Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 01:58, реферат
Особое место в механизме государственной власти принадлежит правоохранительным органам, которые располагают большими полномочиями и широким арсеналом средств, служащих для укрепления порядка и законности, противодействия преступности и правонарушениям, защите прав и законных интересов граждан.
Эти задачи - предмет заботы в первую очередь государства и его органов, о чем в той или иной форме говорится, к примеру, в ст. 2, 7, ч. 1 ст. 45, ст. 71, 72, 114 Конституции РФ. В частности, в ст. 2 недвусмысленно сказано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Эта же идея содержится в ч. 1 ст. 45: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется».
Введение 2
1. Понятие, основные черты и функции правоохранительных органов. 3- 6
2. Правоохранительные органы: общая характеристика и система. 7-22
2.1. Судебная система. 7- 9
2.2. Прокуратура. 9-10
2.3. Органы юстиции. 10
2.4. ОВД. 10-14
2.5. Органы предварительного расследования. 15-17
2.6. Органы Федеральной службы безопасности. 17-19
2.7. Таможенные органы. 19
2.8. Федеральная служба Российской Федерации по контролю
за оборотом наркотиков. 19-20
2.9. Нотариат. 20-21
2.10. Негосударственные органы обеспечения правоохраны. 21-22
Заключение. Значение правоохранительных органов в системе государственных органов. 23-24
Список используемой литературы. 25
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)»
Тема:
«Роль, значение и структура
правоохранительных органов в
системе органов
Выполнил:
студент группы
.
Проверил: Мельников С.Е.
Мельникова Т.Е.
Москва 2014
План
Введение
за оборотом наркотиков.
Заключение. Значение правоохранительных
органов в системе государственных органов.
Список используемой литературы.
Введение
Особое место в механизме государственной власти принадлежит правоохранительным органам, которые располагают большими полномочиями и широким арсеналом средств, служащих для укрепления порядка и законности, противодействия преступности и правонарушениям, защите прав и законных интересов граждан.
Эти задачи - предмет заботы в первую очередь государства и его органов, о чем в той или иной форме говорится, к примеру, в ст. 2, 7, ч. 1 ст. 45, ст. 71, 72, 114 Конституции РФ. В частности, в ст. 2 недвусмысленно сказано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Эта же идея содержится в ч. 1 ст. 45: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется». По своей сути эти и другие конституционные предписания требуют, чтобы все государственные органы выполняли указанную функцию. Одновременно граждане, разумеется, не лишаются возможности отстаивать всеми законными способами свои права и свободы, активно добиваться выполнения государственными органами возложенных на них полномочий, всемерно содействовать им.
Для подавляющего большинства государственных органов диапазон их деятельности не замыкается, естественно, на решении названных, хотя и весьма важных, но все же конкретно ограниченных задач - задач непосредственной охраны законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. У них на первом плане другие задачи - решение текущих и перспективных вопросов хозяйственного строительства, культуры, науки, образования, обороноспособности и государственной безопасности, внешней политики, экономического сотрудничества с другими странами и т. д. Некоторые функции по охране правопорядка и законности они выполняют второстепенно, наряду с осуществлением своих основных задач.
С деятельностью правоохранительных органов практически ежедневно сталкиваются жители нашей страны - будь то обмен или выдача паспорта, регистрация юридического лица, обеспечение безопасности дорожного движения, розыск преступников или лиц, пропавших без вести, решение вопросов по приобретению в собственность и хранению оружия и т.д. Этим, конечно, не исчерпывается перечень возложенных на правоохранительные органы задач. Их компетенция гораздо шире и деятельность более многогранна. Именно этим и обусловлена актуальность темы моего реферата.
Целью моей работы является определение понятия, признаков, функций и задач правоохранительных органов, раскрытие их системы.
В соответствии со ст.1 Конституции Российской Федерации “Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления”. Одним из обязательных признаков правового государства является то, что в нем человек и гражданин признается высшей ценностью, а государство принимает на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать его права и свободы. Этот признак закреплен в ст.2 Конституции РФ. Вместе с тем, чтобы быть гарантом прав и свобод своих граждан государство должно осуществлять собственную защиту.
Деятельность государства, осуществляемую с целью обеспечения законности и правопорядка, защиты прав и свобод граждан, в теории государства и права принято именовать правоохранительной функцией.
Таким образом, юридические основы правоохранительной деятельности складываются как результат тесной взаимосвязи различных отраслей права, регламентирующих эту сферу функционирования государства. Любое государство (в том числе и Россия) имеет специальные органы, осуществляющие правоохранительную деятельность.
Правоохранительные органы РФ - это государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. Однако в более широком толковании в понятие правоохранительные органы обычно включают также ряд негосударственных институтов, таких как адвокатура, частные нотариальные конторы и другие. В российском законодательстве пока не сложилось четкого определения понятия «правоохранительные органы». В этих условиях к правоохранительным органам принято относить такие органы, которые обладают следующими признаками:
- они уполномочены законом
и осуществляют свою
- деятельность их процессуально
регламентирована и
- лица, стоящие на службе в этих органах должны иметь специальную подготовку;
- в процессе своей деятельности
они имеют право применять
установленные законом меры
- обязательность решений
этих органов для исполнения
должностными лицами и
Основными задачами правоохранительных органов являются:
- защита и охрана прав и свобод личности;
- обеспечение законности и правопорядка в стране;
- борьба с преступностью.
К государственным правоохранительным органам относятся:
- суд;
- прокуратура;
- органы юстиции;
- ОВД;
- органы предварительного расследования;
- органы Федеральной службы безопасности (ФСБ);
- таможенные органы;
- служба по контролю за оборотом наркотиков.
К негосударственным органам, осуществляющим правоохранительную деятельность, относят адвокатуру, частный нотариат, а также частные детективные и охранные службы.
Организацию, структуру и компетенцию правоохранительных органов определяют функции, которые на них возложены:
- конституционный контроль;
- осуществление правосудия;
- прокурорский надзор;
- расследование преступлений;
- исполнение судебных решений;
- оперативно-розыскная
- оказание юридической помощи;
- профилактическая деятельность
по предупреждению
В совокупности эти функции характеризуют разделение компетенции правоохранительных органов и в определенной степени влияют на их структуру. От наличия или отсутствия функции зависит наличие или отсутствие соответствующего правоохранительного органа. Наиболее тесно связаны между собой функции, осуществляемые по уголовным делам: оперативно-розыскная, расследования, обвинения и прокурорского надзора, защиты и правосудия. Эти функции по конкретному уголовному делу могут следовать одна за другой, либо реализовываться одновременно. Последовательное осуществление характерно, например, для расследования и правосудия, одновременное - для обвинения, защиты и правосудия. Необходимо также отметить, что некоторые функции могут осуществляться и не правоохранительными органами, а другими участниками судопроизводства по уголовному делу. Например, потерпевший может выполнять функции обвинения, сам подсудимый - выполняет функцию защиты.
Правоохранительные органы могут осуществлять одну или несколько функций. Так, функцией осуществления правосудия наделены исключительно судебные органы, функцией конституционного контроля - Конституционный Суд РФ, функцией прокурорского надзора - органы прокуратуры. В то же время оперативно-розыскная деятельность осуществляется как органами внутренних дел (полицией), так и органами обеспечения безопасности, службой по контролю за оборотом наркотиков и некоторыми иными. Органы внутренних дел наделены одновременно функциями расследования преступлений, оперативно-розыскной, предупреждения правонарушений и другими. Функция отправления правосудия является приоритетной для деятельности правоохранительных органов занимает главенствующее положение. Именно суду принадлежит право осуществлять функцию правосудия и принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам. Многие функции являются обслуживающими по отношению к функции отправления правосудия. Каждой функции соответствуют определенные закрепленные в законе средства и процедуры ее реализации, которые предоставляются соответствующим правоохранительным органам.
Вся деятельность правоохранительных органов направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, поддержание законности и правопорядка в государстве. Основным отличием правоохранительных органов от иных государственных структур является то, что правоохранительные институты специально наделены государством полномочиями осуществлять деятельность по охране прав человека и гражданина от нарушений в соответствии с указанным законом порядке.
От функций необходимо отличать основные направления деятельности правоохранительных органов. Прежде чем рассмотреть эти основные направления, необходимо уяснить, участвуют ли правоохранительные органы в политике и, если участвуют, то в чем это участие заключается.
Данный вопрос возникает в связи с тем, что в последние годы много говорится о деполизации правоохранительных органов. Во времена тоталитарного режима правоохранительные органы рассматривались в качестве проводника политики коммунистической партии. В связи с ликвидацией однопартийной монополии и утверждением в обществе многопартийности стало очевидно, что правоохранительные органы не могут находиться под влиянием какой-то одной или даже нескольких партий. В последнем случае они просто потеряли бы способность выполнять возложенные на них функции и превратились в арену межпартийных дискуссий или борьбы различных партийных интересов. Исходя из сказанного, правоохранительные органы должны находиться вне политики различных партий и иных политических групп. В целях создания правового государства и гражданского общества в России, сокращение преступности и всех правонарушений будет достигнута путем направлений:
- принятия новых федеральных
законов, других законов и иных
правовых актов, направленных против
преступности и всех
- совершенствования системы
деятельности
- установление принципиальных,
исходных положений устройства,
организации и деятельности
- определение новых юридических
и научно-технических средств, методов
и приемов противодействия
- возложение обязанности
оказывать содействие