Роль, значение и структура правоохранительных органов в системе органов государственной власти РФ. Разграничение компетенции правоохран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 01:58, реферат

Краткое описание

Особое место в механизме государственной власти принадлежит правоохранительным органам, которые располагают большими полномочиями и широким арсеналом средств, служащих для укрепления порядка и законности, противодействия преступности и правонарушениям, защите прав и законных интересов граждан.
Эти задачи - предмет заботы в первую очередь государства и его органов, о чем в той или иной форме говорится, к примеру, в ст. 2, 7, ч. 1 ст. 45, ст. 71, 72, 114 Конституции РФ. В частности, в ст. 2 недвусмысленно сказано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Эта же идея содержится в ч. 1 ст. 45: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется».

Содержание

Введение 2
1. Понятие, основные черты и функции правоохранительных органов. 3- 6
2. Правоохранительные органы: общая характеристика и система. 7-22
2.1. Судебная система. 7- 9
2.2. Прокуратура. 9-10
2.3. Органы юстиции. 10
2.4. ОВД. 10-14
2.5. Органы предварительного расследования. 15-17
2.6. Органы Федеральной службы безопасности. 17-19
2.7. Таможенные органы. 19
2.8. Федеральная служба Российской Федерации по контролю
за оборотом наркотиков. 19-20
2.9. Нотариат. 20-21
2.10. Негосударственные органы обеспечения правоохраны. 21-22
Заключение. Значение правоохранительных органов в системе государственных органов. 23-24
Список используемой литературы. 25

Вложенные файлы: 1 файл

Referata_Pravookhranitelnye_organy_RF.docx

— 69.99 Кб (Скачать файл)

- организация рассмотрения в  соответствии с законодательством  Российской Федерации писем, жалоб  и заявлений граждан, учреждений, организаций, а также публикаций  и сообщений в средствах массовой  информации, связанных с производством  предварительного следствия по  уголовным делам;

- участие в правовой пропаганде  и информировании населения о  результатах деятельности органов  предварительного следствия.

2.6. Органы Федеральной службы безопасности (ФСБ) являются составной частью сил обеспечения безопасности РФ и в пределах предоставленных и полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства. ФСБ осуществляет свою деятельность на основе закона «Об органах Федеральной службы безопасности в РФ».

 В централизованную  систему ФСБ входят:

- Федеральная служба безопасности  РФ, возглавляемая директором, имеющим  права федерального министра;

- территориальные управления (отделы) ФСБ РФ по отдельным  регионам и субъектам РФ;

- управления (отделы) ФСБ  РФ в Вооруженных Силах РФ, войсках и иных воинских формированиях.

В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»,  деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим основным направлениям:

- контрразведывательная деятельность;

- борьба с терроризмом;

- защита конституционного строя;

- борьба с преступностью;

- разведывательная деятельность;

- пограничная деятельность;

- обеспечение информационной безопасности.

Права и обязанности Федеральной службы безопасности Российской Федерации установлены статьями 12 и 13 федерального закона «О федеральной службе безопасности» № 40-ФЗ.

Контрразведывательная деятельность — деятельность органов ФСБ России в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации.

Органы ФСБ в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооружённых формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации. 

Разведка — деятельность органов ФСБ России в пределах Российской Федерации по добыче, доставке и обработке секретной информации, связанной с организованными преступными и террористическими группировками. Разведывательная деятельность за пределами РФ осуществляется органом внешней разведки — СВР России в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О внешней разведке».

Направлениями пограничной деятельности являются:

- защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

- защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

Обеспечение информационной безопасности — деятельность органов ФСБ, осуществляемая ими в пределах своих полномочий:

- при формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств;

- при обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в России и её учреждениях, находящихся за пределами России.

Сотрудники ФСБ обеспечиваются правовой и социальной защитой со стороны государства.

2.7. Таможенные органы. В системе правоохранительных органов, осуществляющих защиту экономического суверенитета и экономической безопасности государства, особое место занимают таможенные органы Российской Федерации. Таможенные органы РФ являются правоохранительными органами и составляют единую систему, в которую входят: Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ), региональные таможенные управления РФ, таможни РФ, таможенные посты РФ. Никакие государственные органы, кроме Федерального Собрания РФ, Президента РФ и Правительства РФ, не вправе принимать решения, затрагивающие компетенцию таможенных органов РФ.

Правоохранительные цели таможенных органов направлены на обеспечение безопасности страны (защиту безопасности государства, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья людей), охрану животных и растений, окружающей природной среды, на защиту интересов российских потребителей ввозимых товаров, пресечение незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и др. Свою деятельность таможенные органы осуществляют в пределах таможенной территории и таможенной границы России. В своей деятельности таможенные органы руководствуются Конституцией РФ, Таможенным кодексом и другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента России, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.

2.8. Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) — федеральная служба Российской Федерации, находящаяся в непосредственном ведении Президента России.

Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту (Указ Президента РФ

№ 976 «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков».)

 Главная цель деятельности  ФСКН — борьба с незаконным  оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их  прекурсоров, а также контроль  за соблюдением установленных  норм при их легальном обороте.

Основными задачами ФСКН России являются:

- обеспечение контроля за оборотом наркотиков;

- выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, отнесённых к подследственности ФСКН России;

- координация деятельности органов исполнительной власти по противодействию незаконному обороту наркотиков;

- создание и ведение единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотиков, а также противодействия их незаконному обороту.

Основные функции ФСКН:

- обеспечивает исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах;

- осуществляет оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- осуществляет в пределах своей компетенции контроль за обращением наркотических лекарственных средств и психотропных веществ;

- ведёт единый банк данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту;

- осуществляет приём граждан, рассматривает их предложения, заявления и жалобы по вопросам, отнесенным к компетенции органов ФСКН.

2.9. Нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других предусмотренных законом действий в установленном законом порядке, в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.

Нотариат РФ, руководствуясь Конституцией РФ и Федеральным законом «Основы законодательства РФ о нотариате», призван осуществлять предусмотренную законодательством правовую защиту интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами определенных действий от имени РФ.

Нотариальные действия от имени государства совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой, а также должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений, в соответствии с их компетенцией.

Законодательством РФ предусмотрены следующие права нотариусов:

- совершать предусмотренные  законом действия в интересах  физических и юридических лиц;

- составлять проекты документов, изготовлять их копии, а также  давать разъяснения по вопросам  совершения нотариальных действий;

- запрашивать от физических  и юридических лиц документы  для совершения нотариальных  действий;

- предупреждать физических  и юридических лиц о последствиях  совершаемых ими нотариальных  действий с тем, чтобы юридическая  неосведомленность не могла быть  использована им во вред.

Нотариусы, выполняя свои функции, могут способствовать отправлению правосудия. Например, в случае спора в суде нотариально удостоверенный договор облегчает стороне доказывание своих прав, потому что содержание прав и обязанностей договаривающихся сторон, подлинность их подписей, время совершения договора, официально подтвержденные нотариусом, признаются бесспорно достоверными. Кроме того, нотариусы совершают иные действия, среди них засвидетельствование верности документов и выписок из них, обеспечение доказательств, необходимых в случае возникновения дела в суде, свидетельствование нахождения гражданина в живых, принятие в депозит для передачи по принадлежности денежных сумм и ценных бумаг, свидетельствование нахождения человека в определенном месте.

Нотариат представляет собой совершенно самостоятельный институт. Исполняемые им функции показывают, что нотариат не участвует в государственном управлении, представляет собой самостоятельный институт, не входящий ни в систему судебных, ни в систему административных органов.  
Определяющим правовую природу признаком нотариата следует считать его юрисдикционную, правоохранительную функцию. Эта функция определяет порядок и структуру нотариата, его компетенцию и методы его деятельности, составляющие основу нотариальной процессуальной формы.

Контроль за деятельностью нотариальной службы осуществляют органы юстиции РФ.

2.10. Негосударственные организации обеспечения правоохраны.

Важное место в системе правоохранительных органов и организаций занимают адвокатура, частные детективные и охранные службы. Однако они не являются правоохранительными органами, т. к. у них нет полномочий по принуждению за соблюдением чьих-либо прав.

Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. 
(ст. 3 ФЗ от 31 мая 2002г. №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской федерации»).

Адвокатура - это добровольное профессиональное объединение квалификационных юристов, созданное для оказания правовой помощи физическим и юридическим лицам. Организационная форма адвокатуры представлена коллегией адвокатов. Она же является и юридическим лицом. Наряду с этим в России создан и действует Союз адвокатов. На местах, для оказания практической юридической помощи населению функционируют юридические консультации.  Их основными задачами являются:

- консультации и разъяснения  по различным юридическим вопросам;

- квалифицированное составление  для граждан заявлений, жалоб  и других документов правового  характера;

- осуществление представительства  в суде и в других государственных  органах по гражданским делам  и делам об административных  правонарушениях;

- участие на предварительном  следствии и в суде по уголовным  делам в качестве защитников, представителей потерпевших, гражданских  истцов, гражданских ответчиков.

В соответствии со ст.48 Конституции РФ каждый имеет гарантированное право на юридическую помощь, когда он в ней нуждается. В случаях, установленных законом, такая помощь оказывается за счет государства. На предприятиях, учреждениях, организациях функционируют юридические отделы, юрисконсульты, советники по правовым вопросам. В формулировку задач адвокатуры и во многих других отношениях действующее Положение об адвокатуре явно устарело.

Задача каждого адвоката и адвокатуры в целом не оказание содействия суду, а защита прав и законных интересов лиц, обратившихся за юридической помощью.

В основе организации деятельности адвокатуры лежат следующие правовые принципы:

1) гуманизма, защита прав  и свобод человека;

2) законность;

3) добровольность вступления  в адвокатуру и членство в  ней;

4) самоуправление;

5) независимость адвокатуры  и недопустимость государственного  и иного вмешательства в ее  дела;

Информация о работе Роль, значение и структура правоохранительных органов в системе органов государственной власти РФ. Разграничение компетенции правоохран