Развитие конституционного законодательства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 13:41, реферат

Краткое описание

В данной работе будут рассмотрены и раскрыты:
- понятие конституции в целом;
- виды конституций, которые выделяются конституционным правом на современном этапе развития этой науки;
- этапы развития Конституции Российской Федерации.

Содержание

. Введение………………………………………………………………………………стр 3
2. Понятие конституции……….………………………………………………………..стр 3
3. Виды конституций…...……………………………………………………………….стр 4
4. Этапы развития Конституции Р.Ф...………………………………………………...стр 6
5. Первая Конституция………………………………….………………………………стр 8
6. Вторая Конституция……………………………………………………………...…..стр 9
7. Третья Конституция…………………………………………………………...……..стр 11
8. Четвертая Конституция……………………………………………………...……….стр 12
9. Конституция Российской Федерации 1993 года…………………………………....стр 14
10.Заключение.………………………………………………………………………......стр 16
11.Литература.…………………………………………………………………………...стр 17

Вложенные файлы: 1 файл

тгп.docx

— 44.99 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

 

1. Введение………………………………………………………………………………стр  3

2. Понятие конституции……….………………………………………………………..стр  3

3. Виды конституций…...……………………………………………………………….стр 4

4. Этапы развития Конституции Р.Ф...………………………………………………...стр 6

5. Первая Конституция………………………………….………………………………стр 8

6. Вторая Конституция……………………………………………………………...…..стр  9

7. Третья Конституция…………………………………………………………...……..стр  11

8. Четвертая  Конституция……………………………………………………...……….стр  12

9. Конституция  Российской Федерации 1993 года…………………………………....стр  14

10.Заключение.………………………………………………………………………......стр  16

11.Литература.…………………………………………………………………………...стр  17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

Развитие  Российского государства подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. Конституция важна и необходима для современного государства, прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное – конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство.

  Исключений сегодня практически  не существует. Даже Великобритания, в которой нет единого и  кодифицированного основного закона, располагает комплексом юридических  актов,  а также традиций, составляющих  в совокупности ее конституцию.

Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства.

Если  представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране, в  виде определенного организованного  и взаимосвязанного целого, некоей системы, то конституция – это  основание, стержень и одновременно источник развития всего права. На базе конституции происходит становление  различных отраслей права,.

Значение  конституции определяется тем, что  нормы, установленные в ней, должны выступать как форма воплощения государственной воли народа.

В данной работе будут рассмотрены  и раскрыты:

 

- понятие конституции в целом;

 

- виды конституций, которые выделяются  конституционным правом на современном  этапе развития этой науки; 

 

- этапы развития Конституции Российской  Федерации.

 

 

Понятие конституции

 

 

Конституция в любом государстве – это  правовой акт высшей юридической  силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной  и общественной жизни. Главный источник национальной системы права.

Конституция – это основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека, и гражданина.

Термин  «конституция» происходит от латинского «constitutio» - установление, построение. Во времена Римской империи конституциями назывались указы римских императоров. В средние века конституциями закреплялись привилегии и вольности феодалов.

Конституция как основной закон государства  учреждает политическую форму существования  общества, систему государственных  органов, устанавливает порядок  их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека, и гражданина. Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои общества, политическую форму его существования, конституция служит правовой базой для текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения конституции. Причем, важно подчеркнуть, что оно не может и не должно «развивать» или дополнять конституцию. Соответствую основному закону государства, текущее законодательство наполняет его положения конкретным содержанием. При этом конституционные нормы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего законодательства. Все законы и правовые предписания властных структур государства должны соответствовать конституции – их правовой основе. Те из них, которые противоречат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене.

В отличие от обычных законов, основной закон государства характеризуется  стабильностью и долговечностью.

Конституция - обязательный признак правового  государства, основанного на господстве права, отрицании произвола власти и бесправия подвластных.

Регулирующая  роль конституции касается всего  общественного организма. Она охватывает не только государственную организацию, но и негосударственные сферы  – социально-экономическое устройство, культурную жизнь, отношения в сфере  гражданского общества. Никакая конститу3ция  не может обойти взаимоотношения  государства с институтами собственности, общественными и религиозными учреждениями. Нормы конституции, как правило, в целом оказывает формирующее  воздействие на различные стороны  общественной жизни – государственно-политическую, экономическую, социальную и духовную.

Конституцию можно рассматривать как микромодель  общества, его юридический каркас, в рамках и на основе которого функционирует  механизм государственной власти, обеспечиваются права и свободы граждан.

С течением времени понятие конституции  эволюционировало. В нынешнем понимании, как единый правовой акт высшей юридической  силы, закрепляющий права и свободы  граждан, определяющий социально-политическое и государственное устройство, конституции  появились в качестве противовеса  монархии, абсолютизму в результате победы буржуазно-демократических  революции на американском и европейских  континентах. Прототипами европейских  конституций стали конституционные  хартии периода провозглашения независимости  английских колоний в Америке. Французская  революция восприняла американскую конституционную идею, а из Франции  она распространилась на другие европейские  государства.

 

 

 

Виды  конституций

 

 

Конституции можно классифицировать по различным  основаниям. В современном правоведении проводится классификация конституций по ряду признаков.

Различаются писанные и неписанные конституции. Под писаной конституцией понимается принимаемый и изменяемый в особом порядке основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, (закон законов). Название «конституция» не имеют и не могут иметь никакие иные правовые и политические документы.

Вплоть  до 30-х годов XIX века писаные конституции имелись только у Соединенных Штатов, Франции и Латиноамериканских республик, а также двух-трех других государств Европы.

Если  основной закон в государстве  отсутствует, а его роль выполняют  несколько актов, закрепляющих организацию  верховной государственной власти, права и свободы граждан, то можно говорить о неписанной конституции. Такая практика имеет место в Великобритании, Новой Зеландии.

В зависимости от соответствия  или  несоответствия тем фактическим  общественным отношениям, которые сложились  и господствуют в обществе, различают фиктивные и действительные конституции. Фиктивные конституции не выражают общественные отношения, которые функционируют в стране. Они оторваны от действительности и сугубо формальны. Действительные же конституции являются адекватным выражением и воплощением фактических общественных отношений, которые сложились в обществе. Именно они служат правовым критерием социальной природы политической власти и государства, способа их организации и деятельности на соответствующей территории, фактического статуса человека и гражданина.

По  порядку установления различают октроированные (дарованные монархом) и неоктроированные (принятые высшим законодательным органом власти, учредительным собранием или референдумом) конституции.

По  способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции можно  классифицировать на жесткие и гибкие. Жесткими являются конституции, для принятия и изменения которых установлена более сложная процедура, чем для обычных законов государства.

Если  конституция изменяется и дополняется  в том же порядке, что и текущее  законодате5льство, то ее принято относить к разряду гибких.

По  форме закрепления политической власти различаются монархические  и республиканские конституции. Современными монархическими конституциями  являются конституции Бельгии, Испании  и другие. К республиканским относятся  конституции США, ФРГ, России и республик  в ее составе и другие.

По  формам закрепляемого государственного устройства различают федеральные и унитарные (иногда приводят конфедеративные) конституции. Федеральная конституция закрепляет принципиальные устои образования федеративного государства: цели объединения субъектов в единый государственный союз, государственно-правовой статус целого и частей (федерации и ее субъектов), разграничение компетенции между ними. Она регулирует систему, структуру и порядок формирования органов законодательной, исполнительной и судебной властей федерации, определяет их компетенцию, механизм конституционной ответственности. Федеральными являются конституции США, ФРГ, России. Унитарными – конституции Италии, Франции.

В правовой науке существует также  классификация конституций на юридическую и фактическую. Термином «фактическая конституция» или «материальная конституция», обозначаются реально сложившиеся в той или иной стране основы существующего государственного и общественного строя. Юридическая конституция – это нормативно правовой акт высшей юридической силы. Юридическая конституция вплетается в ткань фактической. Сущность юридической конституции, ее содержание предопределены фактической конституцией, социально-экономическими и общественно-политическими процессами на различных этапах развития общества и государства.

Современное отечественное правоведение отказывается от идеологизации социальных институтов, сближаясь в этом с западной юриспруденцией. Преодолен взгляд на конституцию  как на юридический документ, устанавливающий  политическое господство определенного  класса. Конституция рассматривается  теперь как форма выражения народных, а не классовых интересов, правовой регулятор общесоциальных процессов. Конституция – это всегда общественный компромисс, вызванный политическими  реалиями. Она служит средством целенаправленного  воздействия на общественные отношения, условием согласованных действий всех социальных слоев общества. При таком  подходе общие интересы превалируют  над классовыми, общечеловеческие над  национальными. Конституция является уникальным учредительным правовым актом, юридически закрепляющим суверенитет, независимость и верховенство государственной власти. Она выступает правовой основой становления и развития гражданского общества, закрепляет основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, форму государственного устройства, систему институтов государственной власти и местного самоуправления. Конституция обеспечивает стабильность конституционного строя. Создает баланс институтов государственной власти.

 

 

 

Этапы развития Конституции

Российской  Федерации

 

 

Предыстория конституции в России берет свое начало в начале ХIХ века. Либеральные конституционные идеи пробивали себе дорогу в борьбе с доктриной самодержавия. Русская либерально-правовая мысль исходила из того, что конституция – это учредительный закон, устанавливающий основные начала государственного устройства страны. В лекциях и публикациях либеральных профессоров государственного права Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов в конце 50-х – начале 60-х годов ХIХ века (А.С. Алексеева, М.М. Ковалевского, Ф.Ф. Кокошкина, С.А. Котляровского, Н.И. Лазаревского и других) стала проводиться идея конституционной монархии.

Сторонниками  конституционного правления были представители  наиболее прогрессивной дворянской аристократии. Они предлагали посредством  конституционных реформ осуществить  переход к конституционной монархии, обосновывали целесообразность ограничения  власти монарха народным представительством, ратовали за установление демократической  формы правления и режим законности, избавление России орт произвола  чиновников и полиции. К числу  первых конституционных проектов в  России можно отнести «План государственного преобразования» графа М.М. Сперанского (1809) и «Государственную уставную грамоту  Российской империи» Н.Н. Новосильцева (1818). Сперанский в своем проекте  выдвигал идею конституционной монархии, ограниченной парламентом, и постепенной  отмены крепостного права. Под конституцией он понимал государственный закон  «определяющий первоначальные права  и отношения всех классов между  собой».

Интерес представляют конституционные воззрения  декабристов, выраженные в «Русской правде» П.И. Пестеля и конституционном  проекте Н.М. Муравьева, а также  «Манифесте к русскому народу» Северного  общества. В конституционном проекте  Н.М. Муравьева, формой государства  признавалась конституционная монархия. Законодательная власть передавалась Народному вече, исполнительная –  наследственному монарху; судебная – Верховному судилищу. Россия становилась  федерацией, закреплялось равенство  всех перед законом, свобода слова, печати, собраний, союзов, вероисповедания, отмена сословных различий.

Однако  прогрессивные идеи конституционных  преобразований в России того времени  остались нереализованными, так как  не имели ни социально-экономических, ни политических предпосылок. Законы Российской империи выражали идею самодержавия, а конституция повлекла бы ограничение  царской власти.

Информация о работе Развитие конституционного законодательства в Российской Федерации