Развитие конституционного законодательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 18:19, курсовая работа

Краткое описание

Конституция важна и необходима для современного государства, прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности, каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное – конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Понятие Конституции…………………………………………………5
1.1.Конституция: понятие, функции ...…………………………………………..5
1.2.Виды Конституции ……………………………………………………………9
ГЛАВА II. Этапы развития Конституции Российской Федерации…………...12
2.1. Конституция РСФСР 1918 года: принятие, основные положения……….12
2.2. Вторая конституция РСФСР и первая конституция СССР……………….15
2.3. Третья конституция………………………………………………………….18
2.4. Четвертая конституция……………………………………………………...20
2.5. Конституция Российской Федерации 1993 года…………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………………………32

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 43.42 Кб (Скачать файл)

Высказывается противоречащая правовому идеалу и теории права  мысль, что каждая норма, любой закон, как всякий текст, по природе своей  неясны и допускают разные толкования. В Конституционном Суде Российской Федерации видят орган, призванный вносить определенность в неясно составленную Конституцию. Между тем, роль Конституционного Суда состоит  в толковании Конституции, а не в  восполнении пробелов законодательства и создании новых норм.

При создании Конституции  имело место заимствование западных образцов демократии, «мировых стандартов». Но апробированные  в других странах  принципы в российских условиях оказываются  либо нежизнеспособными, либо искаженными, изуродованными. За демократическим  фасадом нередко скрывается антидемократическая  сущность. Для подтверждения данной мысли воспользуемся признанием А.Н. Яковлева, сделанным накануне думских  выборов в 2003 г.: «Когда я смотрю на нынешние выборы, на сегодняшнюю Думу, меня ужас берет. Вместо парламента –  примитивная лоббистская организация. Одни пошли в депутаты, чтобы денег  заработать, других хозяева послали  интересы фирмы отстаивать, третьи от суда прячутся… Если бы я мог  это предвидеть, не знаю, стал бы я  проповедовать демократию». Низкий уровень явки избирателей в декабре 2003 года, видимо, подтверждает, что не только А.Н. Яковлев испытывал разочарование  в существующей политической системе.

Законодателю следует  ориентироваться не на мировые стандарты, не на заимствование, а на поиски модели, пусть менее совершенной, но зато соответствующей условиям национальной жизни и потому работающей и способной  вывести страну из кризиса, в котором  она пребывает не одно десятилетие. Без творческого приспособления мирового опыта Конституция РФ остается политической декларацией, а не основополагающим источником действующего права.

Заключение

Конституция является фундаментом  системы права. Выступая ядром, фундаментом  системы права, Конституция действует  не изолированно, а в рамках этой системы. Конституция - органическая составная  часть и центральное звено, главный  структурообразующий элемент системы  права, её основной юридический источник. Значение конституции проявляется  и в том, что она устанавливает  исходные начала функционирования всей системы права и одновременно входит в систему каждой отрасли  права и законодательства как  базовый источник. 

История Российской Федерации  насчитывает 5 конституций – 1918, 1925, 1937, 1978 и 1993 годов. Сроки их действия составляли последовательно 7, 12, свыше 40 и 15 лет, что показывает в целом  относительную стабильность конституций.

Принятие каждой из них  знаменовало существенные изменения  в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый  этап в истории развития государства, отражало утверждение новых концепций  или углубление и развитие прежних.

Первые четыре Конституции  РСФСР были по своему типу советскими социалистическими конституциями. Несмотря на существенные особенности, присущие каждой из них, они развивались  в соответствии с принципом преемственности, отражающей сохранение социалистических ценностей, утверждение советской власти, носили классовый  характер, выступая как воплощение диктатуры рабочего класса, затем его руководящей роли.

Всем конституциям советского типа был присущ в значительной мере фиктивный характер. Они провозглашали  принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни. Это относилось к утверждаемым в них принципам принадлежности власти трудящимся, полновластия Советов, федеративного устройства России, возможностям использования гражданами закрепленных в конституциях прав и свобод.                                                                                   

Одним из необходимых условий  устойчивого развития  Российского  государства является создание и  эффективное функционирование системы  отечественного конституционного законодательства, которое должно быть направлено прежде всего на реализацию положений Конституции  Российской Федерации. Необходимо отметить, что понятие «конституционное законодательство»  существовало не всегда и появилось  относительно недавно. Кроме того, понятие  «конституционное законодательство»  производно от понятия законодательство, в целом, и понимается в широком  и узком значениях. В широком  понимании конституционное законодательство включает в себя не только законы, но и иные нормативные правовые акты, которые регулируют общественные отношения, входящие в предмет конституционного права как отрасли права[3]. Узкое  же понимание конституционного законодательства сводится к совокупности собственно законов, предметом регулирования  которых являются конституционные  отношения, в целях их объективного обзора и информации, учета и систематизации, динамичного законотворчества и  должного правоприменения[4].  

         Таким  образом, конституционное законодательство, отражаясь во всем правовом  массиве, должно строиться на  принципах, пронизывающих все  отрасли, подотрасли, институты и  нормы права, а именно: обеспечение  прав и свобод человека и  гражданина; законности; справедливости; гуманизма; гласности; равенства  перед законом; обязательности  судебных постановлений и ряд  других принципов. В то же  время эффективность конституционного  законодательства видится в построении  единообразной, непротиворечивой, стройной  нормативно-правовой системы, направленной  на регулирование всего спектра  общественных отношений. 

Литература

1.     Конституция  РФ от 12.12.93г.- : ГАРАНТ – справочная  правовая система;

2.     Конституция  (Основной Закон) РСФСР от 10.07.1918г.- : ГАРАНТ – справочная правовая  система;

3.     Конституция  (Основной Закон) СССР от 31.01.1924г. - : ГАРАНТ – справочная правовая  система;

4.     Конституция  (Основной Закон) РСФСР от 11.05.1925г.  – ГАРАНТ – справочная правовая  система;

5.     Конституция  СССР от 05.12.1936г.-: ГАРАНТ – справочная  правовая система;

6.     Конституция  РСФСР от 21.01.1937г. - : ГАРАНТ – справочная  правовая система;

7.     Конституция  СССР от 7.10.77г. - : ГАРАНТ – справочная  правовая система;

8.     Конституция  РСФСР от 12.04.78г. - : ГАРАНТ – справочная  правовая система;

9.     Баглай М.В.  Конституционное право РФ: уч-к  для вузов / М.В. Баглай. – 3-е  изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА  – ИНФРА.М, 2002. – 800С.;

10. Ескина Л.Б. Два юбилея  российской Конституции.:[К 80-летию  Конституции РСФСР и 5-летию  Конституции РФ] // Изв. вузов. Правоведение.- 1999.- N 1.;

11. Коваленко А.И. Конституционное  право РФ. – М.: Артания, 1995. – 192С.;

12. Козлова Е.И., Кутафин  О.Е. Конституционное право РФ: Учебник, М.: Юристъ, 1995. – 480С.;

13. Мартышин О.В. Конституция  РФ 1993 года как памятник эпохи  // Государство и право. – 2004. – N4.;

14. Михалева Н.А. Социалистическая  конституция. Проблемы теории. М., 1981.;

15. Проблемы конституционного  развития РСФСР: [статьи] // Советское  государство и право. – 1991. – N3.;

16. Румянцев О.Г. Основы  конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления. - М.: Юристъ, 1994.;

 

17. Черниловский З.М. Всеобщая  история государства и права.  – М.: Юристъ, 2000.;

18. Чистяков О.И. Конституция  РСФСР 1918 года. - : ГАРАНТ – справочная  правовая система;

19. Чистяков О.И. Конституция  СССР 1924 года. - : ГАРАНТ – справочная  правовая система;

20. Эбзеев Б.С. Конституция,  правовое государство, конституционный  суд: уч. пособ. для вузов. –  М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. –  349С.;

21. Эбзеев Б.С. Советское  государство и права человека.: Конст. вопр. / Под ред. И.Е. Фабера. – Саратов: изд-во Саратовского  ун-та, 1986.- 180С.

         

[1] История Государства  и права России: Учебник для  вузов / Под ред. С.А. Чибиряева  – 1998.

[2] Ескина Л.Б. Два юбилея  Российской Конституции // Правоведение. - №1. – 1999г.

[3] Большой юридический  словарь. С. 276.

[4] Концепция развития  конституционного законодательства. Под редакцией: Т.Я. Хабриевой,  Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского, М. 2004 г. С. 22


Информация о работе Развитие конституционного законодательства в России