Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 10:55, курсовая работа
На современном этапе политико-правового развития России понятия государственности, демократии и права стали играть все большую роль. Россия обречена, быть супердержавой, чтобы отстаивать свои интересы и здесь достижение определенных успехов на пути развития указанных понятий имеет большое значение. Определить свою самость как государство, свою правовую культуру и демократический строй – значить уцелеть в борьбе за экономическое превосходство, в борьбе за суверенитет.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Понятие и формы демократии
1.1 Понятие и признаки демократии 5
1.2 Функции и принципы демократии 8
1.3 Формы демократии 11
ГЛАВА 2. Соотношение демократии с государством и правом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Вместе с тем не меньшее, надо полагать, значение имеют те стороны рассматриваемся проблемы, которые относятся прямо к государству и праву. Наиболее существенно здесь следующее.
Прежде всего при помощи права в рамках правового государства осуществляется придание государственной власти черт цивилизованности, ее включение во всю систему институтов развитого демократического государства, когда снимаются или во всяком случае значительно преодолеваются негативные, демонические проявления феномена власти и когда оказывается возможным в полной мере раскрыть позитивный потенциал государства как формы управления, его роли в упрочении и развитии отношений в ряде сфер жизни общества, в том числе в экономике. С этим, в частности, сопряжено формирование передового товарно-рыночного хозяйства, отличающегося относительной экологической чистотой.
Далее. Надо видеть наиболее существенную, юридически строгую черту правового государства; она состоит не столько в последовательном проведении общедозволительного начала для граждан (принцип «дозволено все, кроме прямо запрещенного законом»), сколько в регламентации действий «правителя» – установлении и обеспечении строго разрешительного порядка для государственных органов и должностных лиц, в соответствии с которым и те и другие вправе совершать лишь такие действия, которые прямо предусмотрены законом (принцип «запрещено все, кроме прямо предусмотренного»), а еще более – в идее «правления права», когда развитое право, его принципы, права и свободы человека определяют функционирование и развитие государства.
Должно привлечь внимание то обстоятельство, что применительно к правовому государству трансформируются, меняют свой облик и содержание некоторые понятия, которые, казалось бы, неотъемлемы от государства, государственной власти. Например, в отношении правового государства становится неприменимым понятие «насилие» (которое вообще, надо думать, совместимо с характеристиками, свойственными тоталитарному государству, выражающему политическую диктатуру, в том числе по отношению к личности, диктатуру, не ограниченную законом). Да и понятие «принуждение» должно быть видоизменено: в правовом государстве оно должно интерпретироваться как правовое принуждение, т.е. как такое государственное принуждение, которое обогащено свойствами права и сообразно этому имеет законное нормативное основание, строится в соответствии с формальными требованиями закона и реализуется в законом предусмотренных формах и процедурах.
Отметим еще один момент. Формирование правового государства играет существенную роль и для самого права, для углубления его собственного правового содержания, специфического правового развития. Именно в результате «овладения» государственной властью, ее жесткими, неподатливыми институтами, по причинам, о которых только что говорилось, происходит совершенствование всего юридического инструментария, такое его развитие, которое делает право не просто сильным, крепким, а сильным, крепким по его собственным, исконным потенциям.
6. Наиболее высокой ступенью
развития права, всесторонне
Думается, важнейшим показателем правления права наряду с некоторыми другими моментами (обретение правосудием статуса высшей власти в государстве, последовательное утверждение культуры права, развитие частного права и др.) является резкое возвышение прирожденных прав человека, которые как таковые приобретают в обществе непосредственно юридическое значение. Такое значение прав человека в какой-то мере свойственно и правовому государству в строгом смысле. Но в последнем права человека влияют на общественную жизнь через механизмы, характерные для внутригосударственного права (т.е. через механизмы правотворчества, учета прав человека при применении закона и т.д.). В правовом же обществе в соответствии с принципом правления права, правозаконности, безусловного верховенства права непосредственно юридическое значение, причем значение приоритетное, должны приобрести права человека, закрепленные в международно-правовых документах, и это обеспечивается соответствующими органами международного правосудия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разные подходы к праву, разные взгляды на сущность и функции государства обусловлены многообразием взглядов на исторические судьбы права и государства. Общее мнение одно – право и государство развиваются.
Признание закономерностей социального развития и обращение в связи с этим к историческому опыту позволяет надеяться, что прогностическое определение судеб права и государства будет удовлетворять научному подходу и служить практике государственного правового строительства.
Еще два-три десятилетия назад политическая система России развивалась в русле марксистско-ленинской теории отмирания права и государства. Ее основной вывод состоит в том, что государство и право существуют не извечно, они опять исчезнут с построением бесклассового коммунистического общества.
Не было бы неверно оценивать весь опыт советского государственного строительства только отрицательно. Его компрометирует утопизм отдельных теоретических положений (догм), забегание вперед, прожектерство, огосударствление форм общественной самодеятельности, лицемерие властвующих структур. В любом случае в постперестроечный период теория отмирания государства и права не находит своих сторонников. Единственной теорией, которая в последнее десятилетие XX в. пришла ей на смену в России является теория цивилизма (В.С. Нерсесянц), согласно которой на базе реального социализма открылась возможность формирования неотчуждаемого права каждого на равную цивильную собственность и в целом движения к более высокой ступени прогрессе свободы.
Без специально подготовленных юристов не может функционировать правовая система. И для современной российской действительности эта проблема становится особенно актуальной. Только юрист, эрудированный, имеющий прочные правовые базовые знания, ориентированные на демократию, социально ориентированную рыночную экономику, на защиту прав и свобод человека, будет в состоянии продуктивно работать в современном мире. И не случайно профессия юриста стала самой престижной среди молодежи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
1.1. Конституция РФ – М.: Издательство «Омега – Л», 2009. – 63 с.
2. Специальная литература
2.1. Алексеев С. С. Теория права. М.: Издательство БЕК. 1995. 108 с.
2.2. Алексеев С. С. Государство и право. М: Юридическая литература. 1993. 176 с.
2.3. Поляков Л. В. PRO суверенную демократию. Сборник. М.: Издательство «Европа», 2007. 632 с.
2.5. В. Н. Протасов. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства. М. 1999. 240 с.
2.6. Лившиц Р. З. Государство и право в современном обществе необходимость новых подходов, «Государство и право» № 10. 1990 г. 354 с.
2.7. В.И. Коростей «Новая теория государства и права» В.И. Коростей «Власть.Реформа.Закон.»
2.8. Сущность права: Проблемы теории и философии права / О.Э. Лейст. - М.: Зерцало-М, 2002. 288 с.
2.9. Теория государства и права: курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004. 776 с.
2.10. Теория государства и права: Учебник / Под ред. Бабаева В.К. – М.:
Юристъ, 2002. 592 с.
Информация о работе Проблемы соотношения государства и права