Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 18:12, дипломная работа
Цель настоящей дипломной работы состоит в комплексном научном анализе вопросов теории и практики применения норм права в регулятивных и правоохранительных правоотношениях, а также обосновании предложений по совершенствованию соответствующег законодательства и правоприменительной деятельности. В рамках этой цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть общие вопросы применения норм права в регулятивных правоотношениях;
- рассмотреть вопросы применения норм права в процедурных правоотношениях по установлению фактов, имеющих юридическое значение; - определить общие вопросы применения норм права в охранительных правоотношениях; - исследовать правоприменение в судах общей юрисдикции; - обосновать требования, предъявляемые к правоприменительным актам; - исследовать особенности применения норм права по устранению юридических коллизий.
В международной сфере неизбежны коллизии между государствами, между государствами и наднациональными структурами и международными организациями. Влияние и давление иностранного права может обострять отношения в процессе сравнительного правоведения - применительно к отраслям и нормам национальных законодательств[32, с.19].
Следует иметь ввиду и корни тех противоречий, которые трудно искоренить ввиду их объективности. Экономические кризисы, политические взрывы, государственные перевороты, экологические и техногенные катастрофы еще долго будут тревожить человечество. И их нужно предвидеть, не допускать и смягчать жесткие проявления с помощью правовых механизмов.
Таким образом, под юридическими коллизиями понимаются: расхождения либо противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же или смежные общественные отношения. Кроме того, юридические коллизии - это противоречия, которые возникают именно в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий.
Причины юридических коллизий носят, как правило, объективный характер. Наиболее яркой из всех этих причин является скачкообразное развитие общественных отношений, что приводит к «старению права». Однако истоки юридических коллизий могут иметь и субъективный характер. Иными словами, правильность правовых норм зависит от воли и сознания политиков, законодателей, представителей государственной власти.
Вообще, в рамках теории государства и права существует множество видов юридических коллизий, однако все их можно разделить на четыре основные группы:
1. Юридические коллизии, возникающие
между целыми нормативно-
2. Юридические коллизии, возникающие
в области правотворчества. К
такого рода юридическим
3. Юридические коллизии, возникающие в области правоприменения.
4. Юридические коллизии, возникающие
в полномочиях и статусах
Несмотря на выделение указанных выше четырех основных групп юридических коллизий, целесообразно рассмотреть некоторые отдельные их виды:
а) юридические коллизии, которые существуют между Конституцией Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами. Такие юридические коллизии разрешаются в пользу Конституции РФ, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации;
б) юридические коллизии, которые возникают между общефедеральными нормативно-правовыми актами и актами субъектов Российской Федерации. Данные юридические коллизии разрешаются в пользу общефедеральных нормативно-правовых актов. Вообще, в Конституции РФ указано, что федеральные конституционные и иные законы, изданные в пределах исключительного ведения Федерации, имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов. Вне пределов исключительного ведения Российской Федерации и совместного ведения субъекты Российской Федерации осуществляют самостоятельное правовое регулирование;
в) юридические коллизии, которые возникают между Конституцией Российской Федерации и федеративным договором, а также другими договорами, заключенными Российской Федерации и ее субъектами[50, с.56].
При правоприменении соответствующие государственные органы и должностные лица в случае обнаружения юридических коллизий руководствуются следующими правилами:
• закон, изданный позже, отменяет закон, изданный раньше, принятый тем же государственным органом, во всем том, в чем он с ним расходится;
• в том случае, если коллизионные акты изданы одновременно, но различными государственными органами, применяется тот акт, который обладает более высокой юридической силой;
• при расхождении общего и специального нормативных актов одного правового уровня (это так называемые юридические коллизии по горизонтали), применяется специальный нормативно-правовой акт;
• при расхождении общего и специального нормативных актов различных правовых уровней (это так называемые юридические коллизии по вертикали), применяется общий нормативно-правовой акт.
В теории правоведения выделяют следующие способы разрешения юридических коллизий:
1) толкование
2) принятие нового нормативно-
3) отмена старого нормативно-
4) внесение изменений, уточнений и дополнений в действующий нормативно-правовой акт
5) судебное, административное, арбитражное рассмотрение
6) систематизация
7) переговорный процесс, создание
согласительных
8) конституционное правосудие, т. е. разрешение юридических коллизий Конституционным Судом Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации предусматривает право Президента РФ приостанавливать действие актов государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в том случае, если последние противоречат Конституции РФ, федеральным законам и международным обязательствам либо если последние нарушают права и свободы человека и гражданина. Подобное приостановление действует на все время, пока вопрос о юридических коллизиях не разрешит суд [44, с.23].
Следует отметить, что в любых случаях способ устранения юридических коллизий между нормативно-правовыми источниками должен быть правовым, а не силовым.
Заключение
Итак, мы выяснили, что применение права - это деятельность компетентных органов по реализации правовых норм путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний. На основании этого делаем следующие выводы: анализ фактических обстоятельств дела, выбор и толкование нормы права, квалификация, принятие решения - основные функциональные стадии применения права.
Стадия установления (анализа) фактических обстоятельств дела (фактические обстоятельства устанавливаются либо непосредственно правоприменителем, либо им же, но с помощью юридических доказательств. Стадию юридической оценки фактических обстоятельств дела иногда её называют стадией выбора и анализа правовых норм. Анализ фактических обстоятельств дела с которыми связано применение диспозиции или санкции правовой нормы должен быть полным, объективным, исследованы все обстоятельства дела, фактов, дана юридическая оценка значения этих фактов.
На этой стадии имеют место:
1. Отыскание необходимых правовых норм.
2. Проверка подлинности текста этих правовых норм (низшая критика).
3. Проверка юридической правильности правовых норм.
4. Уяснение смысла правовых норм (т.е. толкование).
5. Юридическая квалификация т.е. мысленно подведение фактов, обстоятельств дела под установленную правовую норму.
На стадии принятия решения по юридическому делу происходит формулирование индивидуально конкретных правовых предписаний.
Акты применения права: понятие, особенность, виды.
Акты применения права - индивидуальные властные предписания, обращённые к конкретным участникам общественных отношений и обязательные для исполнения ими. Они гарантируются государством, и их неисполнение влечёт за собой принудительные меры.
Различия актов применения права и юридических норм: адресаты актов применения права поимённо персонифицированы, в отличие от юридических норм; юридические нормы рассчитаны на неоднократное применение (пока они официально не отменены), акты применения права рассчитаны на урегулирование одной конкретной ситуации; в некоторых случаях акты применения права издаются в развитие норм права. Особенности:
1. Издаются компетентными органами и должностными лицами (государственные органы, третейский суд, местное самоуправление).
2. Строго индивидуализированы, т.е. адресованы поимённо определённым лицам.
3. Направлены на реализацию требований юридических норм.
4. Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением.
В некоторых случаях используются смешанные формы выражения правоприменительных актов (решение, приговор суда - фиксируются письменно, а затем оглашаются).
Также важное значение имеют пробелы в праве и пути их устранения и преодоления.
Пробел в праве - это отсутствие конкретного нормативного предписания в отношении фактических обстоятельств, находящихся в сфере правового регулирования, отсутствие нормы права для урегулирования какого-либо вида общественных отношений.
Существуют действительные и мнимые пробелы в праве. Действительный пробел - отсутствие нормы права, регулирующей конкретное общественное отношение, в том случае, когда такое отношение входит в сферу правового регулирования.
Мнимым является пробел, когда определенный вопрос не регулируется правом, хотя по мнению того или иного лица, группы лиц, должны быть урегулированы нормами права.
В юридической литературе различаются первоначальная и последующая пробельность в праве. Первая обусловливается тем, что законодатель не смог охватить формулировками нормативного акта всех жизненных ситуаций, требующих правового регулирования, а вторая вызывается появлением новых общественных отношений, которые не могли быть предусмотрены законодателем.
Главным путем
устранения пробелов является
правотворчество. Для временного
устранения пробела
Применение аналогии недопустимо в уголовном и административном праве.
Коллизии - нормы с разным противоречивым содержанием регулирующие одни и те же общественные отношения. Это противоречие между существующими правовыми актами и правопорядком и притязаниями, действиями по их изменению, признанию или отторжению.
Существуют разнообразные формы проявлений юридических коллизий. Возникают они во всех сферах государственной и общественной жизни. Каждая отрасль права с помощью общих и специальных процедур регулирует порядок их предотвращения и устранения.
Коллизионные нормы, ранее отождествлявшиеся преимущественно с нормами международного частного права, теперь имеются во всех отраслях национального частного права. Наиболее типичные виды юридических коллизий:
1) неправомерность издания тех или иных законов и подзаконных актов, неадекватность оценки их между собой и Конституцией;
2) неправомерные юридические факты;
3)деформация статуса государственного или общественного образования, организации;
4) противоречия между нормами внутригосударственного и международного права. Юридические коллизии всегда являются явлением сугубо негативным, свидетельствующим об изъянах в правовой системе и в практике действия законов.
Во-первых, юридическая коллизия отражает деформацию правовой системы или ее отдельных элементов, государственных институтов, форм хозяйствования.
Во-вторых, юридические коллизии выступают как свидетельство естественных противоречий, нормального развития и функционирования государственных и правовых институтов.
В-третьих, юридическая коллизия может выражать справедливые притязания на новый правовой порядок или охрану конституционного строя и тогда законное противостояние произволу, незаконным актам и действиям бесспорно.
Причины коллизий: ошибка законодателя; несвоевременное обновление законодательных актов фактически утративших силу; сохранение старых актов при принятии новых; конфликты норм международного права и национального права и т.д. В целях предотвращения и преодоления коллизионных ситуаций органы государственной власти содействуют участию общественных объединений и движений, политических партий, религиозных организаций в проведении переговоров, в разъяснении населению причин коллизионных ситуаций. Еще одно важное правило – все государственные органы должны своевременно определять причины и содержание коллизионных ситуаций. Для предотвращения развития коллизионной ситуации соответствующие органы государственной власти обязаны выяснить ее причины, оценить ее.