Проблемы реализации конституционного права граждан на доступ к информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование системы правового регулирования реализации конституционного права граждан на распространение и получение информации.
Данная цель достигается посредством решения следующих задач:
- исследовать систему конституционных гарантии права граждан РФ на информацию;
- исследовать нормативную базу реализации права граждан на доступ к правовой информации;

Содержание

Введение 5
1 Конституционные гарантии права граждан РФ на информацию 8
2 Право граждан на доступ к правовой информации 15
2.1 Правовая информация: понятие, виды, социальная потребность 15
2.2 Опубликование нормативных правовых актов – условие вступления их в силу 18
3 Гарантии прав граждан на доступ к информации о деятельности органов государственной власти 22
3.1 Право на информацию о деятельности органов государственной власти как фактор обеспечения участия граждан в управлении государством 22
3.2 Правовое регулирование порядка распространения информации о деятельности органов государственной власти в РФ 25
Заключение 30
Список использованных источников 37

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы реализации конституционного права граждан на доступ к информации.docx

— 65.77 Кб (Скачать файл)

       Таким образом, на сегодняшний день, согласно действующему законодательству одним  из основных способов поиска информации является обращение гражданина, то есть направленные в орган государственной  власти, орган местного самоуправления или должностному лицу письменное предложение, заявление или жалоба, а также  устное обращение гражданина в орган  государственной власти, орган местного самоуправления. Так, в ст. 4 Федеральный  закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке  рассмотрения обращений граждан  Российской Федерации», закреплены основные виды обращений: предложение, заявление, жалоба. Предложение - это рекомендация гражданина по совершенствованию законов  и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов  и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению  социально-экономической и иных сфер деятельности государства и  общества. Заявление - это просьба  гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении  законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных  органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика  деятельности указанных органов  и должностных лиц. Жалоба - это  просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов  других лиц.

       Гражданин в своем письменном обращении, в  обязательном порядке, указывает либо наименование органа государственной  власти или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В случае необходимости, в подтверждение своих доводов, гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу по информационным системам общего пользования, подлежит рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Однако следует отметить, что хотя закон и закрепляет возможность гражданина на электронное обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления через информационные системы, но фактически особенности рассмотрения обращений граждан в электронном виде указанным федеральным законом не предусмотрены, так как отсутствуют соответствующие процедурные нормы рассмотрения электронных обращений граждан.

       При рассмотрении обращения органом  государственной власти, органом  местного самоуправления или должностным  лицом гражданин имеет право:

       - представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;

       - знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

       - получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

       - обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

       - обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

       Таким образом, результатом поиска информации в виде обращения гражданина в  органы государственной власти, органы местного самоуправления является получение  соответствующих сведений в виде письменного ответа по существу обращения.  Как видно, право на доступ к информации о деятельности органов государственной власти - это субъективное право, а там где есть субъективное право, неизбежно присутствует юридическая обязанность как его противоположный полюс.25

       Право на доступ к информации может быть реализовано только через исполнение обязанности по ее предоставлению. В Рекомендации N (2002)2 Комитета Министров  государствам - членам Совета Европы «О доступе к официальным документам» указывается, что обеспечение широкого доступа к официальным документам на принципах равенства и в соответствии с четкими правилами:

       - позволяет людям получать адекватное представление и формировать критические суждения о состоянии общества, в котором они проживают, и органах власти, которые ими управляют, способствуя тем самым вовлечению осведомленной общественности в дела, представляющие всеобщий интерес;

       - укрепляет действенность и эффективность функционирования органов власти и помогает поддерживать их единство, противодействуя опасности коррупции;

       - способствует утверждению легитимности административных властей как общественных органов и укреплению доверия к ним со стороны населения. 

 

Заключение

       В работе были рассмотрены аспекты  реализации конституционного права  граждан на доступ к информации, и в частности, к правовой информации.

       В рамках развивающегося информационного  общества и соответствующих отношений  в информационной сфере, получивших сегодня название информационных, в  значительной мере формирующихся в  условиях широкого использования новых  информационных технологий, проблема правового регулирования конституционных  прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере приобретает  совершенно иное содержание и обусловливает  актуальность и своевременность  решения задачи развития отрасли  и законодательства информационного  права.

       Как видно из содержания работы, регулирование  права граждан на информацию представляет собой одну из самых трудных для  российского законодательства проблем. Только на конституционном уровне это  право рассматривается более  чем в двадцати конституционно-правовых установлениях, а на более широком - законодательном уровне, по оценкам  специалистов, в этот институт входят нормы свыше трех десятков законодательных  актов.

       Право на информацию - это совокупность норм, охраняемых публичной властью, которые  закрепляют принцип равенства людей, устанавливают приоритет свободы  человека и охраняют свободу человека в сфере получения, производства и передачи информации.

       Закрепляя право на получение информации, законодатель при этом обеспечивает паритет интересов  членов общества, ограждая их от получения  нежелательной информации. Свобода  в сфере информации означает право  человека на получение только той  информации, которую он желает получать. Поэтому очень важно создать  систему, позволяющую получать гражданам  только нужную информацию. Особенно это  касается правовой информации и информации о деятельности органов власти Российской Федерации.

       Правовая  информация представляет собой сведения о форме и содержании правовых предписаний. Обладание этой информацией  позволяет гражданам в максимальной степени реализовывать права  как членов демократического общества.

       Как видно из изложенного в работе, система законодательства о праве  на получение правовой информации до конца не сформирована. Но необходимо учесть, что при её разработке учитываются  положения международных нормативных  актов.

       Необходимо  отметить, что базисом доступа  к правовой информации является обязательность опубликования нормативных актов  как необходимого условия вступления его в действие.

       Поиск информации о деятельности органов  государственной власти можно рассматривать  как право обращения к обладателю, владеющему информацией на законных основаниях. Получить информацию о  деятельности органов государственной  власти означает стать ее законным обладателем (владельцем).

       Проблема  доступа к информации о деятельности органов государственной власти имеет очень важное значение для  современного демократического общества, в котором носителем суверенитета являются его граждане.

       Основными принципами обеспечения доступа  к информации о деятельности государственных  органов и органов местного самоуправления являются:

       - открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

       - достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления;

       - свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом;

       - соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

       Нормативное закрепление данных принципов, которое произошло в 2009 году, с учетом доработок и устранения, указанных в работе недостатков позволит наиболее полно реализовать право граждан на доступ к правовой информации и информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

 

Список  использованных источников

 

       Нормативные акты: 

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном  голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская  газета» от 25 декабря 1993 г.
  2. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Сборнике действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, М., 1978 г., вып. XXXII, с. 44
  3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) ETS N 005 // Собрании законодательства Российской Федерации от 8 января 2001 г., N 2, ст. 163
  4. Резолюция 820 (1984) Парламентской Ассамблеи Совета Европы «Об отношении парламентов государств со средствами массовой информации» от 7 мая 1984 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993, N 15, ст. 1340
  5. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I «О средствах массовой информации» // «Российская газета» от 8 февраля 1992 г.
  6. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // «Российская газета» от 29 июля 2006 г. 13 февраля 2009 г.
  7. Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 года N 130-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3808.
  8. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» // «Российская газета» от 15 марта 2006 г.
  9. Федеральный закон от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // СЗ РФ. 2006. N 11. Ст. 1146.
  10. Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3802.
  11. Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.
  12. Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3031.
  13. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // «Российская газета» от 15 июня 1994 г.
  14. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 13 мая 1993 г., N 19, ст. 685.
  15. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // «Российская газета» от 5 мая 2006 г.
  16. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» // «Российская газета» от 29 июля 2006 г.
  17. Федеральный закон от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» // «Российская газета» от 14 января 1995 г.
  18. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // «Российская газета» от 29 июля 2006 г.
  19. Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 г. N 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» // «Российская газета» от 10 января 1994 г.
  20. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // «Российская газета» от 28 мая 1996 г.
 

       Судебная  практика:

  1. Постановление Конституционного Суда РФ от 18 февраля 2000 г. N 3-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Б.А. Кехмана» // Собрание законодательства РФ. 2000. N 9. Ст. 1066.
  2. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах» // ВКС. 1996. N 5
  3. Постановление Конституционного Суда РФ от 20 декабря 1995 г. N 17-П «По делу о проверке конституционности ряда положений пункта «а» статьи 64 Уголовного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А.Смирнова» // «Российская газета» от 18 января 1996 г.
  4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» (с изм. и доп. от 6 февраля 2007 г.) // «Российская газета» от 28 декабря 1995 г.
 

Специальная литература: 

  1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. Т. 1. М.: Юристъ, 2005.
  2. Азизов Р.Ф. Правовая информация: теоретические аспекты понимания и особенности законодательного закрепления // История государства и права. 2007. N 4. С. 31-35.
  3. Бачило И.Л. Информационное право: основы практической информатики. Учебное пособие. М., 2010 г.
  4. Белевская Ю.А. Информация как объект правового регулирования конституционных прав человека и гражданина // Конституционное и муниципальное право. - М.: Юрист, 2007, № 12. - С. 15-17
  5. Графский В.Г. Основные концепции права и государства в современной России (по материалам круглого стола в Центре ИРЛ РАН) // Государство и право. 2003. N 5. С. 23-29.
  6. Гришаева Ю.И. Конституционно-правовые основы права граждан на информацию и на доступ к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления // Юрист. - М.: Юрист, 2007, № 6. - С. 33-36
  7. Долматова О.Л. Конституционно-правовой аспект свободы массовой информации и права на информацию // «Черные дыры» в Российском Законодательстве. Юридический журнал. - М.: «1К-Пресс», 2007, № 4. - С. 35-37
  8. Иванов О.В. Осуществление гражданами права на информацию при направлении обращений в государственные органы // Право в вооруженных силах. - М., 2007, № 3. - С. 24-26
  9. Ильгова Е.В. О праве на доступ к информации // Правовая политика и правовая жизнь. - М., Саратов, 2009, № 2. - С. 193-194
  10. Китайчик М.М. Право на защиту от информации // Конституционное и муниципальное право. - М.: Юрист, 2007, № 3. - С. 12-18
  11. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Учебник для вузов / Под ред.: Тиунов О.И.; Редкол.: Архипова Н.И., Косякова Н.И., Минаев В.В., Эбзеев Б.С. - М.: Норма, 2010. - 608 c.
  12. Конституционное право на доступ к информации в Российской Федерации. Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Задков А.А. - М., 2006. - 180 c.
  13. Кретова Е.А. К вопросу об информации как объекте публичного права // Право и политика. - М., 2010. 11. - С. 107-109
  14. Кротов А.В. Свобода информации и право на информацию человека // Адвокатская практика. - М.: Юрист, 2011, № 2. - С. 2-5
  15. Куликова Е.Ю. Защита Конституционных прав человека - право на информацию // Норма. Закон. Законодательство. Право. Материалы и тезисы докладов студенческой межвузовской научно-практической конференции (Пермь, 3-4 мая 2007 г.). - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2007. - С. 70-72
  16. Нестеров А.В. О праве на доступ к информации о деятельности государственных органов // Информационное право. - М.: Юрист, 2010, № 2. - С. 16-21
  17. Стахова В. Конституционное право человека на информацию в зарубежных странах // Право и жизнь. Независимый правовой журнал. - М.: Манускрипт, 2005, № 79. - С. 231-266
  18. Федосеева Н.Н. Право граждан на доступ к информации в Российской Федерации // Гражданское право. - М.: Юрист, 2009, № 3. - С. 6-11
  19. Федотов М.А. Об обеспечении прав граждан и организаций на информацию о судебной деятельности судов общей юрисдикции в Российской Федерации // Информационное право. - М.: Юрист, 2010, № 2. - С. 12-15
  20. Хургин В.М. Право на доступ к информации, или Как (и чем) сражаться с бюрократом // Информационное общество. 2001. N 4. С. 35 - 43.
  21. Черкасов В.В. Судебные гарантии конституционного права на информацию // Концепция развития судебной системы и системы добровольного и принудительного исполнения решений Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции, арбитражных, третейских судов и Европейского суда по правам человека. Сборник научных статей. - С.-Пб., Краснодар: Юрид. центр Пресс, 2007. - С. 316-321

Информация о работе Проблемы реализации конституционного права граждан на доступ к информации