Происхождение государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 16:09, доклад

Краткое описание

Познания государства и права следует начинать с вопроса о происхождении государства - всегда ли в истории человеческого общества существовал этот социальный институт, или он появился на определенном этапе развития общества. Только такой методологический подход, реализующий принцип историзма, позволяет осознать причины и формы появления государства, ее характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих организационных форм жизни общества. Необходимо дать комплексную характеристику первобытного общества, главным признаком которого был коллективизм.

Вложенные файлы: 1 файл

учеб.docx

— 183.60 Кб (Скачать файл)

Прежде всего Ф.Ф. Кокошкин отрицал один из важнейших постулатов теории марксизма о государстве: государство по своей сути есть диктатура господствующего класса и является орудием эксплуатации в руках экономически господствующего класса. В противовес этому он доказывал, что государство и государственная власть призваны выражать общие интересы всех классов и слоев общества. Вся логика его рассуждений подчинена доказательству данной идеи, в особенности при раскрытии функций государства и государственной власти. В отдельных теоретических построениях Ф.Ф. Кокошкина явно обнаруживается влияние марксистских идей. Так, при характеристике родовых отношений он не преминул прямо упомянуть марксизм. В связи с этим Ф.Ф. Кокошкин писал, что до образования государства люди жили в родовых союзах. Их объединяли общие и иные интересы: совместная борьба с природой, и, как подчеркивает далее Ф.Ф. Кокошкин, "говоря словами марксистов, необходимость совместного производства". Непосредственный же акт происхождения государства он связывал с переходом родовых союзов к территориальным (появление земледелия и переход к оседлой жизни) и с появлением частной собственности. Частная собственность порождала дифференциацию внутри самого союза, что приводило к внутренней дестабилизации союза, а оседлая жизнь вызывала большую необходимость в защите от внешних посягательств. Ф.Ф. Кокошкин по праву возводит две указанные потребности в ранг всеобщих интересов и замечает, что родовое общество в силу своей организации не способно было их обеспечить. С этой задачей могла справиться только новая организация. Род рушится, и на смену ему приходит государство. 
По теории Ф.Ф. Кокошкина государство появляется не с целью "...держать в узде противоположность классов", а для обеспечения согласной деятельности во имя общих интересов: защиты от внешних посягательств и обеспечения внутреннего порядка .

Таким образом, Ф.Ф. Кокошкин связывал происхождение государства с возникновением частной собственности, расслоением общества и с усложнением в связи с этим управления общественными делами. Ф.Ф. Кокошкин, конечно же, как либерал делал упор на внеклассовых причинах происхождения государства, поскольку государство по своему назначению, как он считал, призвано к обеспечению общих интересов. Оценивая в целом теорию происхождения государства, которую разработал Ф.Ф. Кокошкин, можно сделать вывод о том, что он стоял на историко-материалистических позициях. Вместе с тем необходимо подчеркнуть то, что в марксистской теории происхождения государства существуют два подхода. Первый состоит в том, что решающая роль в происхождении государства отводилась классовой борьбе. И поэтому государство рассматривалось как продукт этой непримиримости. Второй же подход к объяснению появления государства состоит в признании того, что государство возникло в связи с необходимостью удовлетворения общих интересов населения. Как раз из последней посылки исходил Ф.Ф. Кокошкин.

Анализ взглядов русских ученых-юристов, проведенный нами в настоящей статье, позволяет сформулировать ряд выводов.

Во-первых, им нельзя отказать в высочайшем уровне научной добросовестности, поскольку практический анализ основных теорий происхождения государства, а также их собственные позиции по данной проблеме выглядят убедительно и аргументированно. В трудах ученых России мы не обнаружим легковесности в подходах к изучаемому предмету, а также идеологической зашоренности. Для них был важен поиск научной истины.

Во-вторых, можно сказать, что русскими учеными-юристами было воспринято историко-материалистическое видение причин и процесса происхождения государства. Ко всему прочему, это проявляется и во взаимствовании отдельных положений марксистской теории, хотя им дается собственная интерпретация. Во всяком случае, как видно из работ, ставших предметом анализа, русские юристы признавали заслуги марксизма перед наукой о государстве и праве. Трезвая оценка марксизма, применение ряда его методологических принципов в совокупности с иными методами исследования обусловили то, что они пришли к таким научным результатам, которые имеют значение и для сегодняшней юриспруденции.

В-третьих, современным исследователям проблем теории государства и права необходимо обратить внимание на те ценные идеи, которые выработали наши предшественники. Вне сомнения, они сыграют положительную роль в дальнейшем развитии отечественной юридической науки. 

 

 

13. Понятие и  элементы формы государства.

В понятие «форма государства» включаются все особенности внутренней организации государства — такие, как порядок образования и структура органов государственной власти, специфика их территориальной обособленности, характер межведомственных взаимоотношений и отношений государственных органов с населением и др. Кроме того, категория «форма государства» подразумевает под собой особенность методов, которые используются государственными органами для осуществления управленческой деятельности.

Вообще, научное исследование различных аспектов формы государства имеет важное теоретическое и практическое значения. Изучение категории «форма государства» способствует установлению закономерностей и случайных явлений в развитии любого государства, обобщению и использованию лучшего опыта государственного строительства.

Наиболее полное представление о понятии «форма государства» можно получить только при совокупном изучении трех составляющих указанного выше понятия. Итак, форма государства подразумевает под собой следующие три элемента:

1) форма правления,

2) форма государственного  устройства,

3) государственно-правовой  режим.

Под формой правления государства понимается порядок образования и организации высших органов государственной власти, принципы их взаимоотношений друг с другом и с населением. Таким образом, категория «форма правления» наглядно показывает, кто и каким образом правит в государстве. Все государства, основываясь на критерии формы правления, можно разделить на два основных вида: 1) монархии, 2) республики. В свою очередь, монархии подразделяются на ограниченные и неограниченные, а республики — на парламентские, президентские и смешанные.

Под формой государственного устройства понимается территориальная структура государства, соотношение между государством в целом и его составными частями — территориальными государственными единицами. По форме государственного устройства все государства подразделяются на три вида:

1) унитарное,

2) федеративное,

3) конфедеративное.

И, наконец, под государственно-правовым режимом понимается система средств и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть. В свою очередь, по виду средств и методов государственного властвования все государственно-правовые режимы разделяют на две группы: демократические и авторитарные.

Более подробное рассмотрение каждой из составных частей понятия «форма государства» будет дано при изучении следующего вопроса.

 

 

Формы правления: понятие, виды

Форма государственного правления - это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами.

За формами правления все государства разделяют на две больших группы: - монархии; - республики.

Монархия - это такая форма правления, при которой полномочие верховной власти принадлежат одному человеку: королю, царю, султану, шаха, императору и т.п. При такой форме правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат монарху. Влада монарха передается, как правило, по наследству.

Иногда монарх может избираться. За свою государственную деятельность монарх ни перед кем не отчитывается и не несет юридической ответственности. Как правило, такие монархи несут ответственность только перед Бог.

Все монархии делятся на: абсолютные, ограниченные, дуалистические, теократические, сословно-представительные.

При абсолютной монархии власть монарха не ограничена и имеет все характерные особенности, которые изложены в определении. Такие монархии были наиболее распространены в эпоху рабовладения и феодализма. Сегодня их осталось очень мало, в частности в Марокко, Арабских Эмиратах, Кувейте и др.

В последнее столетие наиболее распространенными есть ограничены монархии. Иногда их называют парламентскими или конституционными. Они характеризуются тем, что власть монарха ограничена парламентом или конституцией. За таких форм правления монарх - глава государства, но он может существенно влиять на законодательную деятельность парламента и на формирование им правительства. Иногда монархическая форма правления имеет формальный характер. К ограниченным монархиям относятся Испания, Швеция, Япония, которые еще можно назвать конституционными монархиями. К парламентским монархиям можно отнести Англию.

Дуалистическая монархия - это такая форма правления, когда монарх - глава государства сам формирует правительство и назначает премьер-министра. В такой монархии действует два высших государственных органа - монарх и правительство во главе с премьер-министром. В ней могут существовать и другие высшие государственные органы, в частности судебные.

Теократическая монархия - это такая форма правления, когда абсолютная власть религиозного лидера сливается с государственной властью. Религиозный лидер есть одновременно и главой государства. Например, Ватикан, Тибет.

Сословно-представительная монархия характеризуется тем, что рядом с монархом - главой государства существует какой-нибудь совещательный представительный орган определенных классов или всего населения. К таким государствам можно отнести Россию до 1917 г., Польшу в XVII- XVIII столетиях.

Республика - это такая форма правления, при которой полномочие высших государственных органов осуществляют представительные выборные органы. Республики не имеют монарха. В республике высшие представительные органы и их высшие должностные лица избираются на определенный срок. Они периодически изменяются, переизбираются. За свою деятельность они отчитываются перед народом и несут юридическую ответственность (конституционную, криминальную, гражданскую, административную и дисциплинарную).

Республики как формы правления начали интенсивно возникать после буржуазных революций в XVI-XVII столетиях и является доминирующей формой правления в современный период. Ныне все республики делятся на три вида: президентская республика, полупрезидентская (или смешанная), парламентская.

Их названия в определенной мере условные, вместе и тем каждая из них имеет свою специфику. Существовали и существуют и другие виды республик: Советская республика. Народно-демократическая республика, республика Парижская Коммуна, исламские республики и другие.

Президентская республика характеризуется тем, что президент избирается всем населением, так как и парламент. В такой республике президент формирует и возглавляет правительство, является главой государства и формально не подотчетный парламенту. Например, в США, Мексике, Ираке.

Полупрезидентская или смешанная - это такая республика, когда президент - глава государства избирается народом, так как и парламент. В такой республике правительство избирается (назначается) парламентом по рекомендации президента. Правительство подотчетное одновременно президенту и парламенту. Президент не возглавляет правительство и не несет юридической ответственности за его деятельность. Например, Франция, Финляндия, Украина, Российская Федерация.

Парламентская республика характеризуется центральным положением парламента (законодательная власть), который избирает главу государства - президента и правительство - исполнительную власть. Они подотчетные парламенту. Иногда президент не избирается, и главой государства становится премьер-министр. Например, Италия, ФРГ.

Политические режимы: демократический, тоталитарный, авторитарный


Политология - Лекции

Политические режимы: демократический, тоталитарный, авторитарный

Понятие «политический режим» появилось в научном обороте во второй половине 20 в. Это явление политической жизни и политической системы общества в целом. Наряду с понятием политической системы для выяснения характера и способа взаимоотношения власти, общества и граждан и используется понятие «политический режим». Термин «режим» переводится как порядок управления.

Политический режим – это система методов, форм и способов осуществления политической (государственной) власти в обществе.

Политический режим определяется формой правления. Однако понятие «политический режим» более широкое, чем понятие «государственный режим», т.к. включает в себя не только методы и приёмы реализации политической власти со стороны государства, но и со стороны политических партий и общественных организаций. Категория «политический режим» характеризует то, как соотносятся и взаимодействуют гражданское общество и государство, каков объём прав и свобод личности, социальных групп и реальные возможности их осуществления.

На разновидности политического режима оказывает влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, полномочия государственных органов, уровень и стандарты жизни, состояние экономики, исторические традиции страны.

В зависимости от особенностей государственного властвования различают два вида полярных режима – демократический и недемократический. Недемократические политические режимы делят обычно на авторитарные и тоталитарные.

Следовательно, в политической литературе выделяются три основных типа политических режимов: демократический, тоталитарный и авторитарный.

Рассмотрим каждый из этих типов политических режимов, выделяя их характерные черты.

Демократический  режим.

Термин «демократия» так часто употребляется, что от этого утрачивает чётко очерченное и твёрдое содержание. Как отмечают отечественные политологи, понятие «демократия» принадлежит к числу наиболее многочисленных и неясных понятий современной политической науки.

Широкое распространение во многих странах мира получил демократический режим. Слово «демократия» переводится с греческого как «власть народа».

Местом рождения демократии является город-государство Афины, 5 в. до н.э. Центральным политическим институтом было Собрание, открытое для всех взрослых граждан мужского пола (женщины, рабы и иностранцы исключались).

Но древнегреческие мыслители называли демократию худшей формой правления, т.к. был очень низкий уровень культуры граждан, что позволяло правителям манипулировать «народовластием». Демократия стала восприниматься негативно, и этот термин был вытеснен из политического обихода.

Новый этап в понимании демократии сложился в Новое время, в 17-18 вв. в странах Западной Европы и США. Появился новый характер отношений между властью и подданными, появились институты гражданского общества, требования социального равенства индивидов.

Демократический политический режим  - это гарантированность провозглашённых прав и свобод, прочная законность и правопорядок.

Общество должно быть избавлено от произвольных арестов, особенно по политическим мотивам, а суд должен быть независимым и подчиняться только закону. Ни одно демократическое правление не может осуществляться в условиях властного произвола и беззакония.

Основные принципы демократического режима:

1. Признание народа источником власти в государстве.

Т.е., именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, а также народ имеет право участвовать в разработке и принятии законов путём референдумов.

2. Участие граждан при формировании органов власти, принятии политических решений и осуществлении контроля за органами власти.

Т.е., источником власти являются граждане, которые выражают свою волю на выборах.

3.  Приоритет прав и свобод человека и гражданина над правами государства.

Т.е., государственные власти призваны защищать права и свободы человека (право на жизнь, свободу и безопасность; на равенство перед законом; на невмешательство в личную и семейную жизнь).

4.  Обладание гражданами большим объёмом прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закреплены за ними.

5.  Политическое равенство всех граждан.

Т.е. каждый человек имеет право быть избранным в органы власти и участвовать в избирательном процессе. Никто не должен  иметь политического преимущества.

6. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.

7. Разделение властей.

8. Политический плюрализм (множественность), многопартийность.

9. Свобода слова.

10.    Власть в государстве основана на убеждении, а не на принуждении.

Разумеется, демократия – явление не идеальное, но, несмотря на все недостатки, она лучшая и самая справедливая форма политического режима из всех до сих пор известных.

Тоталитарный  режим.

Полной противоположностью демократическому режиму является тоталитарный режим, или тоталитаризм. Термин «тоталитаризм» в переводе с латинского означает «весь», «целый», «полный».

Тоталитаризм  - это политический режим, в котором осуществляются полный контроль и жёсткая регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества и жизни каждого человека, который обеспечивается силовыми средствами, в том числе и средствами вооружённого насилия.

Термин «тоталитаризм» в политический лексикон был введён для характеристики своего движения Муссолини в 1925 г.

Но его идейные истоки уходят в глубокую древность. В произведениях Платона содержатся тоталитарные взгляды на государство. Идеальному государству присущи безусловное подчинение индивида и сословия, государственная собственность на землю, дома, и даже обобществление жён и детей, а также единая религия.           

 Многие тоталитарные  идеи имелись и у представителей  утопического социализма 16-18 вв. Т. Мора, Кампанеллы, Фурье и др. Однако  массовое распространение и практическое  воплощение идеи тоталитаризма  получают лишь в 20 в.

Основные признаки тоталитаризма:

1.          Централизованное руководство и управление в социально-экономической сфере.

2.          Признание руководящей роли одной партии и осуществление её диктатуры.

3.          Господство официальной идеологии в духовной сфере и принудительное навязывание её членам общества.

4.          Сосредоточение в руках партии и государства СМИ.

5.          Сращивание партийного и госаппарата, контроль исполнительными органами выборных.

6.          Произвол в виде государственного террора и массовых репрессий.

Разновидности тоталитаризма:

1.          Коммунистический – существовал в СССР и др. социалистических государствах. Ныне в той или иной мере он существует на Кубе, в КНДР, Вьетнаме, Китае.

2.          Фашизм – впервые установлен в Италии в 1922 г. А также существовал в Испании, Португалии, Чили.

3.          Национал-социализм – возникает в Германии в 1933 г. Имеет родство с фашизмом.

Авторитарный режим.

Авторитаризм означает антиправовой принцип властвования. Этот режим занимает  промежуточное положение между демократическим и тоталитарным режимом.

При авторитарном режиме общественная жизнь носит более свободный характер. Нет строгого контроля над всеми сферами жизни общества.

Авторитарный режим – это политический режим, в котором созданы частичные возможности для выражения социальных интересов, а отношения государства и личности построены больше на принуждении, чем убеждении, без применения средств вооружённого насилия.

По мнению многих политологов, авторитарный режим – самая распространённая форма политической власти. Этот режим опирается на силу, хотя может и не прибегать к массовым репрессиям и террору.

Признаки авторитаризма:

1.      Монополия власти, отсутствие политической оппозиции.

2.      Сохраняется автономия личности и общества во внеполитических сферах.

3.      Возможно использование карательных мер во внутренней политике.

4.      Навязанное единомыслие и повиновение.

Поскольку авторитарные режимы существуют с давних пор и до настоящего времени, их подразделяют на старые, традиционные, и новые, современные.

Традиционные авторитарные режимы основаны на различных культах, где неглубокое социальное расслоение, сильны традиции, религия. Это страны Персидского залива: Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Бахрейн, а также Бруней, Оман и др.

В этих странах отсутствует разделение властей, политическая конкуренция, власть сконцентрировалась в руках узкой группы лиц.

Современные авторитарные режимы основаны на развивающихся рыночных отношениях и характерны для стран, переходящих от традиционных обществ к демократическим. Это преимущественно страны Латинской Америки.

Информация о работе Происхождение государства и права