Развитие и становление политологии в современом мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 19:51, реферат

Краткое описание

Государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.
Государство выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами.

Вложенные файлы: 1 файл

политология.docx

— 207.94 Кб (Скачать файл)

Государство - это политическая организация  общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Государство выполняет жизненно необходимые  для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет  важнейшими общественными делами. В  то же время государство, особенно правовое, призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.

Государство - явление историческое. В первобытном  обществе не было ни государства, ни какой-либо другой политической системы. Возникавшие  проблемы, в том числе противоречия между членами общества, решались, как правило, силой авторитета вождей, общественного мнения, привычек. Однако развитие общества стало всё больше требовать адекватного и однозначного решения так называемых общих  дел.

Одновременно  происходила дифференциация социальной структуры общества, ускорившаяся с  появлением общественного разделения труда. Возникали новые социальные группы со своими специфическими интересами и потребностями. Появилась частная  собственность. В результате возникла насущная потребность в создании эффективного механизма регулирования  взаимоотношений между различными общественными группами, а также  в защите частной и коллективной собственности. Государство появляется в результате разложения родоплеменного строя, постепенного обособления от общества слоя вождей и их приближенных и сосредоточения у них управленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий под воздействием ряда факторов, важнейшие из которых:

а) развитие общественного разделения труда, выделение управленческого  труда в целях повышения его  эффективности в специальную  отрасль и образование для  этого специального органа - государства;

б) возникновение в ходе развития производства частной собственности, классов  и эксплуатации (марксизм). Не отрицая  влияния этих факторов, большинство  современных ученых все же не связывают  существование государства непосредственно  с возникновением частной собственности  и классов. В некоторых странах  его образование исторически  предшествовало и способствовало классовому расслоению общества. В ходе исторического  развития по мере стирания классовых  противоположностей и демократизации общества государство все более  становится надклассовой, общенациональной организацией;

в) завоевание одних народов другими (Ф. Оппенгеймер, Л. Гумплович и др.). Влияние завоеваний на образование и развитие государства несомненно. Однако его не следует абсолютизировать, упуская из виду другие, зачастую более важные факторы;

г) демографические факторы, изменения  в воспроизводстве самого человека. Имеется в виду, прежде всего, рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к  оседлому образу жизни, а также запрет кровосмешения и упорядочение брачных  отношений между родами. Все это  повышало потребность общностей  в регулировании взаимосвязей этнически  близких людей;

д) психологические (рациональные и эмоциональные) факторы. Одни авторы (Т. Гоббс) сильнейшим мотивом, побуждающим человека к  созданию государства, считают страх  перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь и имущество. Другие же (Дж. Локк) ставят на первый план разум людей, приведший их к соглашению о создании специального органа -- государства, способного лучше обеспечить права людей, чем их традиционные формы общежития. Контрактные теории государства подтверждаются некоторыми реальными фактами. Так, например, договорная система княжения существовала в Древнем Новгороде, где с приглашаемым на определенный срок князем заключался договор, невыполнение которого могло повлечь за собой его изгнание. Под прямым влиянием теории «общественного договора» создавалось американское государство -- США. И все же, несмотря на эти и некоторые другие исторические факты, реальное государство возникло не в результате добровольной передачи индивидами части своих прав, специально созданному для защиты граждан и общества органу, а в ходе длительного естественноисторического развития общества;

е) антропологические факторы. Они  означают, что государственная форма  организации коренится в самой  общественной природе человека, ее развитии. Еще Аристотель утверждал, что человек как существо в высшей степени коллективное может существовать только в рамках определенных форм общежития. Государство, подобно семье и селению, «есть естественная форма общежития». Оно возникает в результате развития человеческой природы и с помощью права вносит в жизнь людей справедливые, нравственные начала. Идеи Аристотеля используются современными естественноисторическими концепциями государства, которые рассматривают его как органически присущую человечеству на определенной стадии развития форму общежития, без которой общество обречено на деградацию и распад. Некоторые сторонники антропологического объяснения государства утверждают, что в его основе лежит не только социальная природа человека, но и его прирожденное несовершенство, проявляющееся в невозможности индивидуального существования, а также в агрессивности и конфликтности.

В научной литературе отмечаются не только названные выше, но и некоторые  другие факторы, влияющие на образование  государств и их особенности: географическое положение, наличие или отсутствие естественных границ, климатические  условия, плодородные земли и  т. д. Многочисленные исследования показали, что государство возникает и  развивается под воздействием целого ряда факторов, среди которых едва ли можно выделить какой-нибудь один в качестве определяющего.

1.2 Признаки государства

Государства разных исторических эпох и народов  мало схожи между собой. И все  же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей  степени присущи каждому из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою  достаточно размыты. Общими для государства  являются следующие признаки:

1. Публичная (государственная) власть. Публичной она называется потому, что, что официально управляет  делами всего общества и выступает  от имени всего общества в  целом при решении вопросов, относящихся  к её компетенции. Власть существовала  и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат). Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию. Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т. е. той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль в реализации принуждения принадлежит отрядам вооруженных людей и специальным учреждениям (армии, полиции, тюрьмам и т. п.).

Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев. Этот признак отличает государство  от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.

2. Территория, очерчивающая границы  государства. Это пространственная  основа государства. Она включает  сушу, недра, водное и воздушное  пространство и др. Законы и  полномочия государства распространяются  на людей, проживающих на определенной  территории. Само оно строится  не по кровнородственному или  религиозному признаку, а на основе  территориальной и, обычно, этнической  общности людей. На своей территории  государство осуществляет независимую  власть и имеет право защищать  территорию от вторжения со  стороны других государств.

3. Население. Его составляют люди, проживающие на территории государства.  Население государства может  состоять из людей одной национальности  или быть многонациональным, как,  например, в России, где проживает  более 60 наций. Государство будет  стабильным и будет развиваться,  если отношения между ними  будут добрососедскими, а не  конфликтными.

4. Суверенитет, т.е. верховная власть  на определенной территории. В  любом современном обществе имеется  множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д. но высшей  властью, решения которой обязательны  для всех граждан, организаций  и учреждений, обладает государство.  Лишь ему принадлежит право  на издание законов и норм, обязательных для всего населения.  Это независимость государства  при решении внутренних и внешних  вопросов его жизни. Иначе,  суверенитет -- это самостоятельность, неподчиненность, неподотчетность государства кому-либо. Различают внутренний и внешний суверенитет. Внутренний суверенитет означает, что государственная власть независимо решает все вопросы жизни страны, и эти решения имеют обязательный характер для всего населения. Внешний суверенитет позволяет государству самостоятельно строить свои взаимоотношения с другими государствами, основываясь на своих интересах. В международных отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства не обязаны юридически подчиняться другим государствам.

5. Монополия на легальное применение  силы, физического принуждения. Диапазон  государственного принуждения простирается  от ограничения свободы до  физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших  ценностей, каковыми являются  жизнь и свобода, определяет  особую действенность государственной  власти. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы - армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

6. Право на взимание налогов  и сборов с населения. Это  обязательные платежи с получаемого  дохода граждан и организаций.  Их размеры и сроки уплаты  устанавливает государство, издавая  соответствующие законы. Налоги  необходимы для содержания многочисленных  служащих и для материального  обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной  и т.д., для содержания государственных  органов, армии, выплаты пенсий, пособий многодетным семьям, безработным,  инвалидам. Если в стране происходят  различного рода чрезвычайные  происшествия (ЧП), то выделяется  часть средств также из налоговых  поступлений для устранения последствий  ЧП, бедствий.

7. Обязательность членства в государстве.  В отличие, например, от такой  политической организации, как  партия, пребывание в которой  добровольно и не обязательно  для населения, государственное  гражданство человек получает  с момента рождения.

8. Неразрывная связь государства  и права. Без права государство  существовать не может. Право  юридически оформляет государство  и государственную власть и  тем самым делает их легитимными,  т. е. законными. Государство  осуществляет свои функции в  правовых формах. Право вводит  функционирование государства и  государственной власти в рамки  законности, подчиняет их конкретному  правовому режиму. При такой подчиненности  государства праву и формируется  демократическое правовое государство.

9. Претензия на представительство  общества как целого и защиту  общих интересов и общего блага.  Ни одна другая организация,  кроме разве что тоталитарных  партий-государств, не претендует  на представительство и защиту  всех граждан и не обладает  для этого необходимыми средствами.

10. Правоохранительные органы. Они  составляют особую систему, в  которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы  безопасности, внешняя разведка, налоговая  полиция, таможенные органы и  др. Они необходимы любому государству,  потому что государственная власть  осуществляется с помощью норм  права или конкретных распоряжений (приказов), носящих императивный  характер. Если к власти проявляется  неуважение или если нормы  права не исполняются, то с  помощью правоохранительных органов  применяются меры принуждения  (санкции), предусмотренные в нормах  права.

11. Армия. Она необходима для защиты  территориальной целостности государства.  Обычно пограничные споры и  военные конфликты возникают  между смежными государствами.  По своему размеру армия должна  быть способной отразить любую  агрессию. Но армия требует на  свое содержание и поддержание  боеготовности значительных материальных  затрат. В некоторых государствах  армия используется во внутренних  конфликтах.

Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающее сущность и назначение государства в обществе.

Внутренние  функции Российского государства - это основные направления его деятельности по управлению внутренней жизнью общества. Каждая функция реализуется посредством решения государством ряда конкретных задач.

Рассмотрим экономическую функцию.

В сфере экономики перед Российским государством стоят четыре основные задачи:

  • установление основных правил и координация экономических взаимоотношений;
  • контроль за соблюдением установленных правил и защита участников экономического оборота;
  • непосредственное осуществление экономической деятельности;
  • поддержка негосударственных организаций в экономическом обороте.

Информация о работе Развитие и становление политологии в современом мире