Право, религия и мораль в истории права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

Тема Права, Религии и Морали сейчас особенно актуальна и естественно с данной темой мы встречаемся ежедневно. Общество постоянно переоценивает ценности и на замену старым ценностям приходят новые, но понятие Морали и Религии в любом обществе остаются неизменимы.
Проблема Права, Религии и Морали сейчас особенно актуальна, в нашем обществе происходит определённая переоценка ценностей и вместо прежней системы социалистических ценностей утверждается новая система.
Наряду с ростом внимания части населения к морали и религии, происходит рост преступности, нигилизма.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3-4
Религия…………………………………………………………………………………….…4-15
Определение религии и её роль……………………………………..4-5
Функции религии……………………………………………………….……..6
Религия и право………………………………………………………….…….6-10
1.3.1 Конфессиональное право……………………………………………..…10-12
1.3.2 Религиозность и духовность………………………………………..…..12-15
Мораль………………………………………………………………………………..………15-16
Определение морали и её роль………………………………….…….16-17
Функции морали………………………………………………………………..17-18
Мораль и право………………………………………………………………….18-19
3. Религия и мораль………………………………………………………………..…….18-20
4. Нормы морали, нормы религии и нормы права……………………. 20-24
Заключение………………………………………………………………………………………24-25
Список использованной литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по ТГП.docx

— 72.11 Кб (Скачать файл)

Духовность – это и творческая сущность человека. В истории отношений науки и религии есть множество примеров нетерпимости представителей церкви к научному творчеству и его деятелям. О враждебности христианского церковного сознания по отношению к творчеству человека писали У.Шекспир, И.Гете, Л.Фейербах, Ф.Ницше, Ф.Достоевский, Л.Толстой, другие представители литературы, философии и науки. По мнению Н.Бердяева, негативное отношение к творчеству человека наблюдается и в ХХ веке, хотя христианство уходит от старой духовности с ее страхом и униженностью человека, к новой с творческой активностью духа, заботой о всем человечестве. Н.Бердяев в размышлении над догматом христианства о человеке как образе и подобии Бога делает вывод, что человек несет в себе божественный дар творчества. В творчестве человек обретает свободу и приближается к Богу. Такие идеи религиозной философии ближе к диалогической гуманистической светской культуре, чем суждения, в том числе светские, о вечно враждебном отношении религии к свободе воли и творчеству.

Главным в сложном понятии духовности является глубокое сочетание мощи и величия человеческого духа в неустанном творческом поиске истины, добра, любви и красоты, постоянной заботы о каждом человеке и человечестве, а также о биосфере. Нет монополии на духовность (как и бездуховность) ни у светской, ни у религиозной подсистем духовной культуры. В сущностном для культуры преодолении бездуховности и утверждении позитивной духовности они могут взаимодействовать, осуществляя взаимоконтроль и взаимопомощь.

В современных определениях духовность – интегральное качество личности, включающее ее нравственное, эстетическое, интеллектуальное, экологическое содержание и направленное на утверждение подлинного гуманизма в каждом индивиде (Л.Буева, Г.Платонов, А.Косичев).

Для светских и религиозных теоретиков культуры очевидна потребность у значительной части современных людей в религии как средстве упрочения личной духовности. Внешняя сверхъестественная санкция хотя бы частично удерживает верующих от духовной неустойчивости, преступлений и других проявлений бездуховности, а реальная деятельность в религиозной группе удовлетворяет потребность в общении и социализации, компенсируя субъективное или объективное отчуждение. Для человечества принципиально важно присутствие у людей позитивной духовности (сакральной или секулярной), требуется совместная деятельность религиозных и нерелигиозных по распространению и реализации содержания духовности в ее моральном, социальном, интеллектуальном, эстетическом и экологическом компонентах.

Формировать в себе духовность – это значит не проходить мимо зла, творящегося вне нас. Формировать в себе духовность – это значит всем нам проявлять больше выдержки и терпения, чтобы удержаться от взаимных обид, оскорблений и соблазнов. Формировать в себе духовность – это значит основательно воспитывать дух подлинного гуманизма с учетом современного состояния философии, наук, литературы и искусства, уровня развития экономики, социокультурных и политических отношений в мире и отечестве. Духовность не только выражение характера общества, но и фактор его развития.  

2. Мораль.

2.1. Мораль- наука о добре и правилах человеческого поведения, о целях жизни, о принципах действия. Мораль формировалась в античности, как наука о человеке (Сократ) –противопоставляя себя физике, науке о природе (ионийские философы). Мораль отвечает на вопрос об истинном предназначении человека; следовательно, она составляет ту часть философии, которая непосредственно затрагивает каждого из нас. Всякое свободное и продуманное действие предполагает, что его цель считается приемлемой, т.е. оно предполагает моральное размышление и решение.

Вообще, как только мы начинаем размышлять о нашей жизни и о том смысле, который мы хотим ей придать, встает проблема морали. В истории философии эта проблема получила два основных варианта решения: согласно первому, высшей целью человека является счастье (эпикуреизм, английский утилитаризм); согласно второму, последняя цель – это добродетель, или исполнение долга (стоицизм, мораль Канта). Моральный человек, по Канту, – не тот, кто счастлив, но тот, кто «заслужил» счастье; именно в этой заслуге и состоит вся моральная ценность. В целом моральность того или иного поступка зависит не от его содержания, но от нашей манеры его совершать: например, можно подать милостыню из выгоды, надеясь таким образом «заполучить» себе место в раю, или же из минутного чувства жалости.

 В действительности, моральный  человек – это не тот, кто  помогает нищим из расчета  или, руководствуясь чувством, но  тот, кто делает это из принципа. Моральным будет только такое  человеческое поведение, которое  будет выражением рационального  и сознательно применяемого «принципа».    

Сегодня мораль представляет собой, прежде всего, теорию взаимоотношений с другим, философию «общения»: именно в непосредственном отношении с «лицом» другого приобретает человек первоначальный опыт моральных ценностей (например, поймать взгляд другого – значит понять, что к нему нельзя применять насилие). Следовательно, мораль стремится вписаться в «онтологию», т.е. в теорию реальности: ведь не столько даже из внутреннего анализа своего сознания, сколько из описания «человеческих факторов» философ пытается естественным образом вывести наши элементарные обязанности и обосновать тем самым теорию ценностей. В морали как учении о целях жизни и о соответствующих принципах действия, различают такие основания нравственности. Мораль блага, в которой конечной целью человека является счастье, можно выделить следующие концепции: 1. Гедонизм: физическое счастье (Аристипп); 2. Эпикуреизм: счастье как результат использования наших духовных способностей; 3. Стоицизм: счастье как результат приверженности добру, в частности справедливости и воздержанию. Мораль долга (конечной целью человека является добродетель): Кант: моральное действие – это действие, вызванное уважением к долгу; Мораль чувства: добрый поступок – это поступок, вызывающий симпатию (Адам Смит); Мораль вдохновения: добрый поступок – это поступок, вдохновенно подсказанный нам нашей собственной природой. Лишь задачи, обладающие универсальной человеческой ценностью, вызывают энтузиазм и моральные действия (Фихте, Бергсон).

 Мораль — нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения). Один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы.

   По мнению П.Бейль «Мораль дает общие принципы поведения, оставляя без внимания конкретные обстоятельства».

    Роль морали — направлять индивида на путь совершенствования личности и помогать в этом другим. Можно сказать, что сам способ человеческого существования необходимо порождает потребность людей друг в друге. Мораль действует в обществе как совокупность трех структурных элементов: моральной деятельности, нравственных отношений и морального сознания.

 

2.2 Функции морали:

 

1)  Регулятивная. Мораль  регулирует поведение, как отдельного  лица, так  и    общества. Суть  в том, что не одни люди контролируют  жизнь  других,  а   каждый  сам строит свою позицию, ориентируясь  по  моральным  ценностям.

      Идет саморегуляция личности и саморегуляция социальной среды в  целом. Особенно  ее  значение  раскрывается  по   методу   "от   противного": общественное единство нельзя создать ни принуждением, ни даже законом.

 Отсутствие   нравственной   перспективы   губит    самые    прекрасные   экономические  планы.  То  же  и  для  конкретного   человека:   жизнь  бессмысленна без активного личного творения этого смысла; так же,  как       и правильный жизненный путь никто, тебе не укажет, пока ты не выберешь  его сам. Так что мораль сродни мюнгхаузеновскому  вытаскиванию  самого  себя за волосы из обывательского болота. Здесь я сам  предъявляю  себе требования, и сам же их  выполняю.  Автономия  нравственного  сознания позволяет нам выбирать линию поведения самостоятельно, не ссылаясь  ни на авторитет, ни на  закон.  В  критических  ситуациях  нравственность оказывается единственной опорой человека. Как перед  смертью  -  когда  дела уже  не  сделать  и  тело  не  спасти  -  остается  спасать  свое достоинство.  Самые  слабые  и  ненавязчивые  регулятивы  на   поверку оказываются самыми главными: они отступают даже перед смертью.

2) Познавательная. Моральное  сознание видит мир  через  особую  призму  и   фиксирует  это видение в понятиях добра  и зла, долга и ответственности. Это  не  объективно-научное  исследование  мира  как  он   есть,   это постижение не устройства, а смысла явлений. Для человека такое  знание ничуть не менее важно. Главная его особенность -  человекомерность.  А если суть человека - в поиске своего пути в мире, то "нашего" мира еще       нет, он еще должен появиться благодаря нашим усилиям.  Потому  на  нас       ложиться ответственность за  себя  и  за  других.  Итак,  мораль  дает возможность постижения человеческой судьбы, но не в качестве закона, а       в качестве регулятивной идеи, ориентируясь по которой, можно построить свою жизнь. Это - сверхзадача, это  знание  того,  что  с  объективной  точки  зрения  знать  нельзя.  Ведь  жизнь  еще  не  завершена,  а  мы умудряемся  судить  о  ней,  не  имея  полной  и  точной   информации.

       Достоверность наших суждений в морали обеспечена, как ни  странно,  их необъективностью. Чтобы понять нравственный смысл происходящего,  надо изначально нравственно к нему отнестись;  чтобы  познать  нравственную       сущность человека, надо его любить. Заинтересованный взгляд на  мир  и       людей дает возможность  оценить  их  перспективы,  получить  целостное       представление о смысле их и своей жизни.

  3) Воспитательная. Мораль, как уже не раз  повторялось,  делает  человека человеком. Потому-то нравственное воспитание всегда считалось  основой всякого другого. Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил,  сколько  воспитывает   саму   способность   руководствоваться идеальными  нормами  и  "высшими"  соображениями.  При  наличии  такой       способности  к  самоопределению  человек  может  не  только   выбирать       соответствующую линию поведения, но и  постоянно  развивать  ее,  т.е.       самосовершенствоваться. Все конкретные достоинства, которые мы находим       у нравственно воспитанной личности,  вытекают  из  фундаментальной  ее       способности   поступать   как   должно,   исходить    из    ценностных представлений, сохраняя при этом свою автономию.

 

    1. Мораль и право.

 

  Мораль и право- самостоятельные, суверенные нормативно-регулятивные институты, каждый из которых имеет свою особую ценность.

Однако термин «право» многозначен. Он принимает различные значения в зависимости от того, какое юридическое явление хотят выразить. Еще с давних времен юристы употребляли слово «право» в двух главных смыслах -- объективном и субъективном. Правовая действительность рассматривалась как бы в двух разрезах: в одной плоскости разреза видели устанавливаемые государством общеобязательные нормы, а в другой -- все, связанное с их реализацией, те конкретные возможности, полномочия, действия, которые люди могли предпринимать и фактически предпринимали на основе и в пределах этих норм. Система прав, свобод и обязанностей граждан, закрепленных в действующем законодательстве или вытекающих из многочисленных правоотношений, а также присущих индивиду от рождения, составляет право в субъективном смысле, или субъективное право. Таким образом, право в субъективном смысле -- это те конкретные возможности, права, требования, притязания, законные интересы, а также обязанности, которые возникают на основе и в пределах законодательства на стороне участников юридических отношений. Субстанцией субъективного права является юридически обеспеченная возможность. Содержание данной возможности богато, многозначно и разносторонне. Оно включает в себя следующие структурные элементы:

1) возможность положительного поведения самого управомоченного, т. е. право на собственные действия;

2) возможность требовать соответствующего поведения от правообязанного лица, т. е. право на чужие действия;

3) возможность прибегнуть к мерам государственного принуждения в случае неисполнения противостоящей стороной своей обязанности (притязание);

4) возможность пользоваться на основе данного права определенным социальным благом.

Таким образом, единичное субъективное право есть гарантированные законом вид и мера возможного (дозволенного, разрешенного, допустимого) поведения.

    1. Религия и мораль.

Мораль и религия - наиболее древние peгуляторы отношений между людьми. Они возникли задолго до письменной истории человечества. Будучи составляющими духовной жизни, мораль и религия прошли длительный путь развития. Они взаимно влияли друг на друга и в различные культурно-исторические эпохи по-разному воздействовали на образ жизни людей и общества в целом. Дocтaточно вспомнить духовную жизнь личности и общества в средневековой Европе, когда все определял ось и регламентировалось религиозной идеологией. Соответственно и моральные представления, идеалы, предписания и требования в этом обществе не выходили за рамки религиозной морали.

Во все времена мораль и религия считались важнейшими факторами единения общества. За многотысячную историю эти социально-психологические и организационные структуры накопили немало общих ценностей и средств, активно влияющих на поведение coвpeмeннoгo человека, на eгo духовное самочувствие. В то же время их положение и функционирование в обществе существенно различаются.

 Когда говорят о  зависимости религии от морали, то обычно имеют в виду нравственные кодексы основателей мировых религий, закрепленные в священных писаниях этих религий. Вместе с тем, из истории культуры известно о существовании целых эпох и народов, имевшие огромные нравственные достижения. Возьмем, например, Древнюю Грецию. Именно здесь в людях ценились, прежде всего, справедливость и мудрость, мужественность и умеренность. Древние греки сформулировали «золотое правило нравственности», обогатили философское содержание понятий добра и зла, чести и бесчестия и т.д. В Древнем Риме были разработаны законы человеческого общежития, которые под названием «Римское право» долгое время оплодотворяли европейское правоведение. А древняя китайская цивилизация показала миру пример стремящейся к нравственным и духовным высотам безрелигиозной  жизни.

Таким образом, можно словами Г.В.Плеханова констатировать: «Религия не создает нравственности. Она только освящает ее правила», облекая их в религиозную форму. Религии «пропустили» общечеловеческую мораль через призму своих верований и учений, конституируя и воспринимая ее как взаимосвязь с «божественной волей». В религиозных учениях имеются специфические понятия, которые отсутствуют в светском сознании: рай и ад, грех (как нарушение заповедей Бога), покаяние перед Богом, искупление вины перед Богом и др. Кроме того, верующие испытывают специфические чувства – любовь к Богу, страх перед Богом, перед муками ада и т.п. Религия включает в себя эмоционально и эстетически насыщенный культ (молитва, таинства, обряды), что вызывает особые психические переживания. Наконец, религия имеет своеобразную, а для мировых религий весьма развитую организацию. Мораль же, как известно, не имеет своих институтов, а опирается лишь на сознание, совесть и общественное мнение. Заметим в этой связи, что сам факт существования церковной иерархии не всегда благотворно воздействует на религиозную жизнь, ибо в среде священнослужителей не редки проявления  стяжательства, так и более тяжких проявлений человеческой аморальности.  

Информация о работе Право, религия и мораль в истории права