Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 13:45, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить организацию власти в первобытном обществе.
Задачи курсовой работы:
- изучить систему органов власти и управления в праобщине родовой и соседской общине;
- изучить систему органов власти и управления в общине родовой и соседской общине.
Введение…………………………………………………………………….
3
Глава 1. Система органов власти и управления в праобщине родовой и соседской общине…………………………………………………………..
5
Периодизация развития первобытного общества…………………….
5
1.2 Виды первобытных общин и организация управления в них……….
8
Глава 2 . Система органов власти и управления родовой и соседской общине……………………………………………………………………….
12
2.1 Организация управления в первобытной общине……………………
12
2.2 Нормативное регулирование в догосударственную эпоху…………..
18
Заключение………………………………………………………………….
25
Список использованных источников……………………………………..
28
4. На занятие каких-либо
должностей (вождя, старейшины) не
влияли ни социальное, ни экономическое
положение претендента, их
5. Выполнение управленческих функций не давало никаких привилегий;
6. Социальная регуляция
осуществлялась при помощи
2.2 Нормативное регулирование в догосударственную эпоху
Рассмотрим нормативное
регулирование в
Концепция первобытной мононормы получила заметное признание и дальнейшую разработку в отечественной этнологии, археологии, а главное, в теоретическом правоведении. Ученые стали выделять два этапа эволюции первобытной мононорматики: классического и относящегося ко времени ее расслоения.
Особое мнение по поводу первого этапа мононорматики высказал крупнейший отечественный историк первобытности Ю.И. Семенов. В начале этого этапа он выделил табуитет - совокупность не всегда понятных, но грозных предписаний, карающих смертью за такие тягчайшие преступления, как, например, инцест, нарушение экзогамии, Как известно, нарушение экзогамии – одно из проявлений половых табу, которым посвящена внушительная литература.
Вопрос о происхождении
права, так же как и вопрос о
происхождении государства, не имеет
в современной отечественной
теории государства и права
Если обобщить высказанные
в современной отечественной
литературе мнения относительно времени
и причин возникновения права, то
можно выделить три основных позиции.
Одни исследователи по-прежнему связывают
возникновение права с
В русском языке, равно как и в других языках, слово «право» имеет разные значения. Даже юридическая наука употребляет это слово в разных смыслах. Поэтому, говоря о происхождении права, не лишним будет уточнить, о происхождении какого права идет речь – естественного или позитивного. Дело в том, что в отечественной теории государства и права принято теперь различать право естественное и право позитивное. Право естественное – это право в так называемом общесоциальном смысле. Это социально оправданная возможность, свобода определенного поведения людей. Люди, вступая в различные отношения друг с другом (общественные отношения), имеют возможность совершать те или иные действия, возможность вести себя определенным образом в той или иной ситуации. Такие возможности складываются как бы сами по себе, естественным путем, в процессе общения людей друг с другом. Они получают общественное признание и закрепляются в определенных правилах поведения (прежде всего в обычаях).
Позитивное право – это право в юридическом смысле. Это установленные или санкционированные (разрешенные, утвержденные) государством правила (нормы) поведения людей, содержащие различные предписания относительно того, как можно или следует себя вести в соответствующей ситуации.
Естественное и позитивное право могут быть связаны между собой. Но они не тождественны друг другу и возникают не в одно время. Исторически первым возникает естественное право, получая свое выражение и закрепление в нормах поведения первобытного общества. Что представляли собой эти нормы, однозначного ответа наука не дает. Однако многие исследователи склоняются к тому, что этими нормами были первобытные обычаи, которые постепенно складывались в общении между людьми и затем передавались из поколения в поколение. Они «жили» в сознании людей и не имели письменного оформления. Внешне они проявлялись непосредственно в поведении людей, принимая нередко форму обрядов и ритуалов [13, c.211].
Являлись ли первобытные обычаи правом? Некоторые из современных исследователей утвердительно отвечают на этот вопрос. Однако с этим можно согласиться лишь при условии, если под правом здесь будет пониматься естественное право. Но и в этом случае едва ли правильно первобытные обычаи называть правом, поскольку в них не меньшей (если не в большей) степени находили свое выражение и первобытная религия, и первобытная мораль. В этой связи первобытные обычаи с таким же успехом можно назвать религией или моралью. К тому же эти обычаи еще не различали четко права и обязанности членов общества. Поэтому вполне оправданно их называть мононормами, как это делают многие современные исследователи, учитывая, что в первобытных обычаях синкретически, т.е. в единстве, в нерасчлененном виде, выражены и правовые, и религиозные, и нравственные (моральные) начала.
С переходом первобытного
общества к производящей экономике,
с возникновением и развитием
товарно-рыночных отношений постепенно
начинают складываться новые обычаи,
обычаи с собственно правовым содержанием.
В них, в отличие от первобытных
обычаев, уже различаются права
и обязанности, т.е. возможность и
необходимость определенного
Наконец, с возникновением
государства возникает
Санкционирование обычаев (точнее правовых обычаев) – наиболее ранний способ возникновения позитивного права. Он выражался в том, что государственные органы, прежде всего суды, решая конкретные вопросы, основывали свои решения на соответствующих правовых обычаях, придавая тем самым этим обычаям юридическое значение. Со временем правовые обычаи начали подвергаться систематизации и обретать письменную форму. Так возникли первые источники позитивного права.
Создание юридических прецедентов – тоже довольно ранний способ возникновения позитивного права. В некоторых государствах (например, в Англии) выносимые на основе правовых обычаев судебные решения постепенно становились образцами, своеобразными эталонами для решения аналогичных дел. Такого рода судебные, а затем и административные решения, сформировали рецедентное право, ставшее другим источником позитивного права.
Установление нормативных правовых актов (законов, ордонансов, указов и т.д.) считается более поздним способом возникновения позитивного права по сравнению с первыми двумя. Он выражается в издании государственными органами специальных документов (нормативных правовых актов), в которых содержатся юридические нормы – правила поведения, исходящие непосредственно от государства. К этому способу государство прибегает либо тогда, когда правовые обычаи и юридические прецеденты перестают быть достаточными для регулирования общественных отношений, либо тогда, когда государство, особенно в лице его центральных органов, стремится активно воздействовать на общественную жизнь. Такой способ возникновения позитивного права особенно характерен для современных государств.
Для системы нормативного регулирования в первобытном обществе характерны следующие черты [14, c.19]:
1. Естественно-природный (как и у организации власти) характер, исторически обусловленный процесс формирования.
2. Действие на основе механизма обычая.
3. Синкретичность, нерасчлененность норм первобытной морали, религиозных, ритуальных и др. норм.
4. Предписания мононорм не имели предоставительно-обязывающего характера: их требования не расценивались как право или обязанность, ибо были выражением социально необходимых, естественных условий жизнедеятельности человека. Ф. Энгельс писал по этому поводу: «Внутри родового строя не существует еще никакого различия между правами и обязанностями; для индейца не существует вопроса, является ли участие в общественных делах, кровная месть или уплата выкупа за нее правом или обязанностью; такой вопрос показался бы ему столь же нелепым, как и вопрос, являются ли еда, сон, охота правом или обязанностью?» Член рода просто не отделял себя и свои интересы от родовой организации и ее интересов.
5. Доминирование запретов. Преимущественно в форме табу, то есть непререкаемого запрета, нарушение которого карается сверхъестественными силами. Предполагается, что исторически первым табу был запрет инцестов – кровнородственных браков.
6. Распространение только на данный родовой коллектив (нарушение обычая – «родственное дело»).
7. Нормативно-регулятивное значение мифов, саг, былин, сказаний и иных форм художественного общественного сознания.
8. Специфические санкции – осуждение поведения нарушителя со стороны родового коллектива («общественное порицание»), остракизм (изгнание из родовой общины, в результате которого человек оказывался «без роду и племени», что практически было равносильно смерти). Применялись также телесные повреждения и смертная казнь.
Право, как и государство, возникает в результате естественно-исторического развития общества, в результате процессов, происходящих в общественном организме. При этом существуют различные теоретические версии происхождения права. Одна из них весьма обстоятельно изложена в теории марксизма. Примерная схема такова: общественные разделения труда и рост производительных сил – прибавочный продукт – частная собственность -антагонистические классы – государство и право как орудия классового господства. Таким образом, в этой модели на первый план выдвигаются политические причины появления права. Возникает необходимость регулирования производства, распределения и обмена товаров, согласования интересов разных социальных слоев, классовых противоречий, то есть установления общего порядка, соответствующего потребностям производящего хозяйства [5, c.63].
Формирование права
а) в записи обычаев, становлении обычного права;
б) в доведении текстов обычаев до всеобщего сведения;
в) в появлении специальных органов (государственных), отвечающих за наличие справедливых всеобщих правил, их официальное закрепление в ясных и доступных формах, обеспечение их реализации.
В санкционировании обычаев и создании судебных прецедентов важную роль сыграла судебная деятельность жрецов, верховных правителей и назначаемых ими лиц.
Таким образом, возникает
принципиально новая
Эпоха первобытной или родовой общины открывается возникновением первых прочных форм социальной организации – рода и родовой общины. Поскольку в основе социальной организации первобытного общества лежали родственные отношения, постольку эту организацию определяли как родовой строй. Род или родовая община – это объединение людей, основанное на действительном или предполагаемом кровном родстве, а также общности имущества и труда. Членов рода объединяет кровное родство, совместный коллективный труд и общность имущества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение сделаем следующие выводы.
Человечество прошло в
своем развитии ряд этапов, каждый
из которых отличается определенным
уровнем и характером общественных
отношений (культурных, экономических,
религиозных). Самым крупным и
длительным этапом в жизни общества
было время, когда не было ни государства,
ни права. Этот период охватывает тысячелетия,
от появления на земле человека и
до возникновения классовых
Первобытное общество в своем развитии прошло следующие эпохи:
1. Эпоха праобщины или первобытного человеческого стада. Содержанием эпохи является преодоление в процессе трудовой деятельности остатков животного состояния, унаследованного от пролюдей, и она характеризуется завершением биологического развития самого человека.
Информация о работе Система органов власти и управления в праобщине родовой и соседской общине