет назад Россия приняла в качестве государственной религии христианство. Эта религия распространялась княжеской властью и церковью. За все время ее существования эта религия тесно переплеталась с правом. Крестили в те времена в принудительном порядке. Церковь играла большую роль в укреплении и развитии государственности. В дальнейшем церковь становится крупным землевладельцем и получает налог – десятину. Церковь в те времена имела три круга судебных прав:
1. судебная власть над всем христианским населением по некоторым делам;
2. судебная власть над церковными людьми;
3. судебная власть над населением тех земель, которые были феодальной собственностью. Церкви.
С течением
времени церковь стала
В настоящее
же время разрушенные в те годы
храмы и монастыри
Некоторые религиозные праздники признаны на государственном уровне.
Гражданин России имеет право заменить военную службу гражданской, если это противоречит его религиозным убеждениям.
Верующим дана возможность свободно и беспрепятственно совершать религиозные обряды, например, вступление в брак, рождение и совершеннолетие ребенка, похороны и т.п. Юридическое значение имеют только документы, которые получаются в органах ЗАГСа или других государственных органах, имеющих право выдавать такие документы. 12
Следует так же сказать следующее. Начавшееся в нашей стране восстановление культуры, исторического сознания, невозможно без возрождения самой цивилизации. А нужно признать, что религия на протяжении тысяч лет служила основой любой известной истории цивилизации, определяла нормы отношений принадлежащих к каждой из них огромных масс людей. Целенаправленная политика уничтожения религии неизбежно приводит к уничтожению основ цивилизации.
История многих государств включает в себя взаимоотношения светской и церковной властей, государства и религиозных организаций. В последнее время влияние церкви, религиозных норм и ценностей на жизнь общества в постсоциалистических государствах заметно увеличилось. Это объясняется в известной мере существенным изменением условий жизнедеятельности и подходом к религии как к важнейшей интегрирующей силе и фактору духовно-нравственного возрождения народов.
Выдающийся
русский философ И.А. Ильин (1883-1954)
так определил соотношение
1). Государственная
церковь, закрепление ее
2). Режим
отделения церкви от
Статус государственной церкви предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений, а также различные привилегии для религиозных организаций, принадлежащих к государственной церкви. В дореволюционной России такой статус был у Русской православной Церкви.
Для статуса государственной церкви характерен ряд особенностей:
Статус государственной религии, даже в смягченной современной форме, все же ставит Церковь в большую зависимость от государства. В тех государствах, где одна из религий объявлена государственной, могут существовать и другие религии, но их статус более ограничен по сравнению с официальной церковью. В некоторых странах установлено формальное равенство всех религий, что является признаком демократического общества (Ирландия, Аргентина), так как закрепляется терпимость по отношению к другим религиям. Однако это равенство не всегда соблюдается на практике.
Режим отделения церкви от государства существует во многих странах - в современной России, во Франции, в Германии, Португалии и др. Данный режим обусловлен чаще всего стремлением лишить церковь монополии на выполнение идеологической и интеграционной функций, поскольку церковь обладает мощным потенциалом воздействия на сознание людей. Он характеризуется следующими особенностями.
Сегодня в большинстве западных стран церковь отделена от государства. Религиозные меньшинства пользуются религиозной свободой без дискриминаций. Церковь не вмешивается в государственные дела и, наоборот, государство не вмешивается в дела церковные. Отделение не исключает и сотрудничества между государством и религиозными организациями в некоторых делах.
Режим отделения церкви от государства не означает отсутствие всякого контроля со стороны государства за деятельностью религиозных организаций. Государство не уклоняется от правового регулирования их статуса и деятельности.