Разделение властей в государственном механизме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 18:50, курсовая работа

Краткое описание

Тема государственный механизм и разделения властей в истории государства и права является достаточно актуальной на современном этапе, особенно для Российского государства. Связано это с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства. С коренной ре-конструкцией государства и соответствующих государственных структур, начавшийся на рубеже 80–90-х годов ХХ века в России, с выдвижением, в связи с этим, общегосударственной цели — создания правового государства, вопрос места и роли разделения властей в правовом государстве, приобретает внимание со стороны отечественных теоретиков права

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА. 4
1.1. Понятие механизма государства. 4
1.2. Понятие и система органов государства. 7
1.3. Принцип организации деятельности государственного аппарата. 10
2. ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ. 15
2.1. Основные идее и эволюция разделения властей. 15
2.2. Назначение роль теории разделения властей. 18
2.3. Разделение властей в государственном механизме. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

Вложенные файлы: 1 файл

ольгин курсач по ТГП.doc

— 231.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, можно сделать следующие выводы:  

Принцип разделения властей может быть присущ только демократическому государству, — ни в рабовладельческом, ни в феодальном государстве он невозможен, так как сам принцип подразумевает наличие экономически свободного собственника.

Для фактического осуществления этого принципа необходимы определенные объективные условия — достаточная степень развития производительных сил, а также субъективные — уровень политического сознания общества.

 

2.2. Назначение и роль теории  разделения властей.

«Разделения властей — в праве это доктрина, политико-правовой принцип  рациональной организации и осуществления государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов»13.

Следует различать разделение властей в широком  узком смысле. Разделение властей в широком смысле включает в первую очередь формирование и последовательное проведение принципа разделения судебной власти с властями исполнительной и  законодательной, независимость суда и подсудность главы исполнительной власти. Разделение властей в узком смысле в государствоведческой литературе чаще всего рассматривают с позиций разделения и структурно-функционального разграничения каждодневной деятельности исполнительной  законодательной властей.

Власть портит людей, бесконтрольная же власть портит вдвойне. Более того, заведомо заложенное смирение перед властью становится оборотной стороной столь же бесспорного превознесения, обожествления этой самой власти. Разумеется, в первую очередь это возможно в ситуации низкого уровня развития конституционных знаний в обществе и в стране. Поэтому, самый трудный вопрос заключается в том, как обеспечить контроль за деятельностью высших органов государства, ибо над ними невозможно учредить какую-то контролирующую инстанцию, не ущемив их статута и престижа. В противном случае они автоматически утратят качество высших, превратятся в подконтрольные органы. Ответ на этот вопрос дал принцип разделения властей, над разработкой которого трудились многие ученые.

Суть данного принципа состоит в том, что единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви — законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом. Как писал Ш. Монтескье, «чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга»14

Высшие органы государства, действующие на основе указанного принципа, обладают самостоятельностью. Но среди них все же должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в целом. Создатели учения о разделении властей полагали, что лидирующая роль должна принадлежать законодательным (представительным) органам.

В России, где традиции демократически избранной представительной власти не слишком уж развиты, чаще всего делают упор на разделение законодательной и исполнительной властей. Однако краеугольным камнем доктрины разделения властей является сильная независимая и равноправная судебная власть. Без этого даже разделенные законодательная  и исполнительная власти могут быстро зайти в тупик, а то и в кровавые разборки.

Законодательная власть может принять законы, сформировать вооруженные отряды, дать средства или отказать в деньгах, а исполнительная власть, которая олицетворяется президентом и правительством, командуя армией, полицией и силами безопасности и имея государственную казну в руках, решает любые вопросы. Ее главное предназначение —исполнение законов, их реализация. В подчинении исполнительной власти находится большая сила — чиновничий аппарат, «силовые» министерства и ведомства. Все это составляет объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти как раз органами исполнительной власти.

 В  сравнении с ними  судебная  власть довольно хрупка, базируется  больше на юридической моральной  силе, чем на реальном аппарате  и механизме, которые могли бы исполнить судебный приговор или решение. Проще говоря, без других властей, особенно исполнительной, суд не в состоянии собственными силами добиться исполнения своих решений. Разделения властей в той или иной мере проводится в жизнь во всех демократических странах. 

Таким образом, роль теории разделения властей велика:

Во-первых, реализация разделение властей неизбежно приводит к разделению труда между органами государства, в результате чего обеспечивается повышение эффективности их деятельности (поскольку каждый орган специализируется на «своей» работе), создаются условия для роста профессионализма их работников.

 Во-вторых, разделение властей позволяет решить сложнейшую проблему — создать непрерывно действующий конституционный взаимоконтроль высших органов государства, чем предупреждаются сосредоточение власти в руках одного из органов и установление диктатуры.

И, в-третьих, умелое использование разделения властей взаимно усиливает высшие органы государства и повышает их авторитет в обществе.

Но вместе с тем рассмотрение разделения властей, открывает немалые возможности для негативных последствий. Нередко законодательные и исполнительные органы стремятся переложить друг на друга ответственность за неудачи и ошибки в работе, между ними возникают острые противоречия и др.

 

2.3 Разделение властей в государственном механизме в РФ.

«Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны»15.

Согласно действующей Конституции, президент Российской Федерации, будучи главой государства, является верховным представителем Российской Федерации и внутри страны, и в международной жизни. На него возложены выполнения задач, связанных с гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности государства.

Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил, осуществляет руководство внешней политикой, в случае угрозы агрессии вводит военное положение, а при иных особых обстоятельствах - чрезвычайное положение. Он решает вопросы гражданства, представляет кандидатуры для назначения на высшие государственные должности (например, Председателя Центробанка, судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, Генерального прокурора Российской Федерации и др.). Он формирует Совет Безопасности и Администрацию Президента, назначает полномочных представителей Российской Федерации, высшее командование Вооруженных сил.

Но государственную работу вершит не один Президент. Ее осуществляют все ветви власти, каждая из которых действует в пределах своего ведения и свойственными ей методами.

Законодательная власть - Парламент Российской Федерации — Федеральное собрание — состоит из двух палат. Это Государственная Дума, депутаты которой избираются населением страны путем всеобщих, равных и прямых выборов, и Совет Федерации, который выбирается путем косвенных выборов и включает представителей субъектов Федерации. Поскольку органом общенародного представительства является Государственная Дума, то именно на эту палату возложен контроль за деятельностью Правительства и ей принадлежит право выражения вотума недоверия.

Государственная Дума единственный законодательный орган страны. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе. Депутаты Федерального Собрания обладают неприкосновенностью в течение всего депутатского срока.

В ст. 102 и 103 Конституции перечислены основные направления деятельности Федерального Собрания. В этих статьях проявляется принцип сдержек и противовесов президенту и правительству. Так, например, без согласия Федерального Собрания не могут быть назначены на свои должности судьи высшего звена, Председатель Правительства и т.д. Федеральное Собрание рассматривает все вопросы, связанные с основной экономической деятельностью правительства: федеральный бюджет;  федеральный сбор налогов и т.д. Все эти полномочия Федерального Собрания направлены на недопущение чрезмерного усиления  исполнительной власти и Президента.

«Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации»16.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. при назначение Президенту придется считаться с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры  Президенту на должности его заместителей и федеральных министров.

Правительство РФ обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства: осуществляет разработку государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики; осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения и т.д.

Сильная исполнительная власть в России нужна. Но также нужен и механизм взаимных сдержек и противовесов. Многие  называют исполнительную власть доминирующей в системе государственных органов. Но эта тенденция государственно-правового развития России прослеживается достаточно ясно. Также это отвечает общим тенденциям усиления исполнительной власти во всем мире.

К сожалению, все еще традиционно слабым местом остается в России судебная власть. Прокламированные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как - то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы.

По Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными органами являются: Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд.

«Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам…»17.

«Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров…»18.

«Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ. О соответствии Конституции издаваемых нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации»19.

Таким образом, принцип разделения  властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. И еще создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов — одна из важных задач России.

Анализ выполненных исследований по данной главе свидетельствует              о том, что по общему правилу, вытекающему из разделения властей, законодательная и исполнительная власти не должны подменять друг друга и не должны вторгаться в осуществление функций, зарезервированных за каждой из них. Однако преобладающая в ряде стран тенденция к укреплению исполнительной власти в значительной мере связанна с усложнением и ускорение общественной жизни, что требует быстрых и оперативных решений по жизненно важным вопросам. Но слабость исполнительной власти, чрезмерное вмешательство парламента в сферу правительственной деятельности неизбежно влечет за собой правительственную нестабильность, что может привести к серьезным политическим осложнениям. Именно так произошло, например, с Четвертой Республикой во Франции (1946-1958 гг.).

Принцип разделения властей в каждой стране свой. Этот принцип является неотъемлемой частью любого демократического государства. Надо иметь ввиду, что демократия, основанная на единых принципах, всегда многообразна и эволюционирует, ведя страну вперед, нужно лучше приспосабливаться к политическим изменениям в обществе. А антидемократические режимы всегда одинаковы и приводят страну к неизбежному кризису.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В результате проведенного исследования по теме понятие структуры государственного механизма и разделения властей можно сделать следующий основополагающий вывод:

Разделение властей между государственными органами происходит вследствие разнообразия стоящих перед  государством социально-политических, экономических и прочих задач, решаемых в рамках единой государственной власти. При этом за каждым органом закрепляются определенный круг задач государственной власти, соответствующих его компетенции.

Следовательно, одностороннее ослабление законодательной, исполнительно-распорядительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства.

Непосредственно организация и деятельность государственного аппарата осуществляется на основе ряда принципов, под которыми понимаются руководящие идеи, начала, лежащие в основе его создания и функционирования, и проявляющиеся как в деятельности государственного аппарата в целом, так и в его отдельных частях, структурно обособленных единицах.

Принцип разделения властей существует не только в теории государства и права, он реально осуществляется на практике в различных государствах мира, причём имеет место в различных формах, вариантах, не теряя при этом своего содержания. В Российской Федерации государственная власть также строится на основе этого принципа, хотя при этом имеет свои специфические особенности.

Информация о работе Разделение властей в государственном механизме