Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 01:25, курсовая работа
Начало XXI века означает для Российского государства новый этап его развития и модернизации политической системы. Российское общество это, прежде всего - современное, развитое гражданское общество. Современный процесс преобразования российского общества поставил перед государством множество сложных, правовых, политических, экономических и социальных задач, требующих своего решения. Среди них - необходимость теоретического осмысления существования и функционирования в Российской Федерации принципа «сдержек» и «противовесов». Современная ситуация такова, что теоретические идеи сосуществования и взаимодействия ветвей власти требуют своей реализации в реальных юридических конструкциях.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВЕТВИ ВЛАСТИ КАК ЕДИНЫЙ МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СТРУКТУРЕ ГОСУДАРСТВА 5
1.1 Ветви государственной власти и их органы. 5
1.2. Единство и взаимодействие государственной власти. 13
1.3. Разделение властей как основа конституционного строя. 15
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЦИПА «СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ». 18
2.1. Понятие и признаки принципа «сдержек и противовесов». 18
2.2. Соотношение принципа разделения властей и системы «сдержек и противовесов». 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
По общему правилу, вытекающему из разделения властей, законодательная, исполнительная власти и судебная не должны подменять друг друга и не должны вторгаться в осуществление функций, зарезервированных за каждой из них. Правовая система сдерживания и уравновешивания независимых властных центров в конституциях получила свое определение как система «сдержек и противовесов».
2.2. Соотношение принципа разделения властей и системы «сдержек и противовесов».
В научной и специальной литературе существует множество подходов к исследованию принципа «разделения властей», и даются различные оценки данного принципа в государственно-правовой практике. По мнению Л.М. Энтина: «…построение и функционирование демократического механизма власти без применения принципа разделения властей не возможно». Так, Ю.А. Дмитриев и А.М. Николаев считают: «…закреплена своеобразная конструкция системы «сдержек и противовесов» на федеральном уровне, вызывающая несбалансированность ветвей государственной власти». Н.А. Боброва делает, например, такой вывод: «Конституция, провозгласившая правовое государство, разделение властей и широкие, неотчуждаемые права человека и гражданина во многих своих позициях оказалась фиктивной. Никакого «баланса» властей она не ввела, демократия еще в большей степени приобрела черты элитарности, правовое государство - недосягаемый идеал». С.А. Авакьян, рассуждая о проблемах модели организации публичной власти в Российской Федерации, критикует отдельные положения установленного принципа разделения властей, «суперпрезидентскую власть» и «ослабленный парламент». При этом, как верно отмечает В.А. Шеховцов, российский парламентаризм теоретически не предусматривает наделения какой-либо ветви государственной власти полномочиями и функциями верховной власти. Но в реальности имеет место смещение баланса властей в сторону Президента РФ и исполнительной власти. По мнению И.Л. Петрухина, система разделения властей может приобрести смысл и логику только в том случае, если имеется объединяющая все ветви верховная власть, которой и является власть Президента. По утверждению И.В. Филиппова, в Российской Федерации наличие системы президентской власти с ее конституционными полномочиями обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти не только делает бессмысленным всякое разделение властей, не только представляет реальную угрозу демократии, но и способствует сползанию общества к режиму личной власти. По мнению В.С. Шевцова: «Но если президентская власть, находясь вне системы разделения властей, образует собственную систему…, то тогда следует говорить уже о реальном существовании двух систем: системы президентской власти с ее конституционными полномочиями обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти и системы разделения законодательной, исполнительной и судебной властей».
Таким образом, принцип разделения властей имеет особое значение для становления демократического общества. Он выражает разделение зон ответственности между государственными органами, рассредоточенность государственной власти, предупреждающую ее превращение в авторитарную или тоталитарную власть. Этот принцип предполагает, что все три власти имеют равный вес в политической системе государства и служат уравновешивающим механизмом друг для друга.
Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется.
Механизм «сдержек и противовесов» - предполагает собой конкуренцию различных органов власти, наличие средств для их взаимного сдерживания и поддержания относительного равновесия сил.
«Сдержки и противовесы», с одной стороны, поощряют сотрудничество и взаимное приспособление органов власти, а с другой – создают потенциал для конфликтов, которые чаще всего разрешаются путём переговоров, соглашений и компромиссов.
Принцип разделения
властей - это рациональная организация
государственной власти в демократическом
государстве, при которой осуществляются
гибкий взаимоконтроль и
Наиболее трудным
вопросом возникающим в праве
является вопрос о том, как
обеспечить контроль за
В настоящее время многие государства мира приходят к этому принципу, то есть большинство стран мира поняли, что настоящее правовое государство в большинстве случаев не правовое.
В основе концепции
разделения властей на
Деятельность государственной
власти по осуществлению своих
функций облекается в правовые
формы: правотворчество, исполнительно-
В соответствии
с этим можно выделить три
основные функции (формы): законодательную
(правотворческую), управленческую
(исполнительную) и судебную. Причём
каждая из названых функций
может осуществляться совокупно
Каждая из этих властей имеет основную, соответствующую её наименованию функцию, но обладает, хотя и в меньшей степени, другими функциями. Так, исполнительная власть помимо управленческой деятельности осуществляет нормотворческую, а также в некоторой степени судебные полномочия. Законодательные органы, в свою очередь, имеют кроме законодательных и иные функции исполнительную (работа ряда комитетов и комиссий) и судебную (вопросы ответственности депутатов).
Говоря о характере
взаимоотношений между этими
тремя властями, можно обратить
внимание на два основных
Эти два положения – суть теории разделения властей, но об этом нередко забывают акцентируя внимание только на механизме «сдержек и противовесов».17
Из всего рассмотренного, можно сделать следующие выводы:
1) Принцип разделения властей может быть присущ только демократическому государству, ни в рабовладельческом, ни в феодальном государстве он невозможен, так как сам принцип подразумевает наличие экономически свободного собственника - основного представителя общества, обладающего и политическими правами.
2) Для фактического осуществления этого принципа необходимы определённые объективные условия достаточная степень развития производительных сил и отношений, а также субъективный уровень политического сознания общества.
3) Теория права предлагает разные варианты механизма действия принципа разделения властей.
Так же становится ясно что, каждая из трех ветвей власти занимает своё место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий органов государственной власти в установленных пределах, именно это и является сутью механизма «сдержек и противовесов».
«Сдержки и противовесы», с одной стороны, поощряют сотрудничество и взаимное приспособление органов власти, но вместе с тем рассматриваемая система «сдержек и противовесов» открывает немалые возможности для негативных последствий. Нередко законодательные и исполнительные органы стремятся переложить друг на друга ответственность за неудачи и ошибки в работе, между ними возникают острые противоречия, которые чаще всего разрешаются путем переговоров, соглашений и компромиссов. Различные ветви власти взаимно уравновешивают друг друга. Государственная Дума принимает законы, но Совет Федерации может не утвердить закон, наложить вето, которое может быть преодолено квалифицированным большинством Думы. Закон, принятый Думой и одобренный Советом Федерации, требует его подписания и обнародования Президентом, который в свою очередь может отказаться от его подписания. Вето Президента может быть преодолено квалифицированным большинством обеих палат Федерального Собрания.
К числу механизмов, уравновешивающих ветви власти, относится право Президента при определенных условиях распустить Государственную Думу.
Со своей стороны Федеральное собрание при определенных условиях и с соблюдением установленной процедуры может отстранить Президента от власти.
Назначение Председателя Правительства - прерогатива Президента, но Государственная Дума может дать или не дать на это согласие.
Ряд высших должностных лиц назначаются на должность только Советом Федерации (Генеральный прокурор Российской Федерации, судьи Конституционного, Верховного, и Арбитражного Судов), но представляет эти кандидатуры только Президент.
В различных видах
республик механизм реализации
сдерживания одной ветви
Например, в парламентской республике глава государства (президент) не может влиять на состав и политику правительства. Правительство формируется парламентом, подотчетно и подконтрольно ему (действует принцип политической ответственности правительства перед парламентом); остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. Президент - глава государства, но не глава правительства. Полномочий у президента меньше, чем у премьер-министра, который является главой правительства и лидером правящей партии или партийной коалиции. Верховная власть принадлежит парламенту, избираемому населением страны.
Президент избирается
парламентом или более широкой
коллегией с участием
В президентской республике глава государства (президент) лично или с последующим одобрением верхней палаты парламента формирует состав правительства, которым руководит сам. Правительство, как правило, несет ответственность перед президентом, а не парламентом (возможен парламентский контроль). Полномочия президента позволяют ему контролировать деятельность парламента (право его роспуска, право вето и др.).
Президент избирается
внепарламентским путем - прямыми
или непрямыми выборами
Глава государства (президент)
предлагает состав
Президент избирается внепарламентским путем (Украина, Финляндия, Франция, Португалия, Ирландия, Исландия, Словения, Румыния, Хорватия).18
Система «сдержек и противовесов» в той или иной мере приводится в жизнь во всех демократических странах, то есть во всех республиках, но способы его реализации на практике отличаются друг от друга. Его плодотворность определяется многими факторами. Для современных государств механизм «сдержек и противовесов» выступает в качестве определяющего в организации механизма государства. Стало тривиальным положение о существовании в механизме государства таких ветвей власти, как законодательная, исполнительная и судебная. На деле же проблема состоит не столько в том, чтобы конституционно закрепить такого рода разделение властей в механизме государства, столько фактически обеспечить самостоятельность каждой власти, ответственность каждой власти за принимаемые решения, а также добиться согласования деятельности властей в государственном механизме.19
Вместе с тем рассматриваемая система «сдержек и противовесов» открывает немалые возможности для негативных последствий. Нередко законодательные и исполнительные органы стремятся переложить друг на друга ответственность за неудачи и ошибки в работе, между ними возникают острые противоречия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Какими бы ни были разными варианты механизма действия принципа разделения властей, теория в основе определяет следующее его содержание: «Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а, следовательно, определяет, в конечном счете, правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в них.
Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности.
Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.
Информация о работе Разделение властей в механизме государства. Принцип «сдержек и противовесов»