Римское право в период ранней республики. Законы XII таблиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 19:47, реферат

Краткое описание

Соками римского права пропитана и теория гражданского права. Поэтому изучить достаточно глубоко гражданское право, не зная права римского, невозможно. Ряд терминов и понятий, укоренившихся в юридической теории и практике (например, реституция, виндикация, универсальное преемство, наследственная трансмиссия и т.д.), могут быть наилучшим образом усвоены лишь при изучении их у самого истока образования. Во многих правовых системах римские термины и понятия сохраняются, и поэтому юристу необходимо отчетливо понимать их смысл.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 41.21 Кб (Скачать файл)

Введение

Римское право, как и римская  республиканская государственность, принадлежит к тем вековечным культурным, политическим и юридическим  ценностям, которые явились на свет в нашем общем европейском  доме около двух с половиной тысяч  лет тому назад. Родина римского права - античная Италия, а еще точнее - Рим, «вечный город», остающийся не только хранителем стародавних реликвий, но и одним из крупнейших центров  современной цивилизации.

Мне известно, что римское  право было рецепировано (заимствовано) позднефеодальной Европой с тем, чтобы спустя столетия сделаться основой десятков буржуазных кодификаций гражданского права, бесконечным терминологическим источником, собранием понятий и определений, сохраняющим свой авторитет до наших дней.

Тема моего реферата: «Римское право». Я считаю данную тему актуальной, т. к. вновь стала очевидной невозможность подготовки квалифицированных юристов без глубокого изучения хотя бы основ римского гражданского права, давно ставших по сути языком общения юристов разных стран, позволяющим воспринимать и профессионально оценивать конкретные законодательные решения различных правовых систем.

Соками римского права  пропитана и теория гражданского права. Поэтому изучить достаточно глубоко гражданское право, не зная права римского, невозможно. Ряд  терминов и понятий, укоренившихся  в юридической теории и практике (например, реституция, виндикация, универсальное  преемство, наследственная трансмиссия  и т.д.), могут быть наилучшим образом  усвоены лишь при изучении их у  самого истока образования. Во многих правовых системах римские термины  и понятия сохраняются, и поэтому  юристу необходимо отчетливо понимать их смысл.

Римское право, отличающееся четкостью определений, вообще хорошей  юридической техникой, может помочь современному юристу в приобретении навыков четко отграничивать  и формулировать юридические  категории. Изучение римского права  требует немалых умственных усилий. Необходимо знать историю развития римского права.

В данной работе я предлагаю  рассмотреть римское право в  период ранней республики, поздней  республики и принципата.

1. Римское право  в период ранней республики. Законы XII таблиц

1.1 Общая характеристика

Законы XII таблиц были выработаны комиссией 12 (децемвиров) в середине V в. до н.э. (451 - 450 гг.). Свое название они получили от того, что были начертаны на 12 деревянных досках - таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима, в его политическом центре - Форуме Г лавная площадь в Риме, место суда, а затем и правительственных зданий и учреждений..

Законы XII таблиц были в своей  основе записью обычного права. Больше всего в них нуждались плебеи (для защиты от произвола патрицианских  судей). Кодификация права была для  них этапом в борьбе за уравнение  с патрициями. Но были включены и  отдельные новые положения, отступавшие  от норм обычного права (например, система  штрафов была отходом от древнего принципа талиона). Известное влияние  на Законы XII таблиц оказало греческое  право южноиталийских полисов.

Отличительной чертой названных  законов был строгий формализм: малейшее упущение в форме судоговорения  влекло за собой проигрыш дела. Упущение это принималось за «перст Божий».

Законы таблиц регулировали сферы собственности, семейных и  наследственных отношений, содержали  нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям, но вовсе  не касались государственного права.

Законы XII таблиц отражали еще  сравнительно низкий уровень развития римского общества и правовой техники. Они были изложены в виде кратких  повелительных суждений и запретов, некоторые из которых несли на себе печать религиозных ритуалов.

Несмотря на свои недостатки, они достаточно точно отразили коренные потребности римского архаического периода, а поэтому в течение  многих веков пользовались в Риме огромным авторитетом, рассматривались, по словам Тита Ливия, как «источник всего публичного и частного права».

Важной чертой римского права  собственность было подразделение  ее на, а два типа. К первому  типу (рес манципи) относились земля (поначалу - около Рима, а затем - вся земля Италии вообще), рабочий скот, рабы, здания и сооружения, сервитуты; ко второму типу (рес нек манципи) - все прочие вещи.

Для отчуждения вещей первой категории-продажи, мены, дарения и  пр. - требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципации. Это  слово произошло от греч. «манус» - рука и отражает образное представление о переходе собственности при наложении руки на приобретенную вещь. Наложив руку, следовало сказать: «Я утверждаю, что эта вещь принадлежит мне по праву квиритов» (потомков обожествленного Ромула Квирина). Манципация сообщала приобретателю неоспоримое право собственности на вещь. Без манципации уплаты денег было недостаточно для возникновения права собственности. Передача манципируемой вещи происходила в торжественной обстановке, в присутствии пяти свидетелей и весодержателя с весами и медью. Последнее указывает на то, что обряд манципации возник до появления чеканной монеты - асса, но медь в определенном сторонами весе уже фигурировала в качестве общего эквивалента. Формальности служили запоминанию сделки на тот случай, если в будущем возникнет связанный с ней спор о собственности.

Все другие вещи, даже драгоценные, переходили посредством простой  традиции, т.е. бесформальной передачи на условиях, установленных договором купли - продажи, мены, дарения и пр.

Старый раб, как и старая лошадь, требовал при переходе из рук  в руки манципации, а драгоценная  ваза - традиции. Дело в том, что первые две вещи относятся к разряду  орудий и средств производства и по своему происхождению тяготеют к верховной коллективной собственности римской общины, тогда как ваза, украшение, как и всякая другая обиходная вещь, были как изначально, так и в последующем предметами индивидуальной собственности.

Что касается займа, Законы XII таблиц помимо обычных займовых операций, связанных с процентами, закладом и пр., знают еще и так называемый нексум, т.е. самозаклад должника - долгое обязательство под гарантию свободы. По истечении законной просрочки платежа кредитор был волен арестовать должника и заключить его в свою домовую (долговую) тюрьму. Три раза подряд в базарные дни кредитор обязывался выводить должника на рынок в надежде, что найдутся родные, близкие, сердобольные, согласные выплатить долг и выкупить должника из неволи. Если таковых не находилось, должник предавался смерти или продавался за границу. Только в конце IV в. до н.э. законом Петелия подобный договор займа был реформирован, и долговое рабство отменено. С этого времени должник отвечал перед кредитором в пределах своего имущества.

Помимо обязательств из договоров, Законы XII таблиц знают и такие, которые  возникают из причинения вреда и  противоправных действий вообще (воровство, потрава и пр.). Например, вора, захваченного с оружием в руках, разрешалось  казнить на месте преступления. Та же участь ожидала того, кто преднамеренно  «поджигал строения или сложенные  у дома скирды хлеба».

1.2 Семейное право

Римская семья, как ее рисуют Законы XII таблиц, была строго патриархальной, т.е. находящейся под неограниченной властью домовладыки, каким мог быть дед или отец. Такое родство называлось агнатическим, а все «подвластные» домовладыке были друг другу агнатами.

Заинтересованность главы  семьи в привлечении дополнителной рабочей силы привела к развитию института усыновления, которое совершалось в Народном собрании в присутствии понтификов. Усыновление осуществлялось путем троекратной фиктивной продажи члена семьи в рабство (in jure cessio), а затем с мнимой переуступкой прав, которая вела к освобождению сына от власти отца.

Когнатическое родство возникло с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделом из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи. Когнатом становился и сын, выделившийся из семьи (с разрешения отца). Напротив, усыновленный и тем самым принятый в семью становился по отношению к ней агнатом со всеми связанными с этим правами, в том числе и на законную часть наследства.

Агнатическое родство было несомненно более прогрессивным по сравнению с кровнородственным, когнатическим родством, в котором нельзя не видеть реликт, пережиток родовых отношений.

Для вступления в брак требовалось  согласие глав обеих семей и согласие самих брачующихся. Брачный возраст  для женщин был 12 лет, для мужчин устанавливался путем осмотра.

В Древнем Риме существовали три формы браков: две древнейшие и олна сравнительно новая. Древнейшие свершались в торжественной обстановке, и жену отдавали под власть мужа. В первом случае брак совершался в религиозной форме, в присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем: «Где ты, Гай, там найдешь и меня». Вторая форма брака совершалась в форме покупки невесты (в манципационной форме).

Но Законы XII таблиц знают  бесформальную форму брака - «сине ману», т.е. «без власти мужа». Можно предположить, что этот брак диктовался нуждой обедневших патрицианских семей в союзе с богатыми плебейскими, но это только предположение. В этой форме брака женщина нашла значительную свободу, включая свободу развода (которой она не имела в «правильном» браке). С разводом женщина забирала свое собственное имущество, внесенное в дом в качестве приданного, ровно как и благоприобретенное после вступления в брак. С течением времени именно брак «сине ману» получил наибольшее распространение, тогда как «правильные» формы брака сохранялись главным образом в жреческих и патрицианских фамилиях. Специфической особенностью брака «сине ману» было то, что его следовало возобновлять ежегодно. Для этого жена в положенный день на три дня уходила из дома мужа (к родителям, друзьям) и тем самым прерывала срок давности.

Заботы о содержании семьи  лежали, естественно, на муже, ибо брак был патриархальным; мужу, конечно, не воспрещалось распоряжаться приданным, принесенным женой, оно было его  собственностью. Развод разрешался мужу при всех формах брака, для жены - только в браке «сине ману».

После смерти домовладыки имущество семьи переходило агнатам по закону, а если покойный оставлял завещание, следовало слепо и свято придерживаться его буквального текста. Вдова покойного во всех случаях получала какую-ту часть имущества как для собственного пропитания, так и на содержание малолетних детей, если они оставались на ее попечение после смерти отца.

Законы XII таблиц указывали, что завещательные распоряжения на случай смерти являются ненарушимыми (V, 3)См.: Томсинов В. А. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века). ЗЕРЦАЛО, 2000. С. 107..

В завещании наряду с установлением  наследника могли содержаться и  иные распоряжения: назначение опекунов, отпуск рабов на волю, легаты. Последние  представляли собой завещательный  отказ какой-либо из вещей в пользу постороннего лица, которое могло  истребовать эту вещь у наследника.

Наследование по завещанию  ограничивалось рядом условий. Лишая  наследства кого-либо из агнатов, отец должен был прямо назвать его. Всякое наследственное распоряжение нуждалось  в утверждении Народным собранием.

1.3 Уголовно-правовые постановления

право римский уголовный  семейный

Уголовно - правовые постановления  Законов XII таблиц отличались крайней  суровостью. Смертной казнью наказывался  всякий, кто посмел потравить или  собрать урожай «с обработанного  плугом поля». Поджигатель дома или  хлеба, если он действовал преднамеренно, заключался в оковы, подвергался  бичеванию, за которым следовала  смерть. Всякий мог убить на месте  преступления ночного вора или вора, захваченного с оружием в руках. Дневной вор, застигнутый на месте  преступления, подлежал физическому  наказанию, а затем выдавался  потерпевшему (т.е. обращался в рабство).

Членовредительство, побои, оскорбления наказывались штрафом. Об умышленном убийстве не упоминается  вовсе. Объясняется это, по-видимому, тем, что меры наказания, следуемые  за него, не вызывали сомнения (смертная казнь).

О государственных преступлениях  Законы XII таблиц говорят сравнительно немного: устанавливаются неправомерность  и наказуемость ночных сборищ, подстрекательства  врага к нападению на Рим, взяточничество судей и др.

Преступления раба рассматривались  судом особо. У раба не было никаких  прав на защиту. Приговоренный к  смерти, он, по обычаю, сбрасывался с  Тарпейской скалы.

1.4 Судебный процесс

Древнейшая форма судебного  рассмотрения спорных случаев, так  называемый легисакционный процесс, следующим образом рисуется Законами XII таблиц. Процесс этот состоял из двух стадий: первая называлась «ин юре» (in jure), вторая «ин юдицио» (in judicio). Первая стадия была строго формальной, вторая характеризуется свободной процедурой.

Совокупность ритуальных и строго формальных действий, жестов и слов, которые совершались на суде сторонами и магистратом, называлась «легис акцио» (legis actio), а отсюда и сам процесс получил название легисакционного.

В первой стадии истец и  ответчик являлись в назначенный  день на Форум к магистрату, каким  для данных случаев сделался со временем претор-вторая после консула магистратура Рима. Здесь после произнесения клятв, выраженных в точно определенных для каждого случая словах, претор, если никто не сбивался в произнесении должной, строго определенной формулы, назначал день суда (вторая стадия процесса) и устанавливал сумму денег, которую  та или другая из тяжущихся сторон должна была внести (в храм) в виде залога правоты. Проигрыш дела вел к  проигрышу залога, и таким образом  Рим защищал себя от сутяжников.

Для второй стадии процесса претор назначал судью (из списка кандидатов, утвержденных сенатом), день суда и  обязывал тяжущихся подчиниться  судейскому решению. На этом первая стадия легисакционного процесса завершалась. На его второй стадии судья выслушивал стороны. Свидетелей, рассматривал представленные доказательства, если они были, и выносил решение. Оно было окончательным, ибо ни апелляции, ни кассации древнейшее право Рима не знало.

Информация о работе Римское право в период ранней республики. Законы XII таблиц