Форма государтсва

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 06:40, курсовая работа

Краткое описание

Тема данной курсовой работы «Форма государства». Форма государства выражает способ организации и осуществления государственной власти и ее взаимодействие с населением. На протяжении многих столетий политико-правовая мысль пыталась объяснить устройство тех или иных государств, выделяя самое основное в формах государства. Форма государства состоит из трех элементов: форма правления, политический режим, форма государственного устройства. Тема данной работы является чрезвычайно интересной. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства, так как форма государства во многом влияет на его содержание и функции, так же от того, как организована и реализуется государственная власть, зависит эффективность проводимой политики, законность, благополучие и правопорядок в стране.

Содержание

Введение___________________________________________________________________3
Глава 1. Форма правления. Понятие и виды.______________________________________4
1.1. Монархия_______________________________________________________________5
1.2. Республика______________________________________________________________7
1.3. Нетипичные формы правления_____________________________________________8
Глава 2. Политический режим. Понятие и признаки.______________________________10
2.1. Демократический политический режим_____________________________________11
2.2. Антидемократические режимы_____________________________________________12
Глава 3. Форма государственного устройства____________________________________15
3.1. Унитарное государство___________________________________________________17
3.2. Федерация______________________________________________________________19
3.3. Конфедерация___________________________________________________________21
Заключение________________________________________________________________24
Библиографический список __________________________________________________26

Вложенные файлы: 1 файл

мой вариант.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

Смешанная республика сочетает в себе черты президентской и парламентарной республик:

    • жесткое разделение властей;
  • двойная ответственность правительства перед парламентом  и президентом. Президент избирается непосредственно народом, он сам может назначить премьер- министра, вице- премьеров и министров, но на это необходимо согласие нижней палаты, но в некоторых странах получение этого согласия не обязательно. Президент находится вне системы разделения властей, он не относится ни к одной из ее ветвей.8

Вывод:

Форма правления – элемент формы  государства, подразумевающий организацию  верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, их взаимоотношений с населением, степень участия последнего в их формировании.

Существует ряд критериев, по которым разделяют виды форм правления, но в основном деление идет в зависимости от источника государственной власти и режима ответственности главы государства. Основными формами правления являются монархия и республика, но также встречаются формы не относящиеся в двум перечисленным, их называют нетипичными формами правления.

Монархия - это форма правления, при которой глава государства  получает свой государственный статус и особый почетный титул по наследству и пожизненно.

Традиционно монархию разделяют на неограниченную (абсолютную) и ограниченную (конституционную), последняя делится на парламентарную и дуалистическую.

Республика – это  форма правления, характеризующаяся выборностью  главы государства, именуемого обычно президентом.

Традиционно республику делят на парламентарную и президентскую.

К нетипичным формам правления обычно относят республиканскую монархию, монархическую республику, смешанную  республику.

 

 

Глава 2. Политический режим. Понятие и признаки

Термин «политический режим» появился в западной литературе еще в XIX веке, а в широкий научный оборот вошел во второй половине XX века. В широком смысле слова политический режим – это реальное распределение политической власти. В этом значении он представляет собой определенный способ функционирования политической системы общества, который позволяет отличать одно государство от другого. Политический режим складывается в результате взаимодействия всех элементов политической системы: политических институтов, отношений, норм и культуры. В более узком значении слова политический - это совокупность способов и методов осуществления государственной власти. Таким образом, политический режим характеризуется:

  • методами осуществления политической власти;
  • мерой участия граждан в управлении;
  • степенью политической свободы в обществе;
  • открытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности;
  • фактическим состоянием правового статуса личности.
  • положением средств массовой информации, степенью гласности в обществе;
  • учет интересов меньшинства при принятии политических решений;
  • мерой  политического плюрализма, в том числе многопартийностью;
  • существованием реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.9

Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. По нему судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

Факторы, влияющие на политический режим:

  • исторические (опыт, обычаи, традиции );
  • экономические (формы собственности, уровень социально-экономического развития страны);
  • национально-расовые (однородность и неоднородность государства, взаимоотношения наций);
  • социально-психологические (менталитет);
  • субъективные факторы (политические взгляды руководства страны, расстановка социальных сил; личные качества политических лидеров).

Исследователи насчитывают в современном мире огромное количество различных политических режимов, многие из которых отличаются друг от друга крайне незначительно, фактически каждая страна имеет свой неповторимый государственный режим. Это определяет большое разнообразие подходов к классификации политических режимов. Античный философ Аристотель (384 – 322 г до н. э.)  дает два критерия, по которым можно провести классификацию:

  • по тому, в чьих руках находится власть;
  • по тому, как эта власть используется.

Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов, основанная на этих критериях, и широко применяемая сегодня - деление их на демократические и антидемократические.

2.1. Демократический политический режим

Демократия – (от древнегреч. demos- народ и crutos- власть ) - народовластие - это одна из основных форм  устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству. Демократический режим характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом.

Демократический режим обладает рядом специфических  черт:

  • суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их.
  • периодическая выборность основных органов государства.
  • сочетание правления большинства и защита прав меньшинства. Демократия защищает права отдельных личностей. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, - это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Если в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства
  • равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в

государстве. В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно  выполняет властные функции, демократия делится на прямую и представительную.10

При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов.11 При представительной демократии основным источником власти признается народ, но управление государством делегируется различным представительным органам, члены которых избираются гражданами. Её суть заключается в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения. Представительная демократия необходима особенно тогда, когда из-за больших территорий или вследствие других причин затруднено регулярное непосредственное участие граждан в голосованиях, а также когда принимаются сложные решения, труднодоступные для понимания неспециалистов. Принципиальным недостатком представительной демократии является формирование властных органов посредством выборов, во время которых избиратели вынуждены голосовать за малознакомых им кандидатов, не представляющих интересы всех слоёв населения.12

2.2 Антидемократические режимы

Антидемократические режимы традиционно делят на тоталитарный и авторитарный.

Понятие тоталитаризма происходит от лат. "totalis" - весь, полный, целый. Тоталитаризм (от лат. "totalis" - весь, полный, целый)- это политический режим, основанный на стремлении руководства страны установить полный контроль над личностью и подчинить уклад ее жизни одной, безраздельно господствующей идее.13

 

Тоталитарными являются режимы, при которых:

  • существует однопартийность (одна массовая партия с жесткой, полувоенной структурой, часто сросшаяся с государственным аппаратом и концентрирующая в себе реальную власть в обществе, строящуюся вокруг лидера)
  • доминирует роль идеологии. Тоталитарный режим - это идеологический режим, где всегда есть своя " Библия".
  • монопольный контроль производства и экономики, а также на подобном контроле всех других сфер жизни, включая образование, средства массовой информации и т.д.
  • существует жесткий полицейский контроль. 14

Авторитаризм по своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.

Авторитарной политической системе  присущи следующие черты:

  • не подконтрольность власти гражданам
  • монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции.
  • возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям
  • невмешательство во вне политические сферы и прежде всего в экономику.

Власть занимается главным образом  вопросами обеспечения собственной  безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она  может влиять ни на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления.

Введение в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.

Таким образом, авторитаризм - политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во вне

политических сферах. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности.15

Вывод:

Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений  об основных системах власти. По нему судят  о подлинной картине принципов  организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов, основанная на этих критериях, и широко применяемая сегодня - деление их на демократические и антидемократические.

Демократия –  народовластие - это  одна из основных форм  устройства любой  организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству. Демократический режим  характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом.

Выделяют прямую демократию и представительную.

Антидемократические режимы традиционно  делят на тоталитарный и авторитарный.

Тоталитаризм - это политический режим, основанный на стремлении руководства  страны установить полный контроль над  личностью и подчинить уклад  ее жизни одной, безраздельно господствующей идее.

Авторитаризм по своим характерным  чертам он занимает как бы промежуточное  положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.

 

Глава 3. Форма государственного устройства

Вопрос о форме государственного устройства имеет важное практическое и теоретическое значение, особенное на современном этапе, когда классические формы подвергаются изменениям, появляются «гибридные» и «переходные» формы государственного устройства. С практической точки зрения важно определиться с формами новых государственных объединений, поскольку это влияет не только на внутренне устройство, но и международное положение государств и государственных образований.

Информация о работе Форма государтсва