Судебная власть РФ: институциональный, функциональный и организационный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 21:27, реферат

Краткое описание

В соответствии со ст.1-2 Конституции РФ Россия является демократическим правовым государством, в котором признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, обеспечиваются правосудием (ст.18). Защита прав и свобод граждан объявляется обязанностью государства, и каждому гражданину предоставляется право защищать свои права и свободы любыми способами, не запрещёнными законами (ст.45 Конституции РФ).

Содержание

Введение 3
1. Понятие судебной системы РФ. Единство и независимость судебной системы РФ 5
2. Структура судебной системы РФ 7
3. Регулирование судебной системы РФ законодательством России. Полномочия судебной власти 11
Заключение 13
Список использованной литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

Новикова Н.Ю. Судебная власть РФ.docx

— 31.05 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

 

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Гуманитарный  факультет

Отделение рекламы и связей с общественностью

Реферат

По дисциплине «Государственное и муниципальное управление»

на тему:

«Судебная власть РФ: институциональный, функциональный и организационный анализ»

 

 

Подготовила: студентка группы № 6092  
специальности «Связи с общественностью»  
Новикова Надежда Юрьевна

Проверила: Колесникова Юлия Юрьевна,  
доц. кафедры ГМУ, к.э.н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2014

Содержание

Введение                                                                                                                      3

1. Понятие судебной системы РФ. Единство и независимость судебной системы РФ                                                                                                                                 5

2. Структура судебной  системы РФ                                                                           7

3. Регулирование судебной  системы РФ законодательством  России. Полномочия судебной власти                                                                                  11

Заключение                                                                                                               13

Список использованной литературы                                                                  15

 

Введение

В соответствии со ст.1-2 Конституции  РФ Россия является демократическим  правовым государством, в котором  признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность  государства. Права и свободы  человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной  и исполнительной власти, обеспечиваются правосудием (ст.18).

Защита прав и свобод граждан  объявляется обязанностью государства, и каждому гражданину предоставляется  право защищать свои права и свободы  любыми способами, не запрещёнными законами (ст.45 Конституции РФ).

Построение правового  государства предполагает попытку  реального усиления гарантий прав, свобод и законных интересов граждан. Для этого и существуют самые  различные суды, в компетенцию  которых входят самые разные вопросы, начиная с дел по каким-либо гражданским  спорам и заканчивая рассмотрением  дел, связанных с основами государственного строя нашей страны.

Судебная власть в России представлена тремя видами судов: арбитражные  суды, суды общей юрисдикции и Конституционный  суд РФ. Кроме этого в системе  судов общей юрисдикции выделяют суды гражданские и военные.

Судебная система играет важную роль в построении гражданского общества и развитии национальной экономики. Независимое и беспристрастное  разрешение судами споров является одним  из условий обеспечения инвестиционной привлекательности России и повышения  предпринимательской активности.

Существующая закрытость судебной системы не является отражением целенаправленной политики судов. Напротив, суды стремятся стать прозрачными  для общества. Проблема состоит в  том, что обеспечение открытости правосудия требует значительных финансовых затрат, в частности, для создания систем по размещению необходимой информации (прежде всего текстов судебных решений) в сети Интернет, обеспечения свободного доступа в залы судебных заседаний.

При отсутствии доверия российского  общества к судебной системе говорить об эффективном правосудии будет  просто невозможно. Между тем опросы общественного мнения свидетельствуют  о низком уровне доверия общества к судебной системе. Это является следствием, в частности, долгого  и неэффективного рассмотрения дел, недостаточной объективности судебных решений и их качества.

Необходимость комплексного решения проблем, связанных с  реформированием и развитием  судебной системы, а также системы  исполнения судебных решений, программно-целевым  методом обусловлена объективными причинами, в том числе:

  • большим значением эффективной работы органов правосудия для построения демократического правового государства;

тесной взаимосвязью процессов  социально-экономического развития общества и сферы правосудия;

  • сложностью организационной структуры судебной системы, особыми требованиями к ее формированию и функционированию;
  • многообразием проблем, для решения которых необходимо выполнение значительных по объему и требующих длительных сроков реализации инвестиционных проектов и мероприятий.

В данном реферате рассматривается понятие и структура судебной системы Российской Федерации, правовое регулирование ее Конституцией РФ и законами нашей страны, а также проблемы судебного реформирования страны и роль судебной реформы в устройстве государства. 

  1. Понятие судебной системы РФ.

Единство и  независимость судебной системы  РФ

 

Судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судебным органам и осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке  к осуществлению правосудия присяжных  заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных  Конституцией РФ и законом, не допускается.

Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной  и исполнительной властей, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Таким образом, судебную власть можно определить как возможность  и способность занимающего особое положение в государственном  аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и социальные процессы.

Каждый суд осуществляет данную ему власть в пределах той  компетенции, которой он наделен, а  все вместе суды образуют единую судебную систему России.

Судебная система Российской Федерации - это закрепленная Конституцией России 1993 г. совокупность судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства нашей страны, имеющих общие задачи, связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия. Каждое из звеньев судебной системы представляет собой совокупность судов одинаковой компетенции.

В настоящее время судебная система устанавливается в соответствии с Федеральным конституционным  законом № 1-ФКЗ "О судебной системе  Российской Федерации" от 31.12.1996 г. На основании пункта "о" статьи 71 Конституции РФ установление основ  построения судоустройства относится  исключительно к ведению Российской Федерации, а не ее субъектов. Единство судебной системы имеет важное значение, которое приобретает особую роль в федеративном государстве.

В нашей стране единство судебной системы обеспечивается путем:

  1. установления судебной системы Конституцией РФ и федеральным конституционным законом;
  2. соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
  3. применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных норм и принципов международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов России;
  4. признания обязательности исполнения на всей российской территории судебных актов, вступивших в законную силу;
  5. законодательного закрепления единого статуса судей;
  6. финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Структура судебной системы РФ

В судебную систему России входят следующие виды судебных органов:

  • федеральные суды;
  • конституционные (уставные) суды субъектов РФ;
  • мировые судьи субъектов РФ.

К федеральным судам РФ относятся:

  • Конституционный Суд Российской Федерации;
  • Верховный Суд России, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
  • Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов России, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством  конституционного судопроизводства. Не подчиняется никаким органам, его  решения носят обязательный характер.

Создание данного суда стало беспрецедентным явлением для России. Советские суды никогда  не имели полномочий по проверке законов  или подзаконных актов на соответствие их содержания Конституции страны, из-за чего конституционные права  граждан советского государства  оставались пустой формальностью и  существовали только в письменном виде. Разработанный по европейским образцам закон предусмотрел несменяемость  судей Конституционного Суда, их неподотчетность  никому, запрет заниматься политической деятельностью и работать по совместительству. Их главная и основная задача - определять конституционность международных  договоров России, федерального законодательства, законодательства субъектов РФ и правоприменительной практики.

Система судов общей юрисдикции состоит из Верховного Суда РФ, Верховных  судов республик в составе  РФ, краевых (областных) судов, судов  автономных округов и автономной области, районных (городских) судов. В  систему судов общей юрисдикции также входят военные суды. Система  судов общей юрисдикции является централизованной и возглавляется  Верховным судом России, который  является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам.

Система арбитражных судов  включает в себя Высший Арбитражный  Суд РФ, федеральные арбитражные  суды округов, арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектов  России.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов России, мировые  судьи, являющиеся судьями общей  юрисдикции субъектов РФ.

Необходимо отметить, что  Конституционный Суд РФ существует без связи с конституционными (уставными) судами, не образует подсистемы судов конституционной юрисдикции, не пересматривает решения иных судебных органов. Кроме того, законность некоторых  нормативных актов проверяют  конституционные (уставные) суды и суды общей юрисдикции.

Следовательно, судебная власть в Российской Федерации представляет собой соединение трех структур: Конституционного Суда РФ и не связанных с ним  конституционных (уставных) судов субъектов  Федерации, Высшего Арбитражного Суда и системы арбитражных судов; Верховного суда РФ и системы судов  общей юрисдикции.

Таким образом, и Конституционный  Суд РФ, и суды общей юрисдикции, и арбитражные суды представляют собой три абсолютно независимых  друг от друга частей общей судебной системы. Все они имеют общие  задачи по охране конституционного строя, политической и экономической систем, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан.

Все вышеперечисленные судебные органы имеют следующие общие  признаки, отличающие их от других органов  государства:

  • правосудие осуществляется только судом (в государстве ни один другой орган или общественная организация не осуществляет разбирательства судебных дел);
  • правосудие реализуется только при помощи способов, указанных в законе;
  • правосудие основано на точном соблюдении закона;
  • правосудие производится только в процессуальной форме;
  • суду предоставлено право применять государственное принуждение.

Одной из главных характеристик  судебной системы является понятие "судебное звено". Оно лежит  в основе подразделения судов  общей юрисдикции и арбитражных  судов. Судебным звеном являются суды, наделенные одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место в судебной системе.

К примеру, мировые судьи  и районные (городские) суды образуют первое звено судов общей юрисдикции. Но районный суд является вышестоящей  инстанцией по отношению к мировым  судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Информация о работе Судебная власть РФ: институциональный, функциональный и организационный анализ