Разделение государственных властей в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 12:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является выявление наиболее характерных черт принципа разделения государственных властей, особенностей его проявления в современной России и определения перспективы его использования в современной российской демократии. Для достижения этой цели нужно решить следующие задания:
• Во-первых, четко выделить основные черты принципа разделения властей вообще;
• Во-вторых, проследить в историческом разрезе как шло формирование этого принципа в трудах ведущих философов мира;
• В-третьих, рассмотреть на примере современной России проявление этого принципа;
• В-четвертых, доказать на примере системы сдержек и противовесов ветвей власти, что данный принцип сегодня уже действует в России ;
• В-пятых, показать трудности становления данного принципа в России сегодня.

Содержание

Введение……….…………………………………………………………. …..3
1. Появление и становление принципа разделения властей…………… …4
2. Законодательные органы государственной власти………………….. ….9
3. Исполнительная власть: система, функции……………………………. 14
4. Судебная власть……………………………………………………… …. 20
5. Система сдержек и противовесов на основе Конституции РФ…….. …23
Заключение …………………………………………………………………. 29
Список используемой литературы………………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

ТГП.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

       В 1947 году был создан  Совет национальной безопасности (СНБ), как совещательный   орган при   Президенте   с   целью   координации работы внешнеполитических органов. В состав СНБ входят  вице–президент, президент,  начальник (председатель)  Объединенного комитета  начальников штабов, директор ЦРУ,  министр обороны, госсекретарь, советник президента по  национальной безопасности,  который руководит  аппаратом СНБ и председательствует на его заседаниях.

  Кабинет  Президента  состоит из  секретарей – глав 14  исполнительных департаментов.  Министры  назначаются Президентом и утверждаются Сенатом. В состав  внутреннего  кабинета входят главы наиболее  значимых министерств.  Они   имеют  более  свободный доступ  к президенту, чем члены внешнего кабинета. Роль  кабинета  определена  Конституцией  в   качестве консультативного  органа  при   президенте.  В   Конституции   правительству посвящены всего две строчки: президент «может требовать  от   руководителей каждого дополнительного  департамента письменного мнения  по любому вопросу, относящемуся к его компетенции».9 Спецификой  правительства США является  то,  что кабинет министров практически не функционирует в качестве коллективного органа и каждое  министерство работает самостоятельно.

  Особое место в системе органов исполнительной власти принадлежит вице – президенту. Долгое время в тени  президентов  находились вице–президенты. Лишь в случае  досрочного  освобождения  должности президента,  вице–президент  случайно оказывался в  центре политической жизни.

Таким образом, исполнительная власть – это один из видов самостоятельной, публичной власти в государстве, которая осуществляет управленческую деятельность, направленную на реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества, исполнение законов, охрану правопорядка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Судебная власть

Судебная власть осуществляет важнейшую роль в ограничении  и сдерживании  исполнительной и  законодательной  ветвей власти, осуществление правового контроля их деятельности, так как именно судебная власть обеспечивает разрешение возникающих в обществе конфликтов на основе права.

Суды в РФ стоят в  одном ряду с Президентом РФ, Федеральным  Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную власть в Российской федерации.10 В соответствие со ст. 4 федерального конституционного закона РФ от 31 декабря 1996 года № 1 – ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» в судебную систему входят федеральные суды и суды субъектов РФ.

К федеральным судам относятся:

1. Конституционный суд РФ;

2. Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

3. Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Федерации относятся:

1. конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

2. мировые судьи, являющиеся судами общей юрисдикции субъектов РФ.

Основной, наиболее важной функцией судебной власти в РФ является функция  осуществления правосудия. 11

Другой важной функцией судебной власти является судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения. Эта функция отражена в ст.ст. 22, 23 и 25 Конституции РФ.

К функции судебных органов  относится толкование правовых норм. Формой выражения данной функции является толкование правовых норм Конституционным Судом Российской федерации Конституции РФ.12 Только суд может признать гражданина умершим или безвестно отсутствующим, признать имущество бесхозным. Ограничение конституционной и иной правосубъектности граждан РФ имеет немаловажное значение для правоприменительной практики. Суд разрешает только вопрос об установлении тех или иных фактов (событий), с которыми закон связывает наступление определенных правовых последствий.

В ст. 128 Конституции РФ установлено, что судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи среднего звена назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом. Мировые судьи избираются на должность в порядке, установленном законами субъектов РФ.

Теперь рассмотрим систему  судебной власти  Соединенных Штатов Америки. Известно, что судебная система США является очень сложной, так как наряду с федеральной судебной организацией «каждый штат управляет своей собственной системой судов, при этом никакие две системы не являются тождественными друг другу». 13 

В США функционируют параллельно  единая федеральная система судов  и самостоятельные судебные системы каждого из 50 штатов, округа Колумбия и четырех федеральных территорий.

Федеральная судебная система  состоит из трех уровней: окружные суды Соединенных Штатов, апелляционные  суды Соединенных Штатов и Верховный  суд Соединенных Штатов.

Окружные суды – основное звено федеральной судебной системы. Вся территория страны поделена на округа с учетом границ между штатами, так что в одном штате имеется от одного до четырех округов.

Решения судов США являются окончательными, если  только они  не касаются вопросов связанных с федеральным законодательством. В этих случаях на решения высших судов возможна апелляция в Верховный суд США. Верховный суд не имеет права рассматривать решения судов штатов по вопросам законодательства, но может решать вопросы федерального законодательства которые затронутые в деле. 

В компетенцию федеральных  судов входит в первую очередь  рассмотрение уголовных дел о  преступлениях, которые предусмотрены  федеральным законодательством, и  гражданских дел по искам к  федеральным властям, а так же по спорам, которые возникают в связи с применением федеральных законов или между гражданами, которые проживают в двух различных штатах  при сумме иска не превышающей 10000 долларов.

Таким образом, судебная власть является самостоятельной и независимой ветвью государственной власти. Судебная власть выполняет три основные функции: осуществление правосудия, защита прав, свобод и законных интересов граждан, участвует в так называемой системе «сдержек и противовесов».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Система сдержек и противовесов на основе Конституции РФ

В каждой стране, которая  именует себя демократической, исполнительная, законодательная и судебная власти не только тесно связаны между  собой  единым государственным механизмом, но так же и относительно самостоятельны. Между высшими государственными органами, которые осуществляют исполнительные, законодательные и судебные функции, существует некий баланс властей, действует система сдержек и противовесов.

  Конституция России от 12 декабря 1993 не только провозгласила принцип разделения властей, но и довольно четко разграничила компетенцию всех ветвей власти.

      Согласно Конституции законодательным  и представительным органом Российской  Федерации является Федеральное  собрание – Парламент.14 Он состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.15      Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство Российской Федерации.16 Судебная власть осуществляется «посредством конституционного гражданского, административного и уголовного судопроизводства». 17

 Судебную власть осуществляют:  Конституционный Суд Российской  Федерации, выступающий как судебный  орган конституционного контроля, «самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства»18; Верховный Суд Российской Федерации, являющийся «высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным  и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции»,19 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, выступающий как высший судебный орган «по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами».20 Согласно Конституции РФ Президент является главой государства. Он выступает как гарант Конституции, а также прав и свобод человека и гражданина.

В установленном Конституцией РФ порядке Президент принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности; определяет основные направления внешней и внутренней политики государства; обеспечивает «согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти». 21

Являясь главой государства, Президент одновременно фактически выполняет и функции главы  Правительства. Сочетание полномочий главы государства с фактическими полномочиями главы Правительства  позволяет Президенту России сосредоточить  в своих руках огромную власть. Конституция РФ в связи с этим особо оговаривает, например, что в своей деятельности Президент руководствуется Конституцией и Федеральными законами. Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.22 То есть институт президентства не может  стоять над парламентом.

      Федеральное Собрание в той  или иной форме участвует в  формировании Правительства, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти,  влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти и  судебных органов Российской Федерации.  Президент имеет право вето в отношении законов, которые были приняты Федеральным Собранием, имеет право распустить Государственную Думу.

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть: следит за исполнением законов, представляет и разрабатывает Государственной Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении, обеспечивает государственную безопасность и оборону страны, проводит единую государственную политику в сфере культуры, экономики,  экологии, здравоохранения,  управления федеральной собственностью.

В Конституции РФ прямо  говорится, что «судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом» и что «судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону».23 Это означает, что судебная власть по отношению к другим ветвям властям оказывает сдерживание и уравновешивание.

 Однако в отношениях  между государственными властями по-прежнему главенствует президентская – исполнительная власть.

В отношениях с судебной властью это предопределяется прежде всего тем, что Президент обладает огромными  возможностями оказывать  влияние на кадровый состав судебных органов.

Так, в соответствии со ст.83 и ст.128 Конституции РФ Президент представляет кандидатуры Совету Федерации для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда.  Кроме того, он назначает судей других федеральных судов.

В отношениях с законодательной  властью доминирование исполнительной власти во многом определяется тем, что  Президент обладает такими весьма действенными рычагами, как право роспуска Государственной  Думы, право назначения выборов в  Государственную Думу, право подписания и обнародования федеральных законов. Президент также обладает правом вето на принимаемые законы 24, то есть это право отклонить принятый Федеральным Собранием федеральный закон и направить его  обеим палатам для повторного рассмотрения. При повторном рассмотрении отклоненного Президентом закона, этот закон может быть принят в его прежней редакции и таким образом «проигнорировать» аргументы главы государства. На федеральные конституционные законы президентское вето не распространяется.

Согласно Конституции  РФ законодательная власть имеет  определенные рычаги сдерживания исполнительной власти. Например, такие как полномочия Государственной Думы на решение  вопроса о доверии Правительству  России 25, право Совета Федерации, на основе выдвинутого Государственной Думой обвинения против Президента, на решение вопроса об отстранении его от должности.26

Порядок отрешения  Президента от должности:

1) Государственная  Дума 2/3 голосов выносит обвинение  Президенту (в случае государственной  измены или  иного тяжкого преступления);

2) Верховный  Суд РФ дает Заключение о  наличии состава преступления;

3) Конституционный  Суд дает заключение о соблюдении  процедуры отрешения;

4) Совет Федерации 2/3 голосов в течении 3–х месяцев  дает заключение об отрешении Президента от должности.

   Ст. 103 Конституции РФ предоставляет Государственной  Думе право давать или не давать согласие Президенту на назначение Председателя Правительства России, а также право решать вопрос о доверии Правительству. Однако в данном случае она рискует быть распущенной Президентом.27

Досрочный роспуск  Государственной Думы:

1) Если  3 раза подряд Государственная Дума отклонит кандидатуру Председателя Правительства, предложенную Президентом, то Президент может распустить Государственную Думу и назначить дату новых выборов;

2) Если 2 раза  за 3 месяца Государственная  Дума  объявит вотум недоверия Правительству,  а Президент с этим не согласен, то он может распустить Думу  и назначить дату новых выборов.

Система сдержек и противовесов на уровне субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с Конституцией.28

Информация о работе Разделение государственных властей в РФ